КСП урока Мырзағали Жанархан Шынханұлы

Тақырып бойынша 11 материал табылды

КСП урока Мырзағали Жанархан Шынханұлы

Материал туралы қысқаша түсінік
Ознакомить с видами ядерных взрывов, сформировать представление о поражающих факторах ядерного взрыва и способах защиты.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Краткосрочный план-конспект по НВиТП

2 четверть

Раздел 8. Основы безопасности жизнедеятельности и информационных технологий.

Школа: КГУ «Общеобразовательная школа села Тасты-Талды»

Дата:

ФИО учителя: Мырзағали Жанархан Шынханұлы

Класс: 10

Количество присутствующих: отсутствующих:

Тема урока

Ядерное оружие и его характеристика.

Цели обучения

Ознакомить с видами ядерных взрывов, сформировать представление о поражающих факторах ядерного взрыва и способах защиты.

Цели урока

1. Виды ядерных взрывов.

2. Поражающие факторы ядерного взрыва и способы защиты от них.

3. Очаг ядерного поражения, его характеристика.

4. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Деятельность учителя на уроке


Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы


Начало урока

( 5 минут )

Построение, принятие доклада, проверка внешнего вида и количества учащихся.

Формирование представлений о ядерном взрыве, его видах и поражающих факторах; развитие умения и защитить себя и окружающих при ядерном взрыве; воспитание самостоятельности, дисциплинированности.

- Приветствуют учителя.


Оценивание эмоционального состояния учащихся


https://www.youtube.com/watch?v=yGZbUycEud0



Середина урока

( 30 минут )

Ядерное оружие и его характеристика. Содержание параграфа поможет:

составить представление о катастрофических последствиях применения ядерного оружия; • запомнить виды ядерных взрывов и их поражающие факторы; - определить основные способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. Ядерное оружие - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяю- щей ся при ядерном взрыве. Оно способно в короткое время вывести из строя большое количество людей, разрушить здания и сооружения на обширных территориях. К ядерному оружию относятся ядерные боеприпасы и средства доставки их к цели. Мощность взрыва ядерного боеприпаса принято выражать тротиловым эквивалентом, то есть количеством обычного взрывчатого вещества (тротила). Тротиловый эквивалент измеряется в десятках, сотнях, тысячах (кило) и миллионах (мега) тонн. Средствами доставки ядерных боеприпасов к целям являются ракеты (основное средство нанесения ядерных ударов), авиация и артиллерия. Кроме того, могут применяться ядерные фугасы.Массовое применение ядерного оружия чревато катастрофическими последствиями для всего человечества, поэтому Республика Казахстан настойчиво и неуклонно ведет борьбу за его запрещение. Виды ядерных взрывов.

Ядерные взрывы могут осуществляться в воздухе на различной высоте, у поверхности земли (воды) и под землей (водой). В соответствии с этим их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные) (рисунок 8.2). В свою очередь высотные ядерные взрывы подразделяются на стратосферные (взрывы на высотах от 10 до 80 км) и космические ( взрывы на высотах более 80 км). Эта единица давления называется паскалем (Па) 1 Н/м2 = 1 Па.При избыточном давлении 20 40 кПа незащищенные люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузии). Воздействие ударной волны с избыточным давлением 40-60 «Па приводит к поражениям средней тяжести: потере сознания, повреждению органов слуха, сильным вывихам конечностей, кровотечению из носа и ушей. Тяжелые травмы возникают при избыточном давлении свыше 60 кПа и характеризуются сильными контузиями всего организма, переломами конечностей, поражением внутренних органов. Крайне тяжелые поражения, нередко со смертельным исходом, наблюдаются при избыточном давлении свыше 100 кПа.Скорость движения и расстояние, на которое распространяется ударная волна, зависят от мощности ядерного взрыва. С увеличением расстояния от места взрыва скорость быстро падает. Так, при взрыве боеприпаса мощностью 20 кт ударная волна проходит 1 км за 2 сек. , 2 км за 5 сек. , 3 км за 8 сек. За это время человек после вспышки может укрыться и избежать поражения. Световое излучение- это поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Его источник - светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 секунд. Несмотря на кратковременность, вызывает ожоги открытых участков тела, поражение (постоянное или временное) органов зрения людей и возгорание горючих материалов и объектов. Световое излучение не проникает через непрозрачные материалы, поэтому любая преграда, способная создать тень, защищает от его прямого действия и исключает ожоги. Значительно ослабляется световое излучение в запыленном (задымленном) воздухе, тумане, при дожде и снегопаде.

Проникающая радиация - это поток гамма-лучей и нейтронов. Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекулы, входящие в состав клеток. Под влиянием ионизации в организме возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций отдельных органов и развитию лучевой болезни. В результате прохождения излучений через материалы окружающей среды уменьшается их интенсивность. Ослабляющее действие принято характеризовать слоем половинного ослабления, т. е. такой толщиной материала, проходя через которую интенсивность излучения уменьшается в два раза. Например, в два раза ослабляют интенсивность гамма-лучей сталь толщиной 2,8 см; бетон - 10 см; грунт - 14 см; древесина - 30 см. Открытые и перекрытые щели уменьшают воздействие проникающей радиации, а убежища и противорадиационные укрытия практически полностью защищают от нее. Основными источниками радиоактивного заражения являются продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. При наземном ядерном взрыве светящаяся область касается земли. Внутрь ее затягиваются массы испаряющегося грунта, которые поднимаются вверх. Охлаждаясь, пары продуктов деления и грунта конденсируются на твердых частицах. Образуется радиоактивное облако. Оно поднимается на многокилометровую высоту, а затем со скоростью 25-100 км/ч движется по ветру. Радиоактивные частицы, вы- падая из облака на землю, образуют зону радиоактиваого заражения (след), длина которой может достигать нескольких сот километров. При этом заражаются местность, здания, сооружения, посевы, водоёмы. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют в первые часы после выпадения, так как их активность в этот период наивысшая. Электромагнитный импульс - это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть перегорание или пробои отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с протяженными проводными линиями. Наиболее надежным средством защиты от всех поражающих факторов ядерного взрыва являются защитные сооружения. В поле следует укрываться за прочными местными предметами, обратными скатами высот, в складках местности. При действиях в зонах заражения для защиты органов дыхания, глаз и открытых участков тела от радиоактивных веществ используются средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки), а также средства защиты кожи От светового излучения возникнут сплошные пожары. Зона слабых разрушений с избыточным давлением во фронте ударной волны от 20 до 10 кПа. Здания получат небольшие разрушения. От светового излучения возникнут отдельные очаги пожаров. Зона радиоактивного заражения - территория, подвергшаяся заражению радиоактивными веществами в результате их выпадения после наземных (подземных) и низких воздушных ядерных взрывов. Вредное воздействие ионизирующих излучений оценивается полученной дозой излучения (дозой радиации), т. е. энергией этих лучей, поглощенной в единице объема облучаемой среды. Это энергия измеряется существующими дозиметрическими приборами в рентгенах (Р).

выпадения радиоактивных веществ из облака на местность до полного их распада равна 400 Р, уровень радиации через час после взрыва - 80 Р/ч. Площадь этой зоны - 10-12 % от площади радиоактивного следа. Зона В - опасного заражения. На внешней границе зоны доза излучения - 1200 Р, уровень радиации через час после взрыва - 240 Р/ч. Площадь этой зоны - 8-10 % от площади радиоактивного следа. Зона Г - чрезвычайно опасного заражения. На внешней границе зоны доза излучения - 4000 Р, уровень радиации через час после взрыва - 800 Р/ч. Площадь этой зоны - 10-12 % от площади. Постепенно уровни радиации на местности снижаются, ориентировочно в 10 раз через отрезки времени, кратных 7. Например, через 7 часов после взрыва мощность дозы уменьшится в 10 раз, через 49 часов - в 100 раз. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Нейтронные боеприпасы являются разновидностью ядерных боеприпасов.

Как можно защитить себя от поражающих факторов ядерного взрыва, особенности действия нейронных боеприпасов.













































Определять очаг ядерного поражения и давать ему характеристику; защищать себя от поражающих факторов в случае ядерного взрыва.

ФО «Солнышко и тучка»

























ФО «Звёздочки»



















ФО «Сэндвич похвалы»

https://www.youtube.com/watch?v=0IZ_GKoA6qU



Конец урока

( 5 минут )

Вопросы и задания

Почему ядерное оружие характеризуется как оружие массового поражения ?

Назовите и характеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.

Что такое ядерноепоражения ?

Индивидуальная работа

Уровень радиации на местности через 2 часа после взрыва равен 270 Р/ч. Каким он был через 1 час взрыв и каким будет через 7 часов.

Поисковая работа

Подготовите доклад на тему « Средства доставки ядерных боеприпасов ».

-Сегодня я узнал (-а)… -Было интересно… -Было трудно… -Я выполнял (-а) задания… -Я понял (-а), что… -Теперь я могу… -Я почувствовал (-а), что… -Я приобрел (-а)…





Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
11.03.2025
185
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі