Д Класс: 10 урок 4 |
Тема: | Любовная лирика А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Памятник», «К…», «Я вас любил…». |
Цель урока: | Определить с основные темы и мотивы лирики ПушкинаПознакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
|
Ожидаемый результат | Получить представление об особенностях стихотворений на тему поэта и поэзии; учиться анализировать лирическое произведение. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. | С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. | Пазлы |
10 мин. | II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. | Демонстрируют свои знания, умения. | Карточки |
20 мин. | III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».***«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лиреМой прах переживёт и тлeнья убежит –И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,И назовёт меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикийТунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца;Хвалу и клевету приeмли равнодушноИ не оспаривай глупцаЖанр: величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея- главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).
ВОПРОСЫ для самопроверки.1. «Глаголом жги сердца людей». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности» поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя? 6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы? 7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их
| Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. | Флипчарт |
5 мин. | IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Графический тест».1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.А) 1802-1841 Б) 1789-1828 В) 1799-1837 Г) 1805-18402. В каком городе родился А.С. Пушкин?А) Петербург Б) Москва В) Киев Г) Тула3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?А) 10 лет Б) 8 лет В) 12 лет Г) 11 лет4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?А) 5 мая Б) 21 октября В) 1 января Г) 19 октября5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?А) “Лициния” Б) “Воспоминания в Царском Селе” В) “Городок”Г) “Деревня”6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?А) И.Пущин Б) А.Дельвиг В) В.Кюхельбекер Г) П.Чаадаев7. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Анчар».а)последовательность изложенных событийб)антитезав)кольцевая композицияг)зеркальная композиция8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?А) “К Чаадаеву” Б) “Вольность” В) “Поэт” Г) “К морю”9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?А) “Поэт” Б) “Поэт и толпа” В) “Пророк”Г) “Я памятник себе…”Ответы.1-в2-б3-в4-г5-б6-г7-б8-а9-в
| Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. | Бумага А4 |
5 мин. | V.Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.- Понравился ли вам урок?- Что было трудным для вас?- Что вам больше понравилось? | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Оценочный лист
Стикеры |
2 мин. | VI. Объясняет выполнение домашней работы.
| Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
дополнительная информация |
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
|
|
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? | 1.
2.
1.
2. |