КТП 8 класс биология 68 час рус

Тақырып бойынша 20 материал табылды

КТП 8 класс биология 68 час рус

Материал туралы қысқаша түсінік
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО Биологий 8 КЛАСС год - 68 часа, по 2 часу в неделю
Материалдың қысқаша нұсқасы

Пояснительная записка

  1. Календарно-тематическое планирование
    2025–2026 учебный год
    Предмет: Биология
    Класс: 8
    Учитель: Қайырғалиев Е.М.
    Количество часов за год: 68 ч.
    В неделю: 2 ч.

Календарно-тематическое планирование в классе составлено на основе:

  1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).

  2. Учебный предмет «Биология» имеет важное значение в развитии мировоззрения учащихся, формировании научной картины мира, воспитании бережного отношения к природе и здоровому образу жизни.

Цели учебного предмета «Биология»

  1. Сформировать у обучающихся целостное представление о клетке, тканях, органах и системах органов как структурных единицах живых организмов.

  2. Развить умения исследовать живые организмы на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом и экосистемном.

  3. Познакомить с разнообразием живых организмов и их взаимосвязями в экосистемах.

  4. Обеспечить понимание роли наследственности, изменчивости и размножения в развитии и эволюции живых организмов.

  5. Воспитать экологическую культуру, бережное отношение к природе и ответственное отношение к собственному здоровью.

По завершении изучения курса биологии в 8 классе учащиеся должны знать и уметь:

  • различать строение клеток прокариот и эукариот;

  • классифицировать ткани растений и животных;

  • объяснять свойства и функции органических веществ (углеводов, липидов, белков);

  • распознавать признаки растений, грибов и животных основных таксонов;

  • описывать строение и функции пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной и опорно-двигательной систем человека и животных;

  • определять значение витаминов, микро- и макроэлементов для организма;

  • сравнивать гуморальную и нервную регуляцию, объяснять функции эндокринных желез;

  • описывать процессы митоза и мейоза, их биологическое значение;

  • объяснять роль наследственности и изменчивости в эволюции;

  • характеризовать экосистемы, популяции, адаптации живых организмов;

  • выявлять экологические проблемы Казахстана и пути их решения.

Задачи изучения предмета «Биология»

  1. Сформировать систему знаний о клетке, тканях, органах и системах органов человека, животных и растений.

  2. Развить умения проводить наблюдения, эксперименты и лабораторные исследования.

  3. Научить применять знания о функциях организма и взаимосвязях живых организмов в реальной жизни.

  4. Воспитать культуру здорового и безопасного образа жизни.

  5. Сформировать экологическое сознание и умение анализировать влияние человека на природу.

  6. Развить навыки самостоятельного обучения, критического мышления и исследовательской деятельности.

Количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68

Количество суммативных работ на учебный год

  • В соответствии с пунктом инструктивно-методического письма 1.3 «Особенности организации работы по оцениванию учебных достижений и восполнения пробелов знаний у обучающихся» форма и время проведения на уроке для выполнения суммативной работы за раздел определяются учителем самостоятельно.

  • Количество процедур суммативного оценивания по предмету «Биология» Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества процедур суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ) 1 раз в каждой четверти. Ниже представлено количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему.


Количество суммативного оценивания за раздел



Четверть

Количество учебных дней

Часы

Количество СОР

Даты СОР

Количество СОЧ

Даты СОЧ

I

39

16

3


1


II

39

16

2


1


III

49

20

3


1


IV

38

16

3


1


Итог:

165

68

11


4




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Дисциплина: «Биология», класс: 8

Итого: 68 часов, в неделю: 2 часа


Раздел долгосроч-ного плана в учебном плане

Темы уроков

Цели обучения

Кол-во часов

Сроки

Примеча-ние

1 четверть



8.1А Клеточная биология


  1. 1

Клетка – основная структурная единица организма. Строение клеток прокариот и эукариот: наличие и расположение ядра, клеточная стенка, клеточная мембрана, пластиды, митохондрии, клеточная вакуоль, рибосомы.

8.4.2.2 сравнить строение клеток эукариот и прокариот

1

03.09


  1. 2








Разнообразие тканей у растений: образовательная, покровная, основная, проводящая, механическая, выделительная. Разнообразие тканей у животных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Лабораторная работа «Классификация тканей растений». Лабораторная работа «Классификация тканей животных».

