Материалдар / МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
418
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Вопрос о внеклассном чтении – один из самых важных и сложных в современном преподавании литературы в школе. От того, что и как читают наши дети, зависит многое в их нравственном , трудовом и эстетическом воспитании. Внеклассное чтение—это раздел чтения. Цель его—углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно- эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на непреходящую художественную ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой центральное место отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге. Программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Учитель вправе выбирать, какие конкретно произведения и книги, какого автора предложит он для изучения детям, какое количество часов затратит на ознакомление с книгами одной тематики. Однако следует учитывать роль и место каждого писателя в современной культуре нашей страны, читательские умения и предпочтения младших школьников. Основа программы по внеклассному чтению — вариативность. Она способствует развитию творческих начал в организации самостоятельного чтения детей, позволяет учесть учителю не только реальные возможности класса, книжного окружения, но и запросы детей, предоставив каждому ребенку подлинную свободу выбора. Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства. Основной формой работы с детской книгой в I — IV классах является урок внеклассного чтения. В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела: Круг чтения. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки). Занятия внеклассным чтением ведутся параллельно с уроками обучