«Средняя школа по имени
Ы.Алтынсарина»
Лингвистический турнир среди 7-8
классов
«Чудеса вокруг
слова»
Подготовила:
Халиманова.Г
Молдабаева.Б
2018-2019 учебный год
Цели
мероприятия:Актуализировать знания, умения, навыки
учащихся по русскому языку и литературе,продолжать развивать
интерес к изучению русского языка, воспитывать уважение к языку и
культуре русского народа.
Ход
мероприятия:
Учитель:
Здравствуйте! Добрый день, дорогие ребята! Мы рады
приветствовать вас сегодня на лингвистическом турнире «Чудеса
вокруг слова!» Основное направление нашей игры-русский язык и
литература. Но мы также будем оценивать вашу находчивость и
эрудицию. Итак, мы представляем 4 команды, учащихся 7-8 классов.Наш конкурс
состоит из 6 туров.
Учитель: Первый тур «Приветствие команд». Слово участникам
конкурса. Каждая команда представляет себя и называет свой
девиз.
Ведущий 2: Мы познокомились с командами. А теперь начинаем второй
тур «Разминка». Это блиц-опрос. Каждой команде задаются по 10
вопросов.
Ответы должны даваться моментально. За каждый правильный ответ-1
балл. То есть максимальный балл за этот тур 10 баллов.
Вопросы для команды «Умка» и «Книгоносики» 8 класса:
1.Что изучает фонетика?
2.Назовите автора «Сказки о рыбаке и рыбке».
3.Назовите синоним к слову «торопиться»?
4.Как называются слова, обозначающие признак предмета?
5.Что по пословице на воре горит?
6.Назовите настоящее имя Максима Горького.
7.Краткая застольная речь?
8.Футбольное время?
9.Какого рода слово «пальто»?
Вопросы для команды «Эрудиты»
1.Что изучает лексика?
2.Назовите автора книги «Хождение за три моря»
3.Подберите синоним к слову «маленький»
4.Как называются слова, указывающие на предмет, но не называющий
его.
5.Время потехи (по пословице)?
6.Назовите настоящее имя Аркадия Гайдара
7.Струя жидкости, выбрасываемая вверх.
8.Чего по пословице в мешке не утаишь?
9.Член предложения, отвечающий на вопросы Какой? Чей?
10.Какого рода слово «такси»?
Вопросы для команды «Знайки»
1.Что изучает морфология?
2.Назовите автора стихотворения «Горные вершины»
3.Подберите синоним к словосочетанию «золотое сердце»
4.Как называются слова, обозначающие признак предмета по
действию?
5.Что по пословице в лес не убежит?
6.Назовите двусложные стихотворные размеры.
7.Человек, управляющий хором, оркестром?
8.Буква в музыке?
9.Член предложения, отвечающий на вопросы Как? Где?
10.Какого рода слово «кофе»?
Учитель: А теперь просим жюри объявить результаты за 1 и 2 туры.
Переходим к третьему туру «Удивительные слова».
Восстановите порядок букв и назовите
слово
Д А В Т Ь
Е Л П О Р А Е (преподаватель)
КРИСУЙСКЯЫЗ - (русский
язык)
ИТРТАЛЕУАР -
(литература)
РИПАЧСЕИТ
- (причастие)
Учитель:
Если команды закончили, то листочки с ответами отдайте жюри.
После того как все команды сдают, зачитываются правильные варианты.
Жюри, просим вас объявить баллы за третий тур! Следующий тур
«Книголюб». Задача тура: вам читается отрывок из произведения, вы
должны определить автора и название. Максимальное количество 5
баллов.
Учитель:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно
Свойство зеркальце имело
Говорить оно умело...
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»
Однажды, в студеную
Зимнюю пору,
Я из лесу вышел
Был сильный мороз...
Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»
Погиб Поэт-невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
Учитель: Ну, а мы подошли к следующему туру, называется он «А
ну-ка, угадай-ка!». Участники по очереди выходят и вынимают
карточку, в которой записаны фразеологизмы. Задание прочитав про
себя, участник должен показать, изобразить фразеологический оборот
мимикой, жестами так, чтобы команда назвала данный фразеологизм и
объяснить его значение. Итак, начнем! Жюри этот тур оценивает
максимально по 5 баллов.
1.Зуб на зуб не попадает-
2.Зарубить на носу-
3.Делать из мухи слона-
4.В двух шагах-
5.Глаза в глаз-
6.На краю света-
7.Сломя голову-
8.Стальный конь-
Учитель:Следующий тур
«Цветочный словарь». Заполните словарик
перифраз с цветовыми прилагательными:
белое
золото - …. . (хлопок)
зелёная
аптека - …. . (лекарственные растения)
рыжая
плутовка - …. . (лиса)
люди в
белых халатах - …. . (врачи)
чёрный
континент - …. . (Африка)
белый
утренник - …. . (первые осенние заморозки)
голубой
экран - …. . (телевизор)
серый
санитар - …. . (волк)
Учитель:
Допишите
окончания имён прилагательных и причастий (ед. ч. ) в
словосочетаниях :
сочн… фейхоа (ая)
грозн… цунами (ое)
взбит… суфле (ое)
выигранн… пари (ое)
хохлат… какаду (ый)
спел… кольраби (ая)
свеж… салями (ая)
Учитель:
Ну, что же, все задания выполнены, слово предоставляется счётной
комиссии.
(Итоги
турнира, вручение грамот победителям)
Мы
поздравляем команду - победительницу и игроков, которым сегодня, к
сожалению, не повезло.
Богатства русского языка неизмеримы. Они
просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке
есть точные слова и выражения. Подобно тому как русское слово
неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык
неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно
удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему
звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучания
почти всех языков мира. Любите наш русский язык!
1.Фонетика – раздел науки о языке
в котором изучаются звуки речи
2.А.С.Пушкин
3.Спешить,поспешать,ждать
4.Имя прилагательное
5.Приступник зачастую выдается
себя своим поведением
6.Алексей Максимович Пешков
7.Тост
8.Тайм
9.Средний род
1.Лексика – это словарный состав
языка
2.Афанасий Никитин
3.Малый, крошечный, небольшой
4.Местоимение
5.Всему свое время
6.Настоящая фамилия Голиков
7.Фонтан
8.Все равно станет известно
9.Определение
10.Средний род
1.Морфология – раздел науки о
языке ,который изучает слова как часть речи
2.М.Ю.Лермонтов
3.Добросердечный,добрый,милостивый
4.Глагол
5.
6.Хорей или ямб
7.Дирижер
8.Нота
9.Обстоятельство
10.
о дрожи от сильного
холода,страха
2.означаеть запомнить раз и
навсегда
3.преувеличавать,делать
таредию
4.перед глазами, близко
5.совершенно рядом, очень
близко
6.куда угодно идти, бежать,
далекое место
7.бежать очень быстро,убегать в
панике
8.степной богатырь,железный
конь