Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Тақырып бойынша 20 материал табылды

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Материал туралы қысқаша түсінік
6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям 6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике
Материалдың қысқаша нұсқасы

Раздел

Нравственный выбор человека

ФИО педагога

Нугметжанова С.К.

Дата

25.02.2025

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям

6.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике

Цель урока

определяет основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы;

характеризует героев, используя план и цитаты из текста;

определяет отношение автора к главным и второстепенным героям

сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

І. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Для создания психологической атмосферы

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

-Какое произведение мы изучаем на уроке?

Цели урока:   характеризовать героев произведения

дать оценку их поступкам

делать выводы из прочитанного

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с последней, 6-частью повести Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Но прежде проверим ваши знания по повести

ІІ. Актуализация знаний.

Стратегия «Веер»( листочки в виде веера, на них вопросы):

1. Что такое антитеза?

2. Почему не удался первый побег?

3. Кого из героев рассказа можно назвать « кавказским пленником»?

4. Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь?

5. В чём заключалась опасность пути?

6. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?

7. Как договорились вести себя герои в пути и как себя вели, столкнувшись с горцами?

8. Где жили пленные?

9. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?

10. Чем занимался Костылин в плену?

11. Какую хитрость придумал Жилин, чтобы взобраться на гору?

12. Как называли горцы Жилина и Костылина?

13. Как ведет себя в плену Жилин?


Проверка домашнего задания.

Составление синквейна к словам

1-гр: Жилин

2-гр: Костылин

3-гр: Дина


Деление на группы: Жилин, Костылин, Дина

Ребята, а как вы думаете, будет ли у Жилина  ещё одна попытка к побегу?

- Об этом мы узнаем после прочтения 6 главы.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности










учащиеся выбирают вопросы, подкрепляют  свои ответы словами из текста.











Прочитают синквейн





Делятся на 3 группы





Дескрипторы -10 б.














Словесная оценка учителя












Д/з -2б.





















листочки в виде веера, на них вопросы
















Тетрадь






Листочки с изображением главных героев

Середина урока

ІІІ.Изучение нового материала

Прочитайте краткое содержание 6-й части рассказа «Кавказский пленник»

Беседа с учащимися о содержании рассказа.

-Почему татары по-разному относятся к Жилину и Костылину?

- Почему Дина перестает видеть в Жилине врага?

-Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Почему?

- Чем вызвала Дина симпатию у читателей?

-Какой литературный прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?


Критерии оценивания

Дескрипторы:


Понимание прочитанного текста

Правильные ответы на вопросы

Создание высказываний, выражение своего отношения к героям произведения

Демонстрирует понимание прочитанного -1 б

Дает полные ответы на вопросы – 1 б

Создает устное высказывание, выражая свое отношение к герою произведения -1 б.


IV. Освоение изученного материала

Задание Охарактеризуйте главных героев произведения Жилина и Костылина по плану

Жилин

Характеристика

Костылин


Портрет



Авторское отношение к герою



Отношение героя к другим персонажам



Поведение героя


Критерии оценивания:

  • характеризует героев произведения -1б.

  • дает оценку их поступкам – 1 б.

  • делает выводы из прочитанного – 1 б.

Работа в группах.

1-группа: Составить «Гору истории», используя данные заголовки к произведению

 1. Жилин служил на Кавказе

2. Победа Жилина

3. Отправился домой

4. Побег не удался

5. Встреча с татарами

6. Костылин убежал

7.Плен Жилина

8. Девочка Дина помогла

9. Выкуп

10. Условие Жилина.


Итак, в какой последовательности происходят события в повести? Прочитайте пункты плана и напишите в верной последовательности

2-группа: Составить «Диаграмму Венна» Жилин и Костылин

3-группа: Представить информацию, используя прием «Фишбоун» на тему «Кавказский пленник»

Защита групп

V. Закрепление изученного материала

Просмотр фрагмента фильма. Победа Жилина

Какой самый волнующий, самый напряжённый момент в последней главе? (Жилин увидел татар. Татары бросились за Жилиным).


Выполнение тестового задания.

Инструкция по выполнению теста

Данный тест проверяет знание содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он состоит из 12 заданий, на каждое из которых предложено по три варианта ответа, правильный из них только один. На выполнение работы отводится 3 минуты.

Критерии оценивания

11-12 правильных ответов – 5;

9-10 правильных ответов – 4;

7-8 правильных ответов – 3;

6 и менее правильных ответов – 2.

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

  1. Действие рассказа происходит

А) на Кавказе, Б) в Сибири, В) на Дальнем Востоке.

  1. Повествование ведется от лица

А) Костылина, Б) Жилина ,В) автора.

  1. Кто это: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»?

А) Жилин, Б) черный татарин, В) Костылин.

  1. Жилин

А) «не велик ростом, но удал», Б) с черными глазами, «румяный, бородка маленькая», В) «грузный, толстый, весь красный».

  1. Почему письмо Жилина не могло дойти до его матери?

А) он его не написал, Б) там был указан неверный адрес, В) татары решили его не отправлять.

  1. Сколько потребовали денег за Костылина?

А) 2000 рублей, Б) 500 рублей, В) 5000 рублей.

  1. Чем занимался Жилин в плену?

А) мастерил кукол и чинил вещи, Б) ухаживал за животными, В) ныл и ждал, когда пришлют выкуп.

  1. Как звали татарина, у которого офицеры были в плену?

А) Хажди, Б) Абдул Мурат, В) Урсул-бек.

  1. В первый раз побег Жилину не удался, так как

А) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились, Б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, В) не было плана побега.

  1. Почему Костылин не попытался бежать во второй раз?

А) ему нравилось жить у татар, Б) повернуться и не было сил, в) испугался.

  1. Как Дина помогла Жилину сбежать?

А) Подала шест, Б) принесла веревку, В) принесла лопату, чтобы выкопать лаз.

  1. Как сложилась судьба Жилина?

А) вернулся домой, Б) остался служить на Кавказе, В) погиб, когда бежал из плена.

Правильные ответы

  1. А.

  2. В.

  3. В

  4. А.

  5. Б.

  6. В.

  7. А.

  8. Б.

  9. Б.

  10. Б.

  11. А.

  12. Б.


Какой вывод можно сделать?

Главная мысль произведения –

- упорством, стремлением к свободе нужно достичь своей цели. Война – это зло, вражда, она никому не нужна.

- люди разных национальностей могут жить в дружбе.

- жизнь зависит от человека, от того выбора, который он делает сам

Какие нравственные качества ценит в человеке автор?



Прочитают текст по цепочке, отвечают на вопросы по содержанию текста
















заполняют таблицу результатов; делают соответствующие выводы и записи в тетрадь; оценивают участие каждого в работе группы .








работают в группе

















Учащиеся должны по ходу просмотра видеоролика распределить на известную и неизвестную информацию.




Выполняют задание в тетради, проверяют друг у друга, оценивают


Словесная оценка учителя




















Взаимооценивание











Стратегия «Две звезды, одно пожелание»
























Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки

Тест – 2 б.






















































Словесная оценка учителя


Учебник


Л.Н. Толстой

«Кавказский пленник» часть 6



































Флипчарты, маркеры





















https://www.youtube.com/watch?v=mDcVLA8-7rI






Задание на слайде

Конец урока

Комментирование дифференцированного домашнего задания.

  1. Составить кластер на тему «Кавказский пленник»

  2. Прочитать, пересказать содержание 6-части


Рефлексия Стадия рефлексии

Закончи предложение.

  • Читая рассказ «Кавказский пленник» мы поняли …

  • Лев Николаевич Толстой учит нас …









Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.








































Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
05.03.2025
222
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі