Культура и цивилизация
Культура есть совокупность духовных ценностей, а цивилизация — совокупность ценностей материальных.

Понятие цивилизации по Тойнби:
Арнольд Джозеф Тойнби — известный британский историк, философ и социолог. Также он был представителем философии культуры. Главным его трудом считается «Постижение истории».
Тойнби определяет цивилизацию как сложную социальную систему, включающую экономические, культурные, политические и духовные аспекты. Она не сводится к нациям или государствам, а охватывает широкие исторические объединения, такие как западная или исламская цивилизации. Согласно его теории, каждая цивилизация проходит через циклы: рождение, рост, расцвет, надлом, разложение и гибель. Главной движущей силой этого процесса является концепция «вызова и ответа» (challenge and response). Природные или социальные трудности выступают вызовами, на которые общество отвечает, используя свои интеллектуальные и духовные ресурсы. Успешный ответ ведет к развитию, тогда как неспособность преодолеть вызов приводит к кризису.
Тойнби выделил 21 цивилизаций, среди которых:
-
Западная (европейская и американская).
-
Исламская.
-
Индийская.
-
Китайская.
-
Майя.
-
Античная (греко-римская).
-
Шумерская.
Он выделяет что, культура как цемент
цивилизации
именно культура удерживает общество в единстве. Если культурные
основы разрушаются, начинается дезинтеграция. Упадок цивилизаций
связан с доминированием материальных ценностей над духовными.
Например, чрезмерное увлечение технологиями без этического развития
ведет к деградации.
По Тойнби каждая цивилизация возникает в результате 2 условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства; наличия среды, не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. При наличии этих условий общества складываются в цивилизации, при отсутствии – остаются на доцивилизованном уровне. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.
Цивилизация По Сорокину:
Питирим Сорокин был одним из самых резких и радикальных критиков теории цивилизации, к классическим сторонникам которой принято относить таких ученых, как О. Шпенглер и А. Тойнби. Для Сорокина ключевым элементом развития являются идеи, ценности и символы, которые задают тон историческим изменениям. Его подход сосредоточен на динамике культурных форм (идеациональной, сенситивной, идеалистической), а не на цивилизациях как таковых. Сорокин выделяет три основные формы культурных систем: идеациональную, сенситивную и идеалистическую.
-
Идеациональная культура основывается на духовных ценностях, восприятии мира через религию, философию и абсолютные истины. Она обращена к трансцендентному и рассматривает реальность через призму сверхчувственного опыта. Примером может служить средневековая Европа, где религиозные идеи определяли все аспекты жизни.
-
Сенситивная культура, напротив, фокусируется на материальном мире и чувственном восприятии. Она отрицает метафизику, концентрируясь на науке, технике и прогрессе. Современная западная цивилизация, с ее акцентом на потребление и технологии, является ярким примером этой формы.
-
Идеалистическая культура представляет собой гармоничный синтез духовного и материального начал. Она стремится к балансу между метафизическим и физическим миром. Античная Греция, с ее философией, искусством и наукой, является примером такой культуры.
Согласно Сорокину, культурные системы проходят через циклы развития. Каждая культура возникает в ответ на потребности общества, достигает расцвета, а затем вступает в стадию упадка. Этот процесс сопровождается трансформацией одной системы в другую. Например, в истории западной цивилизации Сорокин видел переход от идеациональной культуры Средневековья к идеалистической культуре эпохи Ренессанса, а затем к сенситивной культуре современности. Однако он подчеркивал, что сенситивная культура, ориентированная исключительно на материальное, неизбежно сталкивается с кризисом из-за утраты духовных основ. Сорокин остро критиковал современное общество за его чрезмерное увлечение материальными ценностями. В условиях сенситивной культуры технологии и наука становятся главными ориентирами, но они не способны решить фундаментальные проблемы человечества. Утрата духовности, рост потребительства и социальная поляризация приводят к кризису морали и культуры. Он предупреждал, что цивилизация, игнорирующая духовные потребности человека, неизбежно приходит к дезинтеграции.
Теория Сорокина подчеркивает, что цивилизация — это не просто технологический или экономический успех, но, прежде всего, единство культурных и духовных основ. Без этого цивилизация превращается в механическую структуру, теряющую свою жизнеспособность.
Тойнби и Сорокин подходят к изучению истории с разных сторон: первый исследует развитие цивилизаций в их целостности, а второй сосредотачивается на динамике культурных систем. Несмотря на различия, обе теории сходятся в том, что духовные и культурные ценности играют ключевую роль в развитии обществ.
Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Ст.преподаватель Аликбаева Маржан Башановна
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Культура и цивилизация
Культура и цивилизация
Культура и цивилизация
Культура есть совокупность духовных ценностей, а цивилизация — совокупность ценностей материальных.

Понятие цивилизации по Тойнби:
Арнольд Джозеф Тойнби — известный британский историк, философ и социолог. Также он был представителем философии культуры. Главным его трудом считается «Постижение истории».
Тойнби определяет цивилизацию как сложную социальную систему, включающую экономические, культурные, политические и духовные аспекты. Она не сводится к нациям или государствам, а охватывает широкие исторические объединения, такие как западная или исламская цивилизации. Согласно его теории, каждая цивилизация проходит через циклы: рождение, рост, расцвет, надлом, разложение и гибель. Главной движущей силой этого процесса является концепция «вызова и ответа» (challenge and response). Природные или социальные трудности выступают вызовами, на которые общество отвечает, используя свои интеллектуальные и духовные ресурсы. Успешный ответ ведет к развитию, тогда как неспособность преодолеть вызов приводит к кризису.
Тойнби выделил 21 цивилизаций, среди которых:
-
Западная (европейская и американская).
-
Исламская.
-
Индийская.
-
Китайская.
-
Майя.
-
Античная (греко-римская).
-
Шумерская.
Он выделяет что, культура как цемент
цивилизации
именно культура удерживает общество в единстве. Если культурные
основы разрушаются, начинается дезинтеграция. Упадок цивилизаций
связан с доминированием материальных ценностей над духовными.
Например, чрезмерное увлечение технологиями без этического развития
ведет к деградации.
По Тойнби каждая цивилизация возникает в результате 2 условий: наличия в данном обществе творческого меньшинства; наличия среды, не слишком благоприятной, но и не слишком враждебной для человека. При наличии этих условий общества складываются в цивилизации, при отсутствии – остаются на доцивилизованном уровне. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.
Цивилизация По Сорокину:
Питирим Сорокин был одним из самых резких и радикальных критиков теории цивилизации, к классическим сторонникам которой принято относить таких ученых, как О. Шпенглер и А. Тойнби. Для Сорокина ключевым элементом развития являются идеи, ценности и символы, которые задают тон историческим изменениям. Его подход сосредоточен на динамике культурных форм (идеациональной, сенситивной, идеалистической), а не на цивилизациях как таковых. Сорокин выделяет три основные формы культурных систем: идеациональную, сенситивную и идеалистическую.
-
Идеациональная культура основывается на духовных ценностях, восприятии мира через религию, философию и абсолютные истины. Она обращена к трансцендентному и рассматривает реальность через призму сверхчувственного опыта. Примером может служить средневековая Европа, где религиозные идеи определяли все аспекты жизни.
-
Сенситивная культура, напротив, фокусируется на материальном мире и чувственном восприятии. Она отрицает метафизику, концентрируясь на науке, технике и прогрессе. Современная западная цивилизация, с ее акцентом на потребление и технологии, является ярким примером этой формы.
-
Идеалистическая культура представляет собой гармоничный синтез духовного и материального начал. Она стремится к балансу между метафизическим и физическим миром. Античная Греция, с ее философией, искусством и наукой, является примером такой культуры.
Согласно Сорокину, культурные системы проходят через циклы развития. Каждая культура возникает в ответ на потребности общества, достигает расцвета, а затем вступает в стадию упадка. Этот процесс сопровождается трансформацией одной системы в другую. Например, в истории западной цивилизации Сорокин видел переход от идеациональной культуры Средневековья к идеалистической культуре эпохи Ренессанса, а затем к сенситивной культуре современности. Однако он подчеркивал, что сенситивная культура, ориентированная исключительно на материальное, неизбежно сталкивается с кризисом из-за утраты духовных основ. Сорокин остро критиковал современное общество за его чрезмерное увлечение материальными ценностями. В условиях сенситивной культуры технологии и наука становятся главными ориентирами, но они не способны решить фундаментальные проблемы человечества. Утрата духовности, рост потребительства и социальная поляризация приводят к кризису морали и культуры. Он предупреждал, что цивилизация, игнорирующая духовные потребности человека, неизбежно приходит к дезинтеграции.
Теория Сорокина подчеркивает, что цивилизация — это не просто технологический или экономический успех, но, прежде всего, единство культурных и духовных основ. Без этого цивилизация превращается в механическую структуру, теряющую свою жизнеспособность.
Тойнби и Сорокин подходят к изучению истории с разных сторон: первый исследует развитие цивилизаций в их целостности, а второй сосредотачивается на динамике культурных систем. Несмотря на различия, обе теории сходятся в том, что духовные и культурные ценности играют ключевую роль в развитии обществ.
Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Ст.преподаватель Аликбаева Маржан Башановна
шағым қалдыра аласыз













