Пояснительная записка
-
Календарно-тематическое планирование
2025–2026 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 9
Учитель: Қайырғалиев Е.М.
Количество часов за год: 68 ч.
В неделю: 2 ч.
Календарно-тематическое планирование в классе составлено на основе:
-
Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
-
Учебный предмет «Биология» имеет важное значение в развитии мировоззрения учащихся, формировании научной картины мира, воспитании бережного отношения к природе и здоровому образу жизни.
Цели учебного предмета «Биология»
-
Сформировать у обучающихся системные знания о клетке, организме, популяции, биосфере.
-
Развить исследовательские умения в области биологии: постановка эксперимента, анализ результатов, построение моделей.
-
Обеспечить понимание процессов наследственности и изменчивости, роли генетики и биотехнологий.
-
Познакомить с принципами эволюции, многообразием живых организмов и закономерностями экосистем.
-
Сформировать ответственное отношение к собственному здоровью и окружающей среде.
Задачи курса биологии в 9 классе
-
Изучить строение и функции клетки, тканевых и органных систем.
-
Сформировать знания о процессах питания, дыхания, выделения, координации и регуляции организма.
-
Научить применять законы генетики, решать генетические задачи, составлять родословные.
-
Познакомить с молекулярными основами наследственности (ДНК, РНК, белки).
-
Объяснить механизмы размножения, развития, регуляции и адаптации организма.
-
Сформировать понимание движущих сил эволюции, многообразия видов, механизмов видообразования.
-
Ознакомить с достижениями биотехнологии, микробиологии и их применением в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
-
Воспитать экологическую культуру и понимание влияния деятельности человека на окружающую среду.
Результаты обучения (учащиеся должны уметь)
-
Объяснять функции органоидов клетки.
-
Использовать бинарную номенклатуру при описании видов растений и животных.
-
Анализировать рост популяций, строить и сравнивать экологические пирамиды.
-
Описывать процессы дыхания, пищеварения, выделения и транспорта веществ.
-
Изучать влияние ферментов, гормонов и факторов среды на обмен веществ.
-
Исследовать нервные и гуморальные механизмы регуляции, поддержание гомеостаза.
-
Решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять родословные.
-
Объяснять закономерности наследственности, определение пола, наследование групп крови.
-
Характеризовать этапы эмбрионального развития человека.
-
Анализировать эволюционные процессы: естественный отбор, изменчивость, видообразование.
-
Оценивать последствия деятельности человека для экологии и здоровья.
Количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68
Количество суммативных работ на учебный год
-
В соответствии с пунктом инструктивно-методического письма 1.3 «Особенности организации работы по оцениванию учебных достижений и восполнения пробелов знаний у обучающихся» форма и время проведения на уроке для выполнения суммативной работы за раздел определяются учителем самостоятельно.
-
Количество процедур суммативного оценивания по предмету «Биология» Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества процедур суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ) 1 раз в каждой четверти. Ниже представлено количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему.
Количество суммативного оценивания за раздел
|
Четверть |
Количество учебных дней |
Часы |
Количество СОР |
Даты СОР |
Количество СОЧ |
Даты СОЧ |
|
I |
39 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
II |
39 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
III |
49 |
20 |
3 |
|
1 |
|
|
IV |
38 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
Итог: |
165 |
68 |
12 |
|
4 |
|
Дисциплина: «Биология», класс: 9
Итого: 68 часов, в неделю: 2 часа
|
№ |
Раздел |
Темы уроков |
Цели обучения |
Кол-во часов |
Сроки |
Примеча- ние |
|
|
|
|
1 четверть |
|
|
|||
|
9.1А Клеточ ная биоло гия |
Функции основных компонентов клетки. Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, клеточные включения. Строение и выполняемые функции. |
9.4.2.1 - объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки |
1 |
02.09 |
|
|
|
|
Вычисление линейного увеличения клеток. Увеличение, актуальный размер клетки (органеллы) и фактический размер изображения. Перевод единиц измерения в систему СИ (сантиметры - миллиметры - микрометры - нанометры). Моделирование «Вычисление линейного увеличения клеток с использованием микрофотографий» |
9.4.2.2 - вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии |
1 |
04.09 |
|
|
|
9.1В Разнообразие живых организмов |
Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов. Лабораторная работа 1 «Определение видов растений и животных (местного региона) с помощью определителей». |
9.1.1.1 - использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов; 9.1.1.2 - распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям) |
1 |
09.09 |
|
|
|
|
Экспоненциальные и сигмоидальные кривые роста популяций. |
9.3.1.1 - анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций |
1 |
11.09 |
|
|
|
|
Эффективность переноса энергии в экосистеме. Поток энергии и цепи питания. Виды экологических пирамид. |
9.3.1.2 - рассчитывать эффективность переноса энергии; 9.3.1.3 - сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии |
1 |
16.09 |
|
|
|
|
Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы СОР№1 |
9.3.1.4 - составлять схему круговорота азота и углерода в природе |
1 |
18.09 |
|
|
|
9.1D Влияние деятель ности человека на окружающую среду |
Влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду и здоровье человека. Воздействие пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. |
9.3.2.1 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду 9.3.2.2 - объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека |
1 |
23.09 |
|
|
|
|
Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние изменения температуры атмосферы и воды, повышение уровня мирового океана на живые организмы. |
9.3.2.3 - объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы; 9.3.2.4 - объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя |
1 |
25.09 |
|
|
|
9.1E Питание |
Процессы расщепления. Действие пищеварительных ферментов. Роль ферментов в пищеварении. Абсорбция и выделение. |
9.1.2.1 - описывать в деталях процессы пищеварения у человека; 9.1.2.2 - устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи |
1 |
30.09 |
|
|
|
|
Механизм действия ферментов. Активный центр фермента. Лабораторная работа 2«Исследование влияния различных условий (температура, pН) на активность фермента». |
9.4.1.1 - изучать механизм действия ферментов 9.1.2.3 - исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента |
1 |
02.10 |
|
|
|
|
Эмульгирование жиров под действием желчи. Лабораторная работа 3 «Исследование процесса эмульгирования жиров под действием желчи». СОР№2
|
1 |
07.10 |
|
||
|
9.1.2.4 - исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи |
|||||||
|
9.1F Транс-порт веществ |
Сходства и различия активного и пассивного транспорта. Транспорт через клеточную мембрану. Затрата энергии при активном транспорте. Внешние и внутренние факторы, влияющие на транспирацию. Лабораторная работа 4 «Исследование внешних факторов: температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха на процесс транспирации». |
9.1.3.1 - сравнивать пассивный и активный транспорт 9.1.3.2 - объяснять сущность процесса транспирации у растений; 9.1.3.3 - исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации |
1 |
09.10 |
|
|
|
|
Лабораторная работа «Исследование внутренних факторов: площади испаряющей поверхности и отношения этой поверхности к объему растений (кутикула, устьица) на процесс транспирации». СОР№3 |
9.1.3.2 - объяснять сущность процесса транспирации у растений; 9.1.3.3 - исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации |
1 |
14.10 |
|
|
|
|
Влияние внешних факторов на транспорт веществ по флоэме: температуры, влажности, света. |
|
1 |
16.10 |
|
|
|
|
СОЧ 1 |
|
1 |
21.10 |
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
23.10 |
|
|
|
|
|
2-я четверть |
|
|
|
||
|
9.2A Дыхание |
Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробногодыхания. |
9.1.4.1 - сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания |
1 |
|
|
|
|
|
Утомление мышц, связанное с анаэробным и аэробным дыханием. Влияние физических упражнений на аэробное и анаэробное дыхание. СОР4 |
9.1.4.2 - рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания |
1 |
|
|
|
|
9.2B Выделе ние |
Строение и функции нефрона. |
9.1.5.1 - описывать строение и функцию нефрона; |
1 |
|
|
|
|
|
|
Ультрафильтрация. Абсорбция и избирательная реабсорбция. Состав мочи. Причины фильтрации и обратной фильтрации. |
9.1.5.2 - описывать процессы фильтрации и образования мочи |
1 |
|
|
|
|
|
Факторы, влияющие на работу почек: рацион питания, переохлаждение, лекарственные препараты, хронические и инфекционные заболевания (кариес, гнойная ангина и др.). Гигиена мочевыделительной системы. Заболевания почек и органов мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь почек. Причины и меры профилактики. |
9.1.5.3 - описывать факторы, влияющие на работу почек 9.1.5.4 - объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы |
1 |
|
|
|
|
|
Продукты выделения живых организмов, обитающих на суше, в пустыне, в пресной и соленой воде Конечные продукты разложения азотсодержащих органических веществ: аммиак, мочевина, мочевая кислота. СОР 5 |
9.1.5.5 - установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов |
1 |
|
|
|
|
9.2C Коорди нация и, биофизи ка |
Типы и функции нейронов. Функции нервной ткани (глиальные клетки). Миелинизированные и немиелинизированные оболочки аксона. Синапсы и медиаторы.
|
9.1.7.1 - устанавливать взаимосвязь между строением нервной клетки и функцией нервной клетки |
1 |
|
|
|
|
|
|
Моделирование 2 «Строение нервной ткани». Возникновение и проведение нервных импульсов в миелинизированных и немиелинизированных аксонах. Скорость проведения. Мембранный потенциал, потенциал покоя и потенциал действия. |
9.1.7.2 - анализировать функции нервной ткани и ее структурных компонентов
|
|
|
|
|
|
|
|
Моделирование 3 «Изучение скорости возникновения и передачи нервного импульса». |
9.1.7.3 - описывать возникновение и проведение нервного импульса |
|
|
|
|
|
|
Электрические процессы в живых организмах. Электрорецепторы и электрические органы. |
9.4.4.1 - изучать электрические процессы в живых организмах |
1 |
|
|
|
|
|
Механизм нейрогуморальной регуляции на примере регуляции вдоха и выдоха. Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Адаптация организма к стрессу |
9.1.7.4 - объяснять механизм нейрогуморальной регуляции |
1 |
|
|
|
|
|
Нейрокомпьютерный интерфейс. Система обмена информацией между мозгом и компьютером. |
9.4.4.2 - изучать особенности технологии интерфейс компьютер-мозг |
1 |
|
|
|
|
|
Механизмы поддержания гомеостаза. Отрицательная и положительная обратная связь в биологических системах. СОР 6 |
9.1.7.5 - объяснять механизм поддержания постоянства внутренней среды организма |
1 |
|
|
|
|
|
Регуляторы роста и развития растений. Лабораторная работа 6 «Исследование влияния ауксина на растения». |
9.1.7.6 - анализировать влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений |
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3-я четверть |
|
|
|
||
|
9.3A Движе ние |
Работа мышц. Демонстрация «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Регуляция мышечных движений».
|
9.1.6.1- исследовать максимальное мышечное усилие и силовую выносливость мышц руки; 9.1.6.2 - исследовать зависимость работы от частоты мышечных сокращений |
1 |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа 7 «Изучение процесса утомления мыщц при статической и динамической работе». |
1 |
|
|
||
|
9.3В Молеку лярная биология и биохи мия |
Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты. Комплементарность нуклеотидов |
9.4.1.2 - описывать строение двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты; |
1 |
|
|
|
|
Моделирование 4 «Составление молекулы ДНК» СОР 7 |
9.4.1.3 - моделировать молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты на основе принципов её строения |
1 |
|
|
||
|
9.3С Клеточ ный цикл |
Интерфаза. Стадии интерфазы: Gl, S и G2. |
9.2.2.1 - объяснять процессы, происходящие в интерфазе клеточного цикла |
1 |
|
|
|
|
|
Митоз. Фазы митоза. Лабораторная работа 8 «Исследование митоза в клетках корешка лука». |
9.2.2.2 - охарактеризовать фазы митоза |
1 |
|
|
|
|
|
Мейоз. Фазы мейоза. Сравнение митоза и мейоза
|
9.2.2.3 - охарактеризовать фазы мейоза; 9.2.2.4 - сравнивать процессы митоза и мейоза |
1 |
|
|
|
|
|
.Моделирование 5 «Изучение фаз мейоза».СОР 8
|
1 |
|
|
||
|
9.3D Закономерности наследственности и изменчивости |
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности |
9.2.4.1 - оценивать роль исследований Г. Менделя в становлении и развитии генетики |
1 |
|
|
|
|
|
Цитологические основы генетических законов наследования. Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. |
9.2.4.2 - обосновывать цитологические основы моногибридного скрещивания и решать задачи на моногибридное скрещивание;
|
1 |
|
|
|
|
|
Дигибридное скрещивание. Закон расщепления. |
9.2.4.3 - обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание |
1 |
|
|
|
|
|
Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков. |
9.2.4.4 - сравнивать полное и неполное доминирование; |
1 |
|
|
|
|
|
Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение. |
9.2.4.5 - оценивать значение анализирующего скрещивания |
1 |
|
|
|
|
|
Генетика пола. Генетический механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом. Гемофилия и дальтонизм. |
9.2.4.6 - описывать теорию определения пола; 9.2.4.7 - составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола |
1 |
|
|
|
|
|
Закономерности наследования групп крови у человека. Резус-фактор. |
9.2.4.8 - объяснять механизм определения и наследования групп крови человека |
1 |
|
|
|
|
|
Генетика человека. Методы изучения наследственности у человека. Предупреждение наследственных заболеваний человека. Составление генеалогического древа человека. Моделирование 6 «Составление родословной человека». |
9.2.4.9 - характеризовать основные методы изучения генетики человека; 9.2.4.10 - составлять генеалогическое древо |
1 |
|
|
|
|
|
Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности. Новые альтернативные пути ведения высокопродуктивного сельского хозяйства СОР 9 |
9.2.4.11 - изучать использование современных сельскохозяйственных технологий для повышения урожайности культурных растений на основе местного региона |
1 |
|
|
|
|
9.3E Микро биология и биотехнология |
Общая схема биотехнологического процесса и продукты, получаемые в биотехнологии (для медицины, промышленности и сельского хозяйства). Производство инсулина. |
|
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
4-я четверть |
|
|
|
||
|
9.4А Размно жение |
Строение и функции половой системы человека. |
9.2.1.1 - описывать строение половой системы человека |
1 |
|
|
|
|
|
Изучение строения мужских и женских гамет. |
9.2.1.2 - исследовать особенности строения мужских и женских половых клеток |
1 |
|
|
|
|
|
Вторичные половые признаки. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. |
9.2.1.3 - описывать развитие вторичных половых признаков в период полового созревания |
1 |
|
|
|
|
|
Менструальный цикл. Роль гормонов эстрогена и прогестерона. |
9.2.1.4 - описывать менструальный цикл и роль эстрогена и прогестерона |
1 |
|
|
|
|
|
Виды контрацепции, их значение и применение. |
9.2.1.5 - объяснять значение и виды контрацепции |
1 |
|
|
|
|
|
Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, гепатиты В,С. Меры профилактики. СОР 10 |
9.2.1.6 - объяснять последствия заболеваний, передаваемых половым путем и меры их профилактики |
1 |
|
|
|
|
9.4B Рост и развитие |
Внутриутробное развитие. Первые стадии зародышевого развития. Формирование и развитие плода. |
9.2.3.1 - объяснять роль плаценты в развитии эмбриона; 9.2.3.2 - сравнивать развитие эмбриона и плода |
1 |
|
|
|
|
|
Влияние курения, наркотических веществ и алкоголя на развитие эмбриона человека. СОР 11 |
9.2.3.3 - объяснять последствия влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на развитие эмбриона человека |
1 |
|
|
|
|
9.4С Эволю ционное разви тие |
Этапы развития жизни на Земле. |
9.2.5.7 - изучать основные этапы развития жизни на Земле |
1 |
|
|
|
|
|
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение современной теории эволюции. |
9.2.5.1 - изучать основные положения работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка; 9.2.5.2 - объяснять роль трудов Ч. Дарвина в создании учения об эволюции |
1 |
|
|
|
|
|
Движущие силы эволюции. Приспособленность в результате естественного отбора. Роль изменчивости в эволюционном процессе (мутационная, комбинативная). Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). |
9.2.5.3 - охарактеризовать движущие силы эволюции; 9.2.5.4 - описывать роль естественного отбора в адаптации организмов |
1 |
|
|
|
|
|
Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая). Моделирование7 «Изучение адаптаций как результат естественного отбора (бабочка)» |
1 |
|
|
||
|
|
Определение понятия «вид». Структура вида. Критерии вида. СОР 12 |
9.2.5.5 - охарактеризовать структуру и критерии вида |
1 |
|
|
|
|
|
|
Понятие «видообразование». Формы и механизмы видообразования. |
9.2.5.6 - объяснять процесс видообразования |
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 4 |
1 |
|
|
||
|
|
Повторение. |
|
1 |
|
|
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
КТП 9 класс биология 68 час рус
КТП 9 класс биология 68 час рус
Пояснительная записка
-
Календарно-тематическое планирование
2025–2026 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 9
Учитель: Қайырғалиев Е.М.
Количество часов за год: 68 ч.
В неделю: 2 ч.
Календарно-тематическое планирование в классе составлено на основе:
-
Учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
-
Учебный предмет «Биология» имеет важное значение в развитии мировоззрения учащихся, формировании научной картины мира, воспитании бережного отношения к природе и здоровому образу жизни.
Цели учебного предмета «Биология»
-
Сформировать у обучающихся системные знания о клетке, организме, популяции, биосфере.
-
Развить исследовательские умения в области биологии: постановка эксперимента, анализ результатов, построение моделей.
-
Обеспечить понимание процессов наследственности и изменчивости, роли генетики и биотехнологий.
-
Познакомить с принципами эволюции, многообразием живых организмов и закономерностями экосистем.
-
Сформировать ответственное отношение к собственному здоровью и окружающей среде.
Задачи курса биологии в 9 классе
-
Изучить строение и функции клетки, тканевых и органных систем.
-
Сформировать знания о процессах питания, дыхания, выделения, координации и регуляции организма.
-
Научить применять законы генетики, решать генетические задачи, составлять родословные.
-
Познакомить с молекулярными основами наследственности (ДНК, РНК, белки).
-
Объяснить механизмы размножения, развития, регуляции и адаптации организма.
-
Сформировать понимание движущих сил эволюции, многообразия видов, механизмов видообразования.
-
Ознакомить с достижениями биотехнологии, микробиологии и их применением в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
-
Воспитать экологическую культуру и понимание влияния деятельности человека на окружающую среду.
Результаты обучения (учащиеся должны уметь)
-
Объяснять функции органоидов клетки.
-
Использовать бинарную номенклатуру при описании видов растений и животных.
-
Анализировать рост популяций, строить и сравнивать экологические пирамиды.
-
Описывать процессы дыхания, пищеварения, выделения и транспорта веществ.
-
Изучать влияние ферментов, гормонов и факторов среды на обмен веществ.
-
Исследовать нервные и гуморальные механизмы регуляции, поддержание гомеостаза.
-
Решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять родословные.
-
Объяснять закономерности наследственности, определение пола, наследование групп крови.
-
Характеризовать этапы эмбрионального развития человека.
-
Анализировать эволюционные процессы: естественный отбор, изменчивость, видообразование.
-
Оценивать последствия деятельности человека для экологии и здоровья.
Количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68
Количество суммативных работ на учебный год
-
В соответствии с пунктом инструктивно-методического письма 1.3 «Особенности организации работы по оцениванию учебных достижений и восполнения пробелов знаний у обучающихся» форма и время проведения на уроке для выполнения суммативной работы за раздел определяются учителем самостоятельно.
-
Количество процедур суммативного оценивания по предмету «Биология» Суммативное оценивание по предмету предполагает проведение конкретного количества процедур суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ) 1 раз в каждой четверти. Ниже представлено количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему.
Количество суммативного оценивания за раздел
|
Четверть |
Количество учебных дней |
Часы |
Количество СОР |
Даты СОР |
Количество СОЧ |
Даты СОЧ |
|
I |
39 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
II |
39 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
III |
49 |
20 |
3 |
|
1 |
|
|
IV |
38 |
16 |
3 |
|
1 |
|
|
Итог: |
165 |
68 |
12 |
|
4 |
|
Дисциплина: «Биология», класс: 9
Итого: 68 часов, в неделю: 2 часа
|
№ |
Раздел |
Темы уроков |
Цели обучения |
Кол-во часов |
Сроки |
Примеча- ние |
|
|
|
|
1 четверть |
|
|
|||
|
9.1А Клеточ ная биоло гия |
Функции основных компонентов клетки. Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, клеточные включения. Строение и выполняемые функции. |
9.4.2.1 - объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки |
1 |
02.09 |
|
|
|
|
Вычисление линейного увеличения клеток. Увеличение, актуальный размер клетки (органеллы) и фактический размер изображения. Перевод единиц измерения в систему СИ (сантиметры - миллиметры - микрометры - нанометры). Моделирование «Вычисление линейного увеличения клеток с использованием микрофотографий» |
9.4.2.2 - вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии |
1 |
04.09 |
|
|
|
9.1В Разнообразие живых организмов |
Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов. Лабораторная работа 1 «Определение видов растений и животных (местного региона) с помощью определителей». |
9.1.1.1 - использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов; 9.1.1.2 - распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям) |
1 |
09.09 |
|
|
|
|
Экспоненциальные и сигмоидальные кривые роста популяций. |
9.3.1.1 - анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций |
1 |
11.09 |
|
|
|
|
Эффективность переноса энергии в экосистеме. Поток энергии и цепи питания. Виды экологических пирамид. |
9.3.1.2 - рассчитывать эффективность переноса энергии; 9.3.1.3 - сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии |
1 |
16.09 |
|
|
|
|
Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы СОР№1 |
9.3.1.4 - составлять схему круговорота азота и углерода в природе |
1 |
18.09 |
|
|
|
9.1D Влияние деятель ности человека на окружающую среду |
Влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду и здоровье человека. Воздействие пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. |
9.3.2.1 - объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду 9.3.2.2 - объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека |
1 |
23.09 |
|
|
|
|
Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние изменения температуры атмосферы и воды, повышение уровня мирового океана на живые организмы. |
9.3.2.3 - объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы; 9.3.2.4 - объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя |
1 |
25.09 |
|
|
|
9.1E Питание |
Процессы расщепления. Действие пищеварительных ферментов. Роль ферментов в пищеварении. Абсорбция и выделение. |
9.1.2.1 - описывать в деталях процессы пищеварения у человека; 9.1.2.2 - устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи |
1 |
30.09 |
|
|
|
|
Механизм действия ферментов. Активный центр фермента. Лабораторная работа 2«Исследование влияния различных условий (температура, pН) на активность фермента». |
9.4.1.1 - изучать механизм действия ферментов 9.1.2.3 - исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента |
1 |
02.10 |
|
|
|
|
Эмульгирование жиров под действием желчи. Лабораторная работа 3 «Исследование процесса эмульгирования жиров под действием желчи». СОР№2
|
1 |
07.10 |
|
||
|
9.1.2.4 - исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи |
|||||||
|
9.1F Транс-порт веществ |
Сходства и различия активного и пассивного транспорта. Транспорт через клеточную мембрану. Затрата энергии при активном транспорте. Внешние и внутренние факторы, влияющие на транспирацию. Лабораторная работа 4 «Исследование внешних факторов: температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха на процесс транспирации». |
9.1.3.1 - сравнивать пассивный и активный транспорт 9.1.3.2 - объяснять сущность процесса транспирации у растений; 9.1.3.3 - исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации |
1 |
09.10 |
|
|
|
|
Лабораторная работа «Исследование внутренних факторов: площади испаряющей поверхности и отношения этой поверхности к объему растений (кутикула, устьица) на процесс транспирации». СОР№3 |
9.1.3.2 - объяснять сущность процесса транспирации у растений; 9.1.3.3 - исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации |
1 |
14.10 |
|
|
|
|
Влияние внешних факторов на транспорт веществ по флоэме: температуры, влажности, света. |
|
1 |
16.10 |
|
|
|
|
СОЧ 1 |
|
1 |
21.10 |
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
23.10 |
|
|
|
|
|
2-я четверть |
|
|
|
||
|
9.2A Дыхание |
Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробногодыхания. |
9.1.4.1 - сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания |
1 |
|
|
|
|
|
Утомление мышц, связанное с анаэробным и аэробным дыханием. Влияние физических упражнений на аэробное и анаэробное дыхание. СОР4 |
9.1.4.2 - рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания |
1 |
|
|
|
|
9.2B Выделе ние |
Строение и функции нефрона. |
9.1.5.1 - описывать строение и функцию нефрона; |
1 |
|
|
|
|
|
|
Ультрафильтрация. Абсорбция и избирательная реабсорбция. Состав мочи. Причины фильтрации и обратной фильтрации. |
9.1.5.2 - описывать процессы фильтрации и образования мочи |
1 |
|
|
|
|
|
Факторы, влияющие на работу почек: рацион питания, переохлаждение, лекарственные препараты, хронические и инфекционные заболевания (кариес, гнойная ангина и др.). Гигиена мочевыделительной системы. Заболевания почек и органов мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь почек. Причины и меры профилактики. |
9.1.5.3 - описывать факторы, влияющие на работу почек 9.1.5.4 - объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы |
1 |
|
|
|
|
|
Продукты выделения живых организмов, обитающих на суше, в пустыне, в пресной и соленой воде Конечные продукты разложения азотсодержащих органических веществ: аммиак, мочевина, мочевая кислота. СОР 5 |
9.1.5.5 - установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов |
1 |
|
|
|
|
9.2C Коорди нация и, биофизи ка |
Типы и функции нейронов. Функции нервной ткани (глиальные клетки). Миелинизированные и немиелинизированные оболочки аксона. Синапсы и медиаторы.
|
9.1.7.1 - устанавливать взаимосвязь между строением нервной клетки и функцией нервной клетки |
1 |
|
|
|
|
|
|
Моделирование 2 «Строение нервной ткани». Возникновение и проведение нервных импульсов в миелинизированных и немиелинизированных аксонах. Скорость проведения. Мембранный потенциал, потенциал покоя и потенциал действия. |
9.1.7.2 - анализировать функции нервной ткани и ее структурных компонентов
|
|
|
|
|
|
|
|
Моделирование 3 «Изучение скорости возникновения и передачи нервного импульса». |
9.1.7.3 - описывать возникновение и проведение нервного импульса |
|
|
|
|
|
|
Электрические процессы в живых организмах. Электрорецепторы и электрические органы. |
9.4.4.1 - изучать электрические процессы в живых организмах |
1 |
|
|
|
|
|
Механизм нейрогуморальной регуляции на примере регуляции вдоха и выдоха. Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Адаптация организма к стрессу |
9.1.7.4 - объяснять механизм нейрогуморальной регуляции |
1 |
|
|
|
|
|
Нейрокомпьютерный интерфейс. Система обмена информацией между мозгом и компьютером. |
9.4.4.2 - изучать особенности технологии интерфейс компьютер-мозг |
1 |
|
|
|
|
|
Механизмы поддержания гомеостаза. Отрицательная и положительная обратная связь в биологических системах. СОР 6 |
9.1.7.5 - объяснять механизм поддержания постоянства внутренней среды организма |
1 |
|
|
|
|
|
Регуляторы роста и развития растений. Лабораторная работа 6 «Исследование влияния ауксина на растения». |
9.1.7.6 - анализировать влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений |
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3-я четверть |
|
|
|
||
|
9.3A Движе ние |
Работа мышц. Демонстрация «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Регуляция мышечных движений».
|
9.1.6.1- исследовать максимальное мышечное усилие и силовую выносливость мышц руки; 9.1.6.2 - исследовать зависимость работы от частоты мышечных сокращений |
1 |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа 7 «Изучение процесса утомления мыщц при статической и динамической работе». |
1 |
|
|
||
|
9.3В Молеку лярная биология и биохи мия |
Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты. Комплементарность нуклеотидов |
9.4.1.2 - описывать строение двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты; |
1 |
|
|
|
|
Моделирование 4 «Составление молекулы ДНК» СОР 7 |
9.4.1.3 - моделировать молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты на основе принципов её строения |
1 |
|
|
||
|
9.3С Клеточ ный цикл |
Интерфаза. Стадии интерфазы: Gl, S и G2. |
9.2.2.1 - объяснять процессы, происходящие в интерфазе клеточного цикла |
1 |
|
|
|
|
|
Митоз. Фазы митоза. Лабораторная работа 8 «Исследование митоза в клетках корешка лука». |
9.2.2.2 - охарактеризовать фазы митоза |
1 |
|
|
|
|
|
Мейоз. Фазы мейоза. Сравнение митоза и мейоза
|
9.2.2.3 - охарактеризовать фазы мейоза; 9.2.2.4 - сравнивать процессы митоза и мейоза |
1 |
|
|
|
|
|
.Моделирование 5 «Изучение фаз мейоза».СОР 8
|
1 |
|
|
||
|
9.3D Закономерности наследственности и изменчивости |
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности |
9.2.4.1 - оценивать роль исследований Г. Менделя в становлении и развитии генетики |
1 |
|
|
|
|
|
Цитологические основы генетических законов наследования. Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. |
9.2.4.2 - обосновывать цитологические основы моногибридного скрещивания и решать задачи на моногибридное скрещивание;
|
1 |
|
|
|
|
|
Дигибридное скрещивание. Закон расщепления. |
9.2.4.3 - обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание |
1 |
|
|
|
|
|
Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков. |
9.2.4.4 - сравнивать полное и неполное доминирование; |
1 |
|
|
|
|
|
Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение. |
9.2.4.5 - оценивать значение анализирующего скрещивания |
1 |
|
|
|
|
|
Генетика пола. Генетический механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом. Гемофилия и дальтонизм. |
9.2.4.6 - описывать теорию определения пола; 9.2.4.7 - составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола |
1 |
|
|
|
|
|
Закономерности наследования групп крови у человека. Резус-фактор. |
9.2.4.8 - объяснять механизм определения и наследования групп крови человека |
1 |
|
|
|
|
|
Генетика человека. Методы изучения наследственности у человека. Предупреждение наследственных заболеваний человека. Составление генеалогического древа человека. Моделирование 6 «Составление родословной человека». |
9.2.4.9 - характеризовать основные методы изучения генетики человека; 9.2.4.10 - составлять генеалогическое древо |
1 |
|
|
|
|
|
Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности. Новые альтернативные пути ведения высокопродуктивного сельского хозяйства СОР 9 |
9.2.4.11 - изучать использование современных сельскохозяйственных технологий для повышения урожайности культурных растений на основе местного региона |
1 |
|
|
|
|
9.3E Микро биология и биотехнология |
Общая схема биотехнологического процесса и продукты, получаемые в биотехнологии (для медицины, промышленности и сельского хозяйства). Производство инсулина. |
|
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Повторение |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
4-я четверть |
|
|
|
||
|
9.4А Размно жение |
Строение и функции половой системы человека. |
9.2.1.1 - описывать строение половой системы человека |
1 |
|
|
|
|
|
Изучение строения мужских и женских гамет. |
9.2.1.2 - исследовать особенности строения мужских и женских половых клеток |
1 |
|
|
|
|
|
Вторичные половые признаки. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. |
9.2.1.3 - описывать развитие вторичных половых признаков в период полового созревания |
1 |
|
|
|
|
|
Менструальный цикл. Роль гормонов эстрогена и прогестерона. |
9.2.1.4 - описывать менструальный цикл и роль эстрогена и прогестерона |
1 |
|
|
|
|
|
Виды контрацепции, их значение и применение. |
9.2.1.5 - объяснять значение и виды контрацепции |
1 |
|
|
|
|
|
Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, гепатиты В,С. Меры профилактики. СОР 10 |
9.2.1.6 - объяснять последствия заболеваний, передаваемых половым путем и меры их профилактики |
1 |
|
|
|
|
9.4B Рост и развитие |
Внутриутробное развитие. Первые стадии зародышевого развития. Формирование и развитие плода. |
9.2.3.1 - объяснять роль плаценты в развитии эмбриона; 9.2.3.2 - сравнивать развитие эмбриона и плода |
1 |
|
|
|
|
|
Влияние курения, наркотических веществ и алкоголя на развитие эмбриона человека. СОР 11 |
9.2.3.3 - объяснять последствия влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на развитие эмбриона человека |
1 |
|
|
|
|
9.4С Эволю ционное разви тие |
Этапы развития жизни на Земле. |
9.2.5.7 - изучать основные этапы развития жизни на Земле |
1 |
|
|
|
|
|
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение современной теории эволюции. |
9.2.5.1 - изучать основные положения работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка; 9.2.5.2 - объяснять роль трудов Ч. Дарвина в создании учения об эволюции |
1 |
|
|
|
|
|
Движущие силы эволюции. Приспособленность в результате естественного отбора. Роль изменчивости в эволюционном процессе (мутационная, комбинативная). Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). |
9.2.5.3 - охарактеризовать движущие силы эволюции; 9.2.5.4 - описывать роль естественного отбора в адаптации организмов |
1 |
|
|
|
|
|
Борьба за существование (внутривидовая, межвидовая). Моделирование7 «Изучение адаптаций как результат естественного отбора (бабочка)» |
1 |
|
|
||
|
|
Определение понятия «вид». Структура вида. Критерии вида. СОР 12 |
9.2.5.5 - охарактеризовать структуру и критерии вида |
1 |
|
|
|
|
|
|
Понятие «видообразование». Формы и механизмы видообразования. |
9.2.5.6 - объяснять процесс видообразования |
1 |
|
|
|
|
|
СОЧ 4 |
1 |
|
|
||
|
|
Повторение. |
|
1 |
|
|
|
шағым қалдыра аласыз