8.4.2.1 классифицировать ткани растений и животных

1








04.09


8.1В Молекулярная биология и биохимия

  1. 4

Органические вещества клетки. Различия между мономерами и полимерами.

8.4.1.1 описывать различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры

1

10.09


  1. 5

Углеводы – источники энергии. Значение и функции: глюкозы, сахарозы, гликогена, крахмала, целлюлозы, хитина. Свойства липидов и их функции. Разнообразие липидов: жиры, масла, фосфолипиды, воск.

8.4.1.2 описывать свойства и биологические функции

углеводов и липидов

1

11.09


  1. 6

Белки, свойства и функции

СОР№1


8.4.1.3 описывать свойства и биологические функции белков

1

17.09


8.1С Разнообразие живых организмов





  1. 7

Лабораторная работа «Определение отличительных признаков отделов растений: водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные»

8.1.1.1 описывать отличительные признаки растений на примере водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений.

1

18.09


  1. 8

Царство Грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

8.1.1.2 описывать отличительные признаки грибов


1

24.09


  1. 9

Лабораторная работа «Исследование признаков классов однодольных и двудольных растений».

8.1.1.3 распознавать по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений

1

25.09


  1. 10

Тип членистоногие. Тип хордовые. Сравнительная характеристика по внешним признакам.

Демонстрация «Определение отличительных признаков классов членистоногих и хордовых животных» СОР№2


8.1.1.4 распознавать по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных

1

01.10


8.1D Питание



  1. 11

Строение пищеварительной системы дождевого червя, коровы и человека. Моделирование «Сравнение строения пищеварительной системы дождевого червя, коровы и человека».

8.1.2.1 сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных, жвачных животных и человека

1

02.10


  1. 12

Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Гигиена зубов.



8.1.2.2 описывать взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами

1

08.10





  1. 13

Строение пищеварительного тракта человека. Пищеварительные железы. Функции органов пищеварения.

Гигиена питания. Инфекционные заболевания органов пищеварения и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Меры профилактики пищевых отравлений. Меры первой помощи. Профилактика глистных заболеваний

8.1.2.3 объяснять взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями 8.1.2.4 выявлять причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений


1

09.10








  1. 15

Витамины и их значение. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Суточная норма витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота (при авитаминозе А), болезнь бери-бери (при авитаминозе В1), цинга (при авитаминозе С), рахит (при авитаминозе Д). Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах питания» СОР№3

8.1.2.5 описывать значение витаминов в организме человека

8.1.2.6 составлять список продуктов питания со значительным содержанием витаминов

8.1.2.7 определять наличие витамина С в продуктах питания

1

15.10



  1. 17

Инфекционные заболевания и меры их профилактики: амебная дизентерия, фитофтороз, холера, дифтерия, лейшмания, герпес.


8.4.3.1 описывать особенности заболеваний, вызванных простейшими, грибами, бактериями, вирусами и меры их профилактики

1

16.10



  1. 18

СОЧ 1


1

22.10



  1. 19

Повторение


1

23.10



Всего за четверть

16
























2 четверть



8.2А Транспорт веществ


  1. 20

Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) и ее роль для поддержания гомеостаза. Лимфатическая система.

8.1.3.5 описывать лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой

1



  1. 21


Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма.


8.1.3.1 описывать состав и функции крови


1




Функции крови: транспортная, гомеостатическая, защитная. Лабораторная работа «Исследование форменных элементов крови различных организмов». Сравнение клеток крови по: форме, размеру, количеству клеток и наличию ядра.

8.1.3.2 исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

1



  1. 22

Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В-лимфоцитов.

8.1.3.3 охарактеризовать функции различных типов лейкоцитов

8.1.3.4 сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

1



  1. 23

Иммунитет. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Виды вакцин и их роль в формировании приобретенного иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний.

8.1.3.6 оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний

1



  1. 24

Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Агглютинация. Резус-конфликт.

8.1.3.7 объяснять механизм агглютинации и резус-конфликта

1



  1. 25

Строение и функции сердца и кровеносных сосудов у кольчатых червей (дождевой червь), моллюсков, членистоногих и позвоночных.

