Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Менеджмент негіздері.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ИСТОРИЯ КАЗАХСКОГО ТРИЕДИНСТВА.
История казахов довольно насыщена интереснейшими
фактами и событиями, одним из них является деление на
жүзы. Жүзы притягивают к себе внимание еще и потому, что
мало кто сомневается в том, что они по сей день играют огромную
роль в политической жизни страны. При этом историческая
наука по сей
день не может установить, что же все-таки означает слово
"жүз". Хотя многие ученые и полагают, что это слово
арабского происхождения и переводится как ветвь или часть, все же
их выводы далеко не бесспорны. Зачем, спрашивается, кочевникам было
прибегать к малопонятным заимствованиям, если собственный язык
предлагал в этом отношении множество самых различных вариантов.
Наверное, на этом же основании многие отечественные историки
настаивают на казахском происхождении этого термина, толкуя его как
"лик" или "сотня", хотя эти версии также выглядят
малоубедительными. Но какие бы еще варианты перевода не
предлагались, этимология этого слова – в данном случае есть дело
десятое, поскольку смысл его понятен.
"Жүз" значило то же самое, что и
"ұлүс". С этим, к счастью, согласны практически все
историки.
Гораздо более важным выглядит вопрос о времени
образования жүзов, поскольку совершенно очевидно, что, не имея
на него ответа, мы не можем понять общей логики событий казахской
истории. Разумеется, что на этот счет ученые тоже выдвигали
множество самых разнообразных версий. В качестве примера можно
привести следующие точки зрения.
"Три союза племен казахов, называемые
жүзами… начали образовываться в период тюркского
каганатства (V-VIII вв.) и в основном оформились в X-XII
вв.", –
считал, например, советский ученый
С.Аманжолов.
А выдающийся востоковед
В. Вельяминов-Зернов
писал: "… Не следует ли именно к эпохе владычества
киргиз-кайсаков над Ташкентом и Туркестаном, т.е. XVII столетию,
отнести это загадочное деление. Часть киргиз-кайсаков, сидевшая в
завоеванном крае, так сказать полуоседлая, должна была поневоле
отделиться от кочевой части, занимавшей степи. Само собой явились
Орды. Ташкент и Туркестан с прилегавшей страною, лежавшие в центре,
составили Среднюю Орду. В городах остались властвовать потомки
прежних коренных ханов, члены старшего дома, Ядикова или Шигаева:
Ишим, Джегангир, Тявка и др. По сторонам образовались Орды: Малая и
Большая. В первой утвердился род Булякай-куянов или Усяков. Вторая
также имела своих ханов".
При
этом ни предложенные мнения, ни версии многих других историков не
подтверждаются никакими фактами, являясь, по сути, только лишь
частными умозаключениями. Впрочем, некая "общепринятая", хотя и
расплывчатая, точка зрения все же существует. Еще в советское время
в коллективных многотомных трудах по истории Казахстана образование
жүзов стали датировать XVI веком. По всей
вероятности, это мнение было основано на данных казахского
фольклора, которые утверждали, что автором идеи подобного дробления
Казахского ханства был хан Хак-Назар. Правда, непонятно, почему в
таком случае не были приняты во внимание другие народные легенды,
которые приписывали образование жүзов едва ли не пророку
Мухаммеду.
Между тем, если рассматривать известные, хотя и
скудные, исторические факты, можно прийти к интересным выводам.
Самое первое упоминание о жүзах содержится в летописи Махмуда бен Вали "Бахр
ал-асрар". Вот что пишет автор, описывая биографию одного из
чингизидов XIII века: "Повелев собраться близким родственникам,
племенам и четырем каучинам, он выбрал для зимовок и летовок
Ақ-Орду, которая также известна как Йуз-Орда"
(каз. Жүз-Орда – Р.
Т.).
Конечно, некоторым историкам этот источник был известен достаточно
давно. Просто, видимо, ученых мужей сбивало с толку непонятное и
непривычное словосочетание – "Жүз-Орда". Тем более что историки до сих пор не
могут найти ответа на вопрос, какая же из орд называлась Белой, а
какая – Синей, поскольку источники откровенно противоречат друг
другу. К тому же Махмуд бен Вали явно говорил об одном
жүзе, и потому исследователи предпочитали и
предпочитают игнорировать его
сообщение.
И действительно, термин
Жүз-Орда выглядит не совсем логичным, поскольку
сами казахи никогда не смешивали эти два разных понятия –
"жүз" и "орда". Тем не менее, расшифровать данное
название можно. Судя по всему, этот термин произошел не от слова
"орда", а от имени первого хана Восточного Кипчака – Орда-Ежена
(сына Джучи, внука Чингисхана). То есть, это название надо понимать
как "жүз Орды". В таком случае все становится на свои
места. Причем, в подобном названии нет ничего удивительного,
поскольку обычай называть государство именем его первого (или
просто могущественного) правителя был широко распространен в
Великой степи. Вспомним улус Джучи, улус Чагатая, улус Бату и т.п.
Да и Казахское ханство ногайские беки в переписке с московскими
царями называли "Урусовым царевым
юртом".
Тем же историкам, которые привыкли считать, что
Ақ-Орда являлась улусом
Шайбана, следует уяснить, что этот сын хана Джучи
никогда не являлся даже относительно самостоятельным правителем,
каковым являлся, например, его брат Орда-Ежен. Все же встречающиеся
на страницах различных летописей россказни о существовании
могущественного ханства Шайбана были сочинены придворными историографами его
потомков.
Вероятнее всего, что на кипчакский лад название
улуса звучало как "Орда-Жүз" (возможно, с разными вариантами окончаний) и
впоследствии превратилось в ныне хорошо известное "Орта
жүз" (Центральный или Средний
Жүз). Естественно, что первоначально в состав
Центрального Жүза могли входить совершенно разные роды и
племена. Кочевники всегда спокойно перемещались из улуса в улус, но
все-таки костяк оставался одним и тем же. Наряду с другими
впоследствии исчезнувшими племенами, в источниках, описывающих
начальный период истории Казахского ханства, постоянно упоминаются
кипчаки, арғыны, найманы, кереи, конраты, уаки. И это
понятно, поскольку племена, впоследствии образовавшие Старший и
Младший жүзы, в то время входили в состав Моголистана и
Ногайской орды соответственно.
"Кипчаки, найманы, алшины,
арғыны-қаракесеки, уйсуны и табыны! О дай
благоденствие этим шестерым!",
-
гласила одна из надписей на "Тамғалы-Тас". Знаменитый ученый А.Маргулан считал, что названия
этих племен были увековечены в связи с тем, что именно они были
причастны к образованию Казахского ханства.
Мы
не
считаем, что из подобного минимального объема информации можно
делать какие-либо далеко идущие выводы, но даже если согласиться с
трактовкой А.Маргулана, все равно получается, что половина из этих
шести племен представляли Средний Жуз. А табыны вошли в состав
Младшего жүза лишь в конце XVII – начале XVIII
вв.
С алшинами же в казахской истории вообще царит
полная неразбериха. Многие современные историки, писатели,
публицисты называют племена Младшего
жүза собирательным именем "алшин", возводя их
историю напрямую к тюркам-ашина и даже к мифическим алазонам времен
Геродота. В то же время эти авторы, судя по всему, просто не знают
о некоторых вещах.
Во-первых, именем "алшин" именовались не все племена, а только
объединения Байүлы и Алимүлы. Жетыру, вошедшее в состав Младшего
жүза позже других, к числу алшинов не
относилось. Во-вторых, существовал еще и отдельный род с тем
же именем – алшин, который и упоминался на страницах средневековых
хроник, а также в процитированной наскальной надписи. Не случайно
П.Рычков, перечисляя крупнейшие роды Младшего жуза, подчеркивал:
"Роды ж, или аймаки, знатнейшие в сей орде: 1) Алчинский, в котором
настоящие алчинцы". В книге Х. Маданова "Родословная Младшего
жүза" приводятся данные по генеалогии этого
рода.
Видимо, алшины действительно являлись одним из мощных родов,
вследствие чего их самоназвание впоследствии распространилось на
другие племена Младшего жүза, так же как это произошло с
арғынами в Среднем, и уйсунами в Старшем
жүзах.
Впрочем, вполне вероятна и другая версия
возникновения этого названия. Известно, что в Золотой Орде термин
"алшин" применялся по отношению к ханским зятьям. Понятно, что за
кого попало принцесс-чингизидок замуж не выдавали, и таким правом
обладали лишь избранные, такие, например как правители ногайцев –
Едыге и его потомки. Может быть, именно вследствие этого "казахи"
(то есть представители Среднего Жүза) стали иронически прозывать "ногайцев"
(выходцев из Младшего жүза) зятьками-алшинами. В истории ведь очень часто
бывало так, что даже подчас оскорбительные прозвища народов
становились впоследствии их
этнонимами.
Термины Ақ-Орда, Юрт Уруса, Казахское ханство, Орта
жүз долгое время являлись синонимами. Впоследствии
потомки хана Уруса, пользуясь благоприятным геополитическим
раскладом, сумели прихватить значительную часть Моголистана и
Ногайской орды, населению которых была предоставлена определенная
политическая автономия, выразившаяся в праве образования своих
жүзов. Кстати, вполне мог бы возникнуть и четвертый
жүз, но попытка султана Ураз-Мухаммеда в 1588 г.
подчинить Сибирское ханство
провалилась.
Таким образом, считаю необходимым предложить
следующую хронологию образования жүзов.
1. XIII в. – Образование Центрального
Жүза (Ақ-Орды), на базе которого впоследствии возникло
Казахское ханство.
2. XVI-XVII вв. – Расширение территории Казахского ханства и
образование Старшего и Младшего жүзов.
Вероятно, некоторые читатели
могут не
согласиться, поскольку достаточно широко распространено
мнение, что названия Старший, Средний и Младший обозначают не что
иное, как очередность появления жүзов на исторической арене. Мол, Старший
жүз образовался раньше других, и это обусловило его
привилегированное положение. Это мнение частенько высказывают и
многие современные политологи, объясняя тот факт, что в
политической жизни страны, ведущие роли играют именно выходцы из
Старшего жүза. При этом игнорируется то обстоятельство, что
вообще-то засилье "южан" в государственных органах, которое
возникло еще в советское время и наблюдается в наши дни, напрямую
связано с тем, что удары коллективизации и сталинских репрессий
пришлись в основном по казахам Среднего и
Младшего жүзов.
На самом деле нет никаких серьезных сведений,
свидетельствующих об исключительной роли Старшего
жүза в истории Казахского ханства. Даже широко
распространенная казахская пословица предлагает отдать труд
Старшему жүзу, власть – Среднему
жүзу, а войну – Младшему
жүзу. Племена юго-восточного Казахстана были теснее
связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими
жүзами. Не случайно батыр
Бөгенбай в 1731 г. в беседе с русским послом
Тевкелевым отмечал, что Старший жүз находится "в дальнем расстоянии к бухарам и с
Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый
именем Жолбарс". В принципе, к сепаратизму были точно так
же склонны и племена Младшего жүза, где пользовались популярностью идеи откочевки
на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как
Средний жүз по ордынским представлениям являлся "Тахт Ели"
(Престольным владением). И потому именно ханы Среднего
жүза являлись старшими, то есть общеказахскими,
ханами.
Ч. Валиханов
считал, что когда государство Золотая Орда начала
распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих
кочевий, казахи создали такие большие
союзы.
По мнению Н. А. Аристова, объединение жүзов произошло во время набегов джунгар.
В. В. Бартольд связывает возникновение жүзов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.
Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жүзы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия.
Востоковед Т. И. Султанов
говорит о скудности достоверных фактов о
происхождении жүзов и предпологает, что во второй половине XVI в.
система улусов трансформировалась в
жүзы.
В трудах Махмуда бен
Вали,
написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана
Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и
улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду,
которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик)
некоторые ученые сравнивают с казахскими
жузом.
У казахских жүзов имелись следующие особенности: 1) внутреннее
региональное единство; 2) этническое единство; 3)
культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического
руководства.
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского
жүза имелось своё исторически сложившееся
пространство, территория. Племена казахов, входивших в один
жүз, родственны между собой и даже считались
потомками одного предка. Поскольку население
жүза проживало в определённой географической зоне,
племена, входившие в один жүз, были связаны между собой более крепкими
хозяйственно-экономическими связями, чем с другими
жүзами. В связи с этим складывалась особая
внутриэтническая общность со своими традициями, привычками,
обычаями. Жүзы отличались внутренней сплочённостью и в
руководстве власть. Каждый жүз имел своего бия. Известно, что и во времена
Казахского ханства каждый жүз имел своего хана. Казахские
жүзы были хозяйственно-культурными и политическими
частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних
проблем, отношений решались внутри самих
жүзов. Однако это не означает, что между казахскими
жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических
связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым
скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные
взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки.
Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство
играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались
тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы
объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий
по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под
угрозой было казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм
проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все
главные вопросы внутренней и внешней политики решались на
курултаях.
Казахи Старшего жуза занимали в целом юг. В
начале XX века их численность составляла 750 тысяч. Делились они на
роды: жалаир, ошакты, канлы, дуланты, сунны, албаны,
уйсуни.
Казахи Среднего жуза традиционно проживали в
Центральном, Северном, Восточном Казахстане, на юге - вдоль
р.Сырдарья, северной стороны хребтов Кентау, Семиречье. В начале XX
века их насчитывалось 1400 тысяч. Крупными племенами являлись
аргыны (около 590 тысяч), найманы (321 тыс.), кыпчаки (125 тыс.),
кереи (317 тыс.).
Казахи Младшего жуза селились в основном в
Западном Казахстане. Их численность в начале XX века составляла
1160 тысяч. Делились они на крупные племена; алимулы (около 300
тыс.), байулы (585 тыс.) и жетиру (275
тыс.).
Существует легенда об Алаше, объясняющая
происхождение жузов. Однажды у могущественного и пребывающего в
славе хана родился пегий (ала) сын. Придворные увидели в этом
плохое предзнаменование и посоветовали хану отослать пегого сына
подальше от себя в далекие края. Вскоре хан и его окружение забыли
о нем. Шло время. Мальчик, названный Алашем, стал знаменитым
батыром. Весть об Алаше дошла до хана. Он отправляет к батыру сотню
воинов, чтобы разузнать все о нем, но сотня не вернулась. Через
некоторое время хан посылает вторую сотню, но и она не вернулась.
Не вернулась и третья сотня. Пришедшие к Алашу три сотни (жуз -
сотня) впоследствии составили основу трех казахских жузов. А Алаш
после смерти отца стал ханом.
Омскую область населяют в основном представители
среднего жуза; кереи, аргыны, кыпчаки, найманы и уаки. В
значительном количестве есть исторически населяющие область
представители Младшего жуза; табып и рамадан, проживавшие в аулах
Шербакульского и Москаленского районов. Кереи проживают в основном
в Называевском, Русско-Полянском и других районах Омской области.
На рубеже XVIII-XX веков в Омском уезде аргыны составляли 13 тысяч,
кыпчаки — 10 тысяч, кереи — 13 тысяч. В антропологическом отношении
казахи Омского Прииртышья относятся к малой южно-сибирской расе,
которая образовалась в результате длительного смешения монголов с
европеоидным населением Казахстана. В отличие от жителей Южного
Казахстана у сибирских казахов преобладают смешанные
черты.
Главная причина сохранения генеалогической
системы родства — необходимость передачи из поколений в поколение
семейной собственности, знаний и квалификации кочевника. В первой
половине XVI веках кочевья казахского хана Тугума находились на
сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее вошли в
группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века
среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов
присоединились к Абулхаиру.
В XVI веке казахские кочевые группы часто
появлялись в бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там
находились кочевья и казахов центральных районов Казахстана.
Сибирская летопись так сообщает о завоевании Кучумом Сибирского
ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм, Муртазеев
сын со многими воинскими людьми ...» В состав этих воинов были
казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями -
ногайцами - Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические
отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны русских с
Кучумом казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях
против Кучума и принятии казахами русского подданства. Тем не менее
в войске самого Кучума в этот период находились также и воины
казахи.
Существует
вне жүзовая
классификации:
- төре́, прямые потомки Чингисхана по мужской
линии;
- қожа́ — считаются потомками четырёх сподвижников
Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной
Азии — воинов и миссионеров;
- төленгiт — ханская дружина, телохранители и
придворная прислуга;
Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть
аристократами.