Материалдар / Мақала: Спорттағы психологиялық әдістер
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Мақала: Спорттағы психологиялық әдістер

Материал туралы қысқаша түсінік
Спорттағы психологиялық әдістер, спорт психологиясы туралы мақала. Колледж психологтарына арналған. Бұл мақалада спорт пен музыканың тығыз байланысы, спорт барысында музыканы психологиялық ахуалды жақсарту үшін қолдануы жайлы жазылған
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қараша 2021
202
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Настоящая сила рождается в голове.

Она заставляет идти, даже когда тело хочет упасть»

Эдвард Майкл Гриллс


В своем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев народу Казахстана от 01 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» поручил обратить особое внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения.

Я полностью согласна с данным утверждением. На мой взгляд, на сегодняшний день именно тематика здорового образа жизни и правильного питания очень актуальна. Так как, чем современнее становится молодежь, тем больше пороков среди них. К примеру, употребление запрещенных веществ или же систематическое времяпровождение за компьютерами или гаджетами. Что плохо сказывается не только на физическом здоровье, но на психологическом состоянии тоже. Поэтому приобщение молодежи к спорту важно для здорового и здравомыслящего будущего.

Как человек, который увлекается спортом, могу сказать, что это нелегко. Но результат, который ты получаешь после, не может не радовать.

Каждый спортсмен знает, что занятие спортом оказывает большое воздействие на развитие и совершенствование организма. В тоже время, каждый спортсмен знает, какие высокие требования спорт может предъявлять организму, создавая стрессовые ситуации. В любых соревнованиях к победе приходит тот, у кого устойчивый психический уровень, способный мобилизоваться для достижения оптимального результата. В условиях сложной спортивной борьбы у спортсмена проявляются все психофизические качества. Они же в свою очередь характеризуют его как личность. Этим диктуется необходимость регулярного проведения со спортсменами психотерапии, психопрофилактики, психогигиены.

И так, давайте подробнее остановимся на этих терминах.

Психотерапи́я — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.).

Психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней».

Психогигиена – наука о сохранении и достижении психического здоровья.

Все три понятия исходя из их значения - это методы воздействия на психологического состояние человека, для психорегуляции.

Все эти мероприятия, направленные для воздействия на организм через психическую сферу с учетом терапии, психопрофилактики и психогигиены носят информативный характер. Эти сигналы, несущие информацию продуцируются психикой спортсмена непосредственно или опосредованно. Что и отличает данный способ от других воздействий, в том числе и фармакологических.

Список средств психологического воздействия на организм весьма разнообразны. Например, к психотерапии можно отнести:

Shape1

К психопрофилактике – психорегулирующая тренировка (индивидуальная и коллективная). К психогигиене – разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций.

С помощью этих манипуляций у спортсмена удается снизить уровень нервно-психической напряженности, снять состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма.

К выше перечисленным воздействиям также можно отнести и психическую саморегуляцию. Психическая саморегуляция – это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мыслей.

В психической саморегуляции различают два направления – самоубеждение и самовнушение.

Для самоубеждения человек может выбирать различные способы. Например, слушать музыку, смотреть фильмы, читать мотивационные книги и т.д.

Так как, я сама являюсь спортсменом, в качестве самоубеждения я люблю слушать музыку.

С древних времен музыка используется не только для удовлетворения духовных запросов людей, но и для лечения различных недугов. Рассказы о могучей силе музыки часто похожи на сказки,

Библейские предания рассказывают, что юный Давид своей игрой на арфе исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. В поэме «Илиада» могучий Ахилл пытается игрой на лире охладить свой яростный гнев. К музыке обращались при лечении не только психических недугов, но и физических недомоганий. Согласно преданию, кровотечение раненого Одиссея прекратилось под звуки песен, троянскую чуму удалось победить с помощью музыки. Один из самых знаменитых врачей древности Асклепий лечил всех больных пением и музыкой.

Целебная сила музыки заслужила признание у многих народов. Многие известные деятели медицины различных стран рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние, а через него на весь организм больного. Со временем музыкотерапия, т. е. использование музыки в целях лечения, профилактики и укрепления здоровья, все прочнее вставала на научные рельсы 1.

И. Р. Тараханов экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания. Его опыты показали, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, повышает работоспособность и может на время снять мышечную усталость.

В. М. Бехтерев отметил, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, вызывают замедление пульса и успокаивают или, наоборот, учащение пульса и соответствующее ощущение усталости и неудовольствия.

Музыка существенно влияет на ритм дыхания. При спокойной мелодии дыхание обычно становится глубоким и равномерным; музыка, исполняемая в быстром темпе, вызывает учащение дыхания.

Исследования показали, что музыка влияет и на работу мышц. Мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание музыкальных произведений. В большинстве случаев мажорный характер их усиливает работу мышц, а минорный — ослабляет. Картина меняется в том случае, когда человек утомлен.

В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка.

Результаты ряда исследований говорят о благоприятном влиянии музыки на восстановление после тренировочных занятий и соревнований. Так, наблюдения показали, что у пловцов после проплывания 400 м работоспособность восстанавливалась быстрее, если они сразу прослушивали музыку. То же отмечено и у борцов. Хоккеисты, прослушывая музыку во время тренировочных занятий, меньше устают и выполняют больший объем тренировочной нагрузки 2.

Для меня музыка – это средство успокоения, расслабления, радости. С музыкой я не расстаюсь днем и ночью, особенно во время занятия спортом. Именно это мое увлечение и подвигло на изучение влияния музыки в спорте.

Целью моей работы является – исследование музыки, как психологический метод в спорте для самоубеждения.

Во время исследования я разделила работу на этапы:

- сбор информации о влиянии музыки на самоубеждение во время занятия спорта,

- анкетирование,

- эксперимент,

- подведение итогов (вывод).

Выше я уже привела небольшой пример влияния музыки на организм человека. На второй очереди было анкетирование. В анкетировании приняли участие 85 студентов. Им были предложены следующие вопросы в гугл-форме:

  1. Сколько Вам лет?

  2. Какой вид спорта Вы предпочитаете?

  3. Каким видом спорта вы занимаетесь?

  4. Слушаете ли Вы музыку во время занятия спортом?

  5. Напишите 5 популярных треков, которые Вы слушаете во время занятия спортом?

Из анкетирования можно сделать вывод, что большинство людей, которые приняли участие в анкетировании во время занятия спортом, слушают музыку. 25% из числа анкетируемых предпочитают волейбол, 37% футбол, 38% плавание, бокс, баскетбол.

83% слушают музыку во время занятия спортом, 17% предпочитают заниматься без музыки.

Опираясь на последний ответ о предпочтении, о видах музыки следует, что 65% слушают поп жанр, 26% поп-рок, рок, 9 современную классику.

После анкетирования, я провела эксперимент для фиксации влияния музыки на физическое и психологическое состояние участников, 4 студентам было предложено в течение 4-х дней проделывать одни и те же физические упражнения без музыки, под медленную музыку, любимую музыку и активную. При этом измерять показатели артериального давления и пульс до упражнений и после, а также описывать свое настроение.

По результатам эксперимента можно увидеть, что при занятии спортом без музыки и под медленную показатели организма могут меняться незначительно. А занятия под любимую музыку и активную значительно увеличивают показатели пульсации и артериального давления. Даже настроение без музыки и медленную от вялого меняется до бодрого при занятии спортом под любимую и активную музыку.

В спорте есть такое понятие, как «второе дыхание». Вторым дыханием называют выброс большого количества адреналина, что позволяет человеку показывать те достижения, которые в состоянии спокойствия он не может проявить. Именно выброс адреналина иногда становится той отправной точкой, которая позволяет быть первым. Многие спортсмены стремятся к этому, работая над самовнушением, что необходимо преодолеть трудное, чтобы открылось второе дыхание и достичь победы. Однако, показатели стабильности при занятии спортом, тоже хорошо. Так человек показывает, что он может контролировать свой организм при нагрузках, о ясности ума, что играет немаловажную роль. Потому что параллельно понятию о втором дыхании есть и такое утверждение: чтобы достичь победы, сначала выиграй соперника в играх разума.

Вывод: при занятии спортом очень важен подбор музыки. Он должен соответствовать склонностям спортсменов. Одни любят классическую музыку, другие — джазовую, третьи — песни и т. д. Поэтому у тренера и психолога должна быть разнообразная фонотека. Подбирать музыку следует, имея в виду необходимую направленность воздействия на спортсмена (вызвать радость, бодрость, успокоить и т. д.). Особенно перспективно использование музыкотерапии как дополнения к другим методам профилактики и лечения. Музыкотерапию можно сочетать с любыми средствами восстановительной терапии.

Использованная литература:

  1. Sportmedicine 1.

  2. David A Alter, Mary O’Sullivan, Paul I Oh, Donald A Redelmeier, Susan Marzolini, Richard Liu, Mary Forhan, Michael Silver, Jack M Goodman and Lee R Bartel. Synchronized personalized music audio-playlists to improve adherence to physical activity among patients participating in a structured exercise program: a proof-of-principle feasibility study. Sports Medicine – Open 2.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!