8.1.3.8. описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных

8.1.3.9 устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

1



  1. 26


Типы кровеносных систем. Замкнутый и незамкнутый типы кровеносной системы. Большой и малый круги кровообращения. Кровеносная система человека.

8.1.3.10 описывать типы кровеносной системы животных

1




Лабораторная работа «Исследование влияния физических упражнений на работу сердца».

8.1.3.11 исследовать влияние физических упражнений на работу сердца




  1. 27

Заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония, инфаркт, тахикардия, ишемическая болезнь, атеросклероз, инсульт). Причины болезней: наследственная предрасположенность, не здоровый образ жизни. СОР 4

8.1.3.12 описывать причины и симптомы заболеваний кровеносной системы


1



8.2.В Дыхание

  1. 28

Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом.

8.1.4.1 описывать механизмы газообмена в легких и тканях

1



  1. 29

Механизм вдоха и выдоха. Строение грудной клетки. Мышцы, участвующие в процессе вдоха и выдоха. Роль диафрагмы во вдохе и выдохе. Изменение давления в воздухоносных путях.

8.1.4.2 объяснять механизм вдоха и выдоха

1



  1. 30

Минутный объем дыхания. Жизненный объем легких у людей разного пола, возраста и физического развития. Частота дыхательных движений. Влияние курения на жизненный объем легких. СОР 5

8.1.4.3 определить жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке


1





Лабораторная работа «Исследование жизненного объема легких».


1




  1. 31

СОЧ 2


1




  1. 32

Повторение


1




3 четверть



8.3А Выделение

  1. 33




  1. 34

Строение органов мочевыделительной системы (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) и функции. Органы фильтрации и выделения. Строение почки (корковое и мозговое вещество, нефрон, пирамидки, почечная лоханка, почечные канальцы).

8.1.5.1 описывать строение и функции органов мочевыделительной системы человека

8.1.5.2 распознавать структурные компоненты почки

1





1



  1. 35

Значение кожи, строение и функции. Регуляция потоотделения.

8.1.5.3 описывать структуру кожи и роль в процессе выделения

1



  1. 36

Причины и последствия кожных заболеваний (чесотка, лишай, угревая сыпь). Симптомы и меры профилактики .СОР6

8.1.5.4 объяснять меры профилактики кожных заболеваний

1



8. Движение

  1. 37

Строение скелета человека. Роль и функции опорно-двигательной системы.

8.1.6.1 описывать функцию опорно-двигательной системы

1



  1. 38

Макро- и микроскопическое строение кости. Химический состав костей. Лабораторная работа «Макро- и микроскопическое строение костей». Демонстрация «Химический состав костей».

8.1.6.2 изучать химический состав, макро- и микроскопическое строение кости

1



  1. 39

Типы соединений костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное.

8.1.6.3 сравнивать типы соединений костей

1



  1. 40

Строение и функции суставов. Приспособленность соединения костей к выполняемым функциям.

8.1.6.4 устанавливать связь строения различных типов суставов с их функциями

1



  1. 41

Строение и функции мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая скелетная, поперечно-полосатая сердечная). Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей».

Классификация мышц тела человека.

8.1.6.5 описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды

8.1.6.6 изучать строение и группы мышц человека

1



  1. 42

Гиподинамия. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

8.1.6.7 называть последствия гиподинамии

8.1.6.8 выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия

1



8.3С Биофизика

  1. 43

Биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением. Роль мышц в прямохождении. Центр тяжести тела при прямохождении. Рычаги в теле человека. СОР7

8.4.4.1 исследовать биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением

1



8.3D Координация и регуляция


  1. 44

Строение органа зрения. Значение зрения. Нарушения зрения. Гигиена зрения.

Лабораторная работа «Исследование зрительного восприятия (определение остроты зрения, поля зрения)».

8.1.7.1 исследовать особенности зрительного восприятия и описывать правила гигиены зрения

1



  1. 45

Строение органа слуха. Значение слуха. Причины нарушения слуха. Гигиена слуха. Лабораторная работа 12 «Исследование особенностей слухового восприятия (определение остроты слуха)».

8.1.7.2 исследовать особенности слухового восприятия и описывать правила гигиены слуха



1







  1. 46

Структура и функции палочек и колбочек, волосковых клеток. Лабораторная работа «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости».

8.1.7.3 соотнести структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями

1






  1. 47

Понятия «гормоны», «гуморальная регуляция». Месторасположение и функции эндокринных, экзокринных и смешанных желез. Гормоны, выделяемые железами.

8.1.7.5 определять расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез

8.1.7.6 объяснять основные функции желез

1



  1. 48

Заболевания, вызванные нарушениями функций эндокринных желез (гипо- и гиперфункция).

8.1.7.7 называть заболевания, вызванные нарушением функции эндокринных желез

1



  1. 49

Рецепторы, расположенные в теле человека (терморецепторы, механорецепторы, ноцицепторы). Лабораторная работа 13 «Исследование кожной чувствительности». СОР8

8.1.7.8 исследовать кожную чувствительность

1



  1. 50

Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела теплокровных животных. Температурная чувствительность. Адаптация терморецепторов к изменению температуры.

8.1.7.9 описывать роль кожи в поддержании постоянной температуры тела теплокровных животных

1




  1. 51

СОЧ 3


1




  1. 52

Повторение


1




4 четверть




8.4А Размножение


  1. 53

Митоз. Мейоз. Биологическое значение митоза и мейоза.


8.2.2.1 объяснять значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов

1









Формы размножения животных. Типы бесполого размножения. Половое размножение.

8.2.1.1 сравнивать способы размножения животных

  1. 54

Жизненный цикл мхов и папоротников. Гаметофит. Спорофит.



8.2.1.2 объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников


1




  1. 55

Жизненный цикл голосеменных и покрытосеменных растений.

8.2.1.3 объяснять особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений

1




8.4В Рост и развитие


  1. 56

Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез. СОР 9

8.2.3.1 объяснять этапы эмбрионального развития

8.2.3.2 описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков

1



8.4С Наследственность и изменчивость

  1. 57

Роль наследственности и изменчивости в эволюции. Взаимосвязь между изменчивостью и адаптацией к меняющимся условиям окружающей среды.

8.2.4.1 аргументировать роль наследственности и изменчивости в эволюции

1



  1. 58

Искусственный отбор и его значение для селекции организмов. Виды искусственного отбора.

8.2.4.2 описывать значение искусственного отбора для селекции организмов

1



  1. 59

Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

8.2.4.3 изучать центры происхождения культурных растений и домашних животных

1



  1. 60

Посевные культуры и породы домашних животных, встречающихся на территории Казахстана. Ценные признаки. СОР10

8.2.4.4 описывать сорта значимых культурных растений и пород домашних животных

1



8.4D Биосфера, экосистема, популяция

  1. 61

Компоненты экосистемы. Водные и наземные экосистемы.

Моделирование «Сравнение наземных и водных экосистем».

8.3.1.1 составлять схему общей структуры экосистем

8.3.1.2 сравнивать водные и наземные экосистемы

1



  1. 62

Основные характеристики и особенности структуры популяции. Различные стратегии выживания организмов (К- и r-стратегии выживания). Взаимоотношения «хищник-жертва». Изменение численности популяций.

8.3.1.3 описывать основные характеристики и особенности структуры популяции

8.3.1.4 исследовать различные стратегии выживания организмов

8.3.1.5 устанавливать причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва

1



  1. 63

Типы взаимоотношений между организмами. Прямые и косвенные типы взаимоотношений организмов. Адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.



8.3.1.6 описывать типы взаимоотношений между организмами

8.3.1.7 объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды


1



  1. 65

Роль человека в природе. Рациональное природопользование. Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия. Всемирный банк семян. СОР11

8.3.2.1 называть причины необходимости сохранения и поддержания биологического разнообразия

8.3.2.2 оценивать значение Всемирного банка семян

1



8.4E Влияние человеческой деятельности на окружающую среду

  1. 66

Экологические проблемы Республики Казахстана. Причины, последствия и пути решения.

8.3.2.3 объяснять причины возникновения экологических проблем на территории Казахстана

1




  1. 67

СОЧ 4


1




  1. 68

Повторение


1







Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
22.00.2025
81
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі