III.
Актуализация знаний. Ставит цель занятия
перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой
информации.
Для свободного
размышления предлагает ученикам составить «Кластер».
***
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
(1836)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой
пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца
Жанр: величественная ода. Стихотворный
размер – 6-ти стопный торжественный ямб.
Тема
– полная достоинства оценка поэта совершенного им дела;
Идея- главное в поэтическом творчестве –
величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи.
Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь
служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками,
творчеством, даже самой жизнью.
«Это одновременно
исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В.
Виноградов).
ВОПРОСЫ для
самопроверки.
1. «Глаголом жги
сердца людей». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен
обладать поэт?
2. Проанализируйте одно
из стихотворений поэта.
3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте
наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений
поэта.
4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких
произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите
примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений
поэта.
5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его
обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое
начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и
последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу
гуманности» поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных
примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение
для воспитания чувств читателя?
6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и
развития отечественной литературы?
7. Большинство
произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных
русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие
из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена
композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина
сделали возможным их
|