Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Легенды и мифы об Умай
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Родники Умай
Когда-то давным-давно у подножия пестрых гор жила одна семья. Все у них было: и стада тучные, и дети здоровые да умные. Но однажды пришла в юрту беда откуда не ждали: тяжело заболел младший сын. День и ночь, лежа в постели, метался он в беспамятстве. Знахари его и молоком от белой верблюдицы умывали, и в кошму из шерсти семи белых баранов заворачивали, и жиром барсучьим поили, и камчой хлестали, чтобы болезнь выгнать, и конским мясом кормили, а мальчик таял на глазах.
Родители почернели от горя, не зная, чем ему помочь. Все нажитое богатство отдали они знахарям за лечение сына, до последней серебряной монеты, но никто не смог прогнать болезнь.
И вот однажды утром мать, прибирая в юрте, нашла закатившийся под кошму детский браслет мальчика. Когда-то много лет назад, когда сын еще был младенцем, нашла она на дороге семь бусинок из бирюзы и сделала из них для малыша браслетик-оберег. Пока носил он его, все беды обходили их семью стороной.
Говорят, что такие браслеты нельзя ни отдавать чужим людям, ни продавать, но делать было нечего. Этот браслет теперь был единственной ценной вещью в их доме. Да только не взял знахарь это украшение, сказав, что недорого стоят семь бусинок из старой бирюзы. Ни с чем пришлось возвращаться женщине домой.
По дороге она увидела раскидистое дерево. Старая доярка протянула свои ветви к женщине, точно хотела обнять и успокоить ее. Расплакалась несчастная и, как матери, поведала ей о своих бедах, а потом, повесив на ветку браслетик сына в дар богине Умай, собралась было уже уходить, как вдруг ниточка браслета порвалась и бусины со звоном скатились вниз.
Там, где они ударились о землю, тут же забили крошечные роднички. Их было ровно семь, по числу бусинок в браслете.
Увидев такое чудо, женщина набрала воды понемногу изо всех родников и поспешила домой, чтобы поскорее напоить чудесной водой больного сына. Стоило мальчику отпить несколько глотков, как он тут же стал здоров.
- Это сама богиня Умай, превратившись в старое дерево, услышала твои молитвы и сжалилась над тобой, - сказала женщине одна старуха, - потому что Умай - защитница всех детей и женщин.
С тех пор в народе вода из этих семи родников считается целебной. Урочище, где они бьют, люди стали называть Умай булак - родник богини Умай. Говорят, что если прийти на это место рано утром, можно увидеть на дне родников бирюзовые бусинки. Однако не всем богиня Умай их показывает, а только людям с чистой душой, кому нужна ее помощь.
Легенда об Алаколе
В древние времена мир был разделен на три части. В Верхнем мире обитали боги,жил там и сам Великий Тенгри со своей женой, красавицей и умницей Умай, в Среднем мире жили люди, а в Нижнем – злые духи. Люди поклонялись Тенгри, Умай, Жер-Су и другим богам, а злые духи – Эрлику. Вот в эти давние времена и произошла эта история.
В Среднем мире, в Великой Степи жило одно очень воинственное тюркское племя. Каган его был жесток и жаден, сколько они не завоевывали земель, ему все было мало. Сундуки его были полны монетами и драгоценностями, не хватало пастбищ для скота, а он требовал еще и еще. Скоро вокруг не осталось ничего, что можно было завоевать.
Однажды вечером каган сидел у своей юрты. Вдруг мимо него пронеслось стадо косуль.
- Как это они зашли на мои земли? Кто разрешил? – возмущенно взревел он и послал своих охотников следом. Однако они опоздали, косули уже успели скрыться. Разгневанный каган решил объявить животным войну.
Но без благословения Тенгри успеху не бывать. Каган знал, что благословение дается только тому, кто храбр, предприимчив, но великодушен. То, что хотел исполнить каган, к великодушию отношения не имело. Что делать? И каган решил обратиться за помощью к Эрлику, богу Нижнего мира. Той же ночью ему были принесены богатые жертвоприношения, и Эрлик согласился помочь. Он напустил дурмана, и Тенгри не увидел злых умыслов воителя. А когда каган принес в жертву семь коней, Тенгри дал ему свое благословение.
И началось побоище, ибо воины кагана были столь жестоки, что вода в реках стала красной от крови животных и птиц. Они не щадили никого – ни старого круторогого барана, ни новорожденного детеныша. Стрелы летели в таком количестве, что закрыли собой небо, мечи блистали так, что Солнце потускнело. А Тенгри не обращал на это внимания, ведь дурман Эрлика продолжал действовать.
И тогда звери и птицы решили обратиться к богине Жер-Су. Лисы и волки пригнали на высокую гору рыжую лошадь и принесли ее в жертву богине. Когда она появилась перед ними в виде красивой полной женщины, все пали ниц, стали плакать и просить заступничества перед Тенгри. Жер-Су выслушала их и пообещала помочь. Богиня отправилась на поклон к Тенгри, но он продолжал вкушать дым от жертвенных костров и не стал ее слушать. Тогда она обратилась к Умай. Великая богиня захотела все увидеть сама. Она обернулась белым лебедем и полетела над степью. Везде царили беда и разорение, ведь жестокость кагана, уверенного в поддержке Тенгри, не знала границ. В гневе вернулась Умай в Верхний мир. Но муж и ее не захотел слушать. Поняла богиня, что он обманут злыми чарами и решила действовать без него. Взяла она Жер-Су себе в помощницы, и они вернулись в Средний мир. Собрали богини вокруг себя оставшихся зверей и птиц и стали держать совет. Что делать? Чем помочь?
Слово взял мудрый Ворон. Он преклонил перед богинями колено и сказал:
- Убить кагана – не выход. Придут другие. Вот если бы у нас было убежище, чтобы туда ни конь не допрыгнул, ни стрела не долетела, тогда бы мы были в безопасности. Но нет такого места.
Заплакал Ворон, и за ним заплакали все птицы, и вторили им звери, и слышен был их плач на многие дни пути. Слыша его, радовался жестокий каган, предвкушая обильный той в честь победы.
Видела это Умай, и обливалось кровью ее сердце. Стала она думать. Долго думала, потом позвала бога молнии Нацигая и поделилась с ним своей задумкой. Нацигай кликнул свою рать, младших богов, и приказал им ударить молниями вокруг того места, где они стояли. И провалилась земля на ширину нескольких дней пути. Тогда Жер-Су созвала своих помощников, и заполнили они провал водой. Оказались звери и птицы на острове, а вокруг них разлилось озеро, которое сейчас называется Алаколь.
Когда каган со своими воинами прискакал к берегу озера, он не смог добраться до острова, как ни старался. Животные очень радовались, и остались там жить. Наверное, и до сих пор живут, если не они, то их потомки.
А что же Тенгри? Вернулась Умай домой, взяла свою золотую чашу со священным молоком и напоила им Тенгри. Прозрел он, увидел деяния кагана и понял, что был неправ. Разгневался Великий за обман, бросил он стрелу вниз и поразил кагана. Воины, увидевшие это, бросились наутек. Но стрелы Тенгри настигли и их.
Так был наказан жестокий каган, а у птиц и зверей появилось заповедное место, где они могли никого не бояться. Со временем остров разделился на три части, но продолжает оставаться убежищем. Здесь живет более ста видов птиц, в том числе и младшие сестры Умай – лебеди. Многие птицы и звери очень редки, ведь их истребил когда-то злой каган.
Легенда о хозяине Алтая и его детях
Особой горой у алтайцев была гора Аарча (Можжевеловая), которая расположена в 20 км от Белокурихи. Правда, русским переселенцам она больше известна как гора Синюха, или Сумная. Высота ее 1 379 метров, и речка Белокуриха как раз с нее берет свое начало.
В давние времена гора эта считалась центром Алтая. На ней было стойбище Хозяина всех горных вершин – Духа Алтая – и его жены, Богини Природы Умай.
Было у них 6 дочерей и два сына. Крепкая и дружная это была семья. И духи всех горных вершин, которыми управлял Хозяин Алтая, не раз благодарили своего главного Бога Ульгеня за мудрого и доброго наставника.
Но редко в жизни бывает все гладко да просто. Зло всегда в нашем мире соседствует с Добром, а иногда и вступает с ним в страшную схватку.
Прознал Злой Дух Земли Дьер-Дютпу, что непростые дети растут у Хозяина Алтая: повзрослев, они уничтожат Дьер-Дютпу, а их дети и дети их детей положат конец всему черному и злому на Земле. Заволновался Злой Дух и решил предвосхитить страшные для него события: расправиться с детьми Духа Алтая, пока они не подозревают об опасности.
Но недаром славился Хозяин Алтая мудростью и дальновидностью: страшные намерения Злого Духа он узнал и поторопился спрятать своих детей. В те далекие времена только каменные памятники, которые ставились на могилы умерших, никто не имел права разрушать, даже Злой Дух. А потому души своих любимых сыновей - Тода и Кыпа - спрятал Хозяин Алтая в два каменных памятника и поставил их на восток от себя, на расстояние своей правой вытянутой руки. Затем и дочерей своих, Теле-уут, Теле-сой, Кума-най и Теле-неет - расположил каменными изваяниями на запад от себя, на расстояние своей левой вытянутой руки.*
Жене своей Хозяин Алтая сказал уходить на юг. Подхватила Умай двух младшеньких дочек, Аруу-кут и Ак-кем, на руки, попрощалась с родными местами и пошла навстречу неизвестности.
Ураганом налетел Злой Дух Дьер–Дютпа на алтайские предгорья, но уничтожить детей Хозяина Алтая не смог: они стояли вечными памятниками. Взбесилось тогда злое чудовище да и наклонило ось Земли! До этого на Алтае всегда было тепло, зелёными стояли деревья, цвели цветы, а тут началось Великое Оледенение. Увидел Хозяин Алтая, что дело плохо, и полетел к Богу Золотой Цивилизации Ульгеню за помощью. Но Бог очень крепко спал и не проснулся… Вернувшись назад, Дух Алтая увидел, что его любимая жена и меньшие дочки оледенели. Поцеловал он Умай, открыла она свои зелёные глаза – и потекла слезой по алтайским горам зелёноглазая Катунь! Дочек тоже поцеловал, и зашумели – загремели чистые горные реки Аргут и Ак-Кем. Уйти от них Дух Алтая теперь не может, живёт рядом, охраняет их покой. Алтайцы называют эту трехглавую вершину по-разному: Кадын-Бажы (Вершина Катуни), Музду-туу (Ледяная гора), Ак-Суру (Белая, Величавая). У русских же народов она известна под названием Белуха. Это самая высокая гора Алтая: её высота 4 506 метров! Вершины священной горы покрыты снегами, вниз тянутся языки ледников. Подниматься на неё, по понятиям алтайцев, - кощунство, даже смотреть на неё вблизи нельзя. И это не столько из-за страха алтайцев перед иным миром, сколько из-за совершенно разумного понимания своего места в этом мире…
Легенда об Умай Ане
Богиня материнства и семейного очага Умай Ана — Мать Умай была хлопотливая женщина. Она вырастила двенадцать дочерей. Каждая из них вышла замуж, принося в дом счастье и благополучие. Эти женщины были такие трудолюбивые, что даже могли перегородить реки, направить воду в безводные пустыни, открыть горные родники и заставить их течь на благо людям.
Видя, как ее дочери стараются облегчить жизнь людей, богиня Умай Ана благословила их своим добрым напутствием. А когда пришел срок уйти из жизни, богиня, видя, как усердно служат людям ее дочери, превратила их в большие и высокие скалы, которые по всей земле служат ориентирами.
Если люди будут в своей жизни почитать их, то никогда не заблудятся, не собьются с истинного пути, а будут находить верную дорогу в самых сложных ситуациях.
Умай
Когда впервые Великий Тенгри спустился на землю, от радости, а, может быть, зарождающейся любви, Умай проплакала всю ночь.
На утро на земле появились озера и моря, океаны и реки. И везде было
только одно отражение -отражение Великокго Тенгри. Проснувшись и
увидев свой лик везде на земле, Великий Тенгри обрадовался.и стал
внимательнее относиться к Умай.
Так прошло еще триста лет.
Умай благоговейно отражала везде на своей земле только Великого
Тенгри, а Тенгри горделиво и радостно любовался собой. Связующей
нитью между Тенгри, номадом, миром и самим собой.
Тенгри и Умай
В этом мире царствует Бог Тенгри– Бог Вечности, создавший всю Вселенную.
В центре ладоней Бога открытый глаз - око мудрости. Его взор не одурманен шаблонами и иллюзиями. Это невидимый наблюдатель за всем происходящим вокруг. Он спокойно созерцает первозданную пустоту. Над ним раскинут золотой шатер с миллиардами глаз, смотрящих и наблюдающих за всем происходящим. В очередной раз Тенгри хан решил создать мир сна со сновидениями, мир проявленный. Он разделил себя на две части: мужскую и женскую.
Женская его ипостась это Богиня Умай - юная девушка с длинными косами, игривым взглядом и нежной улыбкой. В одной руке она держит зеленую ветвь дерева, как символ плодородия, а в другой - чашу изобилия. Она Богиня настоящего – Умай, для нее он создал мир проявленный, физический, нашу Землю.
Именно Умай сохраняет и преумножает все земные блага, дарует человеку удачу, здоровье, богатство все что необходимо для жизни.
От Тенгри у Умай родилось два сына: Эрлик и Ульгень. Для своих сыновей Тенгри создал еще два мира: старшему сыну Эрлику он отдал Мир Прошлого. Ульгеню – младшему сыну доверил управлять Миром Будущего. Ульгень создавал растения, людей, камни, горы, реки и воплощал их в Мире Настоящего. Эрлик же забирал все творения, созданные братом, в свое царство, для того, чтобы на земле и в мире снов образовалось место, чтобы новые творения Ульгеня могли там разместиться.
Ульгень хан весёлый Бог с седой длинной бородой и широкой улыбкой, который сидит на облаке. В руках он держит магический посох исполнения желаний. Он окружен множеством белых облаков – это мечты и идеи людей, прозрачные фигуры людей, машин, домов, животных и множества необычных существ которые ждут своей реализации, чтобы спуститься из мира будущего в мир настоящего – в мир Умай.
Но не всем идеям, событиям суждено воплотиться в мире Умай.
Лишь те люди, чьи намерения сильны и постоянны, смогут воплотить свои планы в реальной жизни. Все же остальные идеи так и останутся в мире Ульгеня ждать своего часа.
От Ульгеня, зависит создание всего нового и необычного, всего, что никогда еще не проявлялось на Земле.
Царство Его - прекрасная страна грез, здесь ясное небо и яркое солнце. Всюду растут растения и цветы, и ни когда не увядают.
Старший брат его, Бог прошлого, Бог нижнего мира – Эрлик хан забирает у людей излишки материальных благ, чтобы освободить царство своей матери Умай, для новых творений Ульгень хана. Эрлик принимает души всех ушедших с Земли людей и задерживает в своем царстве до тех пор, пока не иссякнет о них память.
Лик его грозен: длинные черные волосы, нахмуренные брови, торчащие изо рта клыки, в одной руке Эрлик держит змея искушений, а в другой четки, которыми он подсчитывает все ошибки, привязанности, земные богатства человека.
В его владениях нет ни солнца, ни луны, царит полумрак и туман, здесь время течет вспять и все события прошедшей жизни «прокручиваются» наоборот. Это мир снов, мир памяти, мир прошлого, в которых погрязает человек при жизни и продолжает свой путь после смерти.
Тенгри хан, Ульгень хан, Умай и Эрлик хан сначала, создали мир духов, которые помогают им в управлении миром снов и миром земли. Затем Боги создали растения, животных и людей.
Каждый Бог дал человеку по одной душе, и наделил его теми качествами, которыми обладает сам.
Тенгри и Умай
В этом мире царствует Бог
Тенгри– Бог Вечности, создавший всю Вселенную.
В центре ладоней Бога открытый глаз - око мудрости. Его взор не
одурманен шаблонами и иллюзиями. Это невидимый наблюдатель за всем
происходящим вокруг. Он спокойно созерцает первозданную пустоту.
Над ним раскинут золотой шатер с миллиардами глаз, смотрящих и
наблюдающих за всем происходящим. В очередной раз Тенгри хан решил
создать мир сна со сновидениями, мир проявленный. Он разделил себя
на две части: мужскую и женскую.
Женская его ипостась это Богиня Умай -
юная девушка с длинными косами, игривым взглядом и нежной улыбкой.
В одной руке она держит зеленую ветвь дерева, как символ
плодородия, а в другой - чашу изобилия. Она Богиня настоящего –
Умай, для нее он создал мир проявленный, физический, нашу
Землю.
Именно Умай сохраняет и преумножает все земные блага, дарует
человеку удачу, здоровье, богатство все что необходимо для
жизни.
От Тенгри у Умай родилось два сына: Эрлик и Ульгень. Для своих
сыновей Тенгри создал еще два мира: старшему сыну Эрлику он отдал
Мир Прошлого. Ульгеню – младшему сыну доверил управлять Миром
Будущего. Ульгень создавал растения, людей, камни, горы, реки и
воплощал их в Мире Настоящего. Эрлик же забирал все творения,
созданные братом, в свое царство, для того, чтобы на земле и в мире
снов образовалось место, чтобы новые творения Ульгеня могли там
разместиться.
Ульгень хан весёлый Бог с седой длинной бородой и широкой улыбкой,
который сидит на облаке. В руках он держит магический посох
исполнения желаний. Он окружен множеством белых облаков – это мечты
и идеи людей, прозрачные фигуры людей, машин, домов, животных и
множества необычных существ которые ждут своей реализации, чтобы
спуститься из мира будущего в мир настоящего – в мир Умай.
Но не всем идеям, событиям суждено воплотиться в мире Умай.
Лишь те люди, чьи намерения сильны и постоянны, смогут воплотить
свои планы в реальной жизни. Все же остальные идеи так и останутся
в мире Ульгеня ждать своего часа.
От Ульгеня, зависит создание всего нового и необычного, всего, что
никогда еще не проявлялось на Земле.
Царство Его - прекрасная страна грез, здесь ясное небо и яркое
солнце. Всюду растут растения и цветы, и ни когда не увядают.
Старший брат его, Бог прошлого, Бог нижнего мира – Эрлик хан
забирает у людей излишки материальных благ, чтобы освободить
царство своей матери Умай, для новых творений Ульгень хана. Эрлик
принимает души всех ушедших с Земли людей и задерживает в своем
царстве до тех пор, пока не иссякнет о них память.
Лик его грозен: длинные черные волосы, нахмуренные брови, торчащие
изо рта клыки, в одной руке Эрлик держит змея искушений, а в другой
четки, которыми он подсчитывает все ошибки, привязанности, земные
богатства человека.
В его владениях нет ни солнца, ни луны, царит полумрак и туман,
здесь время течет вспять и все события прошедшей жизни
«прокручиваются» наоборот. Это мир снов, мир памяти, мир прошлого,
в которых погрязает человек при жизни и продолжает свой путь после
смерти.
Тенгри хан, Ульгень хан, Умай и Эрлик хан сначала, создали мир
духов, которые помогают им в управлении миром снов и миром земли.
Затем Боги создали растения, животных и людей.
Каждый Бог дал человеку по одной душе, и наделил его теми
качествами, которыми обладает сам.
Миф о сотворении мира
Прилетела однажды Умай в виде белого лебедя и стала кружить над водами океана. Искала, искала она хоть клочок суши, но не нашла. Снесла Умай яйцо прямо в воду, но оно утонуло. Погоревала богиня и решила сделать гнездо на воде. Выщипала она у себя пух, сделала гнездо, но волны его разбили и разметали. Тогда Умай решила раздобыть земли. Собралась она с духом и нырнула так глубоко, что достигла дна. Схватила лебедь немного земли в клюв и вынырнула на поверхность. Но куда положить добытую землю? Вот тогда Тенгри и послал трех железных рыб. Богиня положила комочек земли на спину одной из рыбин. Вдруг он стал расти, увеличиваться прямо на глазах. Из него и образовалась суша. На ней Умай свила гнездо и снесла яйцо. А из этого яйца появились и люди, и весь окружающий мир. Поэтому тюрки считали богиню Умай своей прародительницей и очень почитали.
Сотворение мира
Это было Время до Времени, когда царили темнота и хаос. Затем хаос стал сгущаться и появился Великий океан. Из темноты выплыли гигантские и бессмертные железные рыбы, несущие на себе мироздание.
От начала начал, от дней сотворения мира Великий океан плавно нес свои волны, которым не было предела и преграды. Сколько это продолжалось - не знает никто. Ибо не было тогда солнца и луны, а значит восхода и заката, дня и ночи, не было самого Времени.
Но однажды неведомо откуда прилетела птица Умай. Долго летала она над водной гладью на восток и запад, север и юг. Но нигде не нашла даже маленького клочка суши. И решила она снести яйцо прямо в воздухе. Но яйцо упало в волны океана, и утонуло в его глубинах. Так продолжалось несколько раз. И, наконец, птица опустилась на воду и решила свить свое гнездо на волнах. Вырвала она перья из своей груди и стала вить гнездо. Но сильные волны разбили его и уносили перья в черную глубину океана. И поняла Умай, что сначала нужно сотворить земную твердь. Набравшись смелости, нырнула птица так глубоко, что достигла дна Великого океана. Взяла она в свой клюв глину и вытащила ее на поверхность. Из этой глины появилась земля, которая постепенно стала расти и расти, и превратилась в Великую сушу. Так Умай сотворила Землю.
Умай-ана и Аю-батыр
Однажды горы Алтая завалило снегом высотой с арканный шест, которым ловят лошадей, и все люди остались умирать под снегом. Только охотник Аю-батыр сумел выжить, схоронившись в пещере. Вдруг он увидел волка, собиравшегося съесть человека, частично выкопанного из-под снега. Аю-батыр побежал спасти человека, кто бы он ни был. Волк неожиданно испарился, как мираж. А перед батыром лежала завернутая в овечью шкуру девушка. Ее звали Айсулу. Батыр вытащил ее из-под снега и отнес в пещеру. Айсулу, потерявшая сознание от холода, лежала без движения и юноша, не зная жива она или мертва, взмолился небесам. Тогда божества Умай и Кумай слетели с небес и вручили ему огниво. С помощью огнива батыр направил искры на сухую траву в пещере, а боги с помощью крыльев раздули огонь. Таким образом мать Умай научила людей разводить огонь. Айсулу согрелась и пришла в сознание. После этого Умай, взяв за руки молодых людей, поженила их.Через некоторе время Айсулу понесла и ей захотелось отведать лебединого яйца. Аю-батыр пустился в поиски. В отсутствие мужа у Айсулу начались схватки и она обратилась с мольбой к матери Умай. Она прилетела и погладила роженицу по голове. На свет появилась двойня: мальчик и девочка. Мать Умай перерезала им пуповину, завернула в пеленки и положила на грудь матери, после чего улетела. В этот момент Аю-батыр вернулся. Айсулу, передавая лежащих у нее на груди младенцев отцу, радостно сказала: «Об одном я молила Умай, а у нас теперь двое, как Умай и Кумай»
PAGE \* MERGEFORMAT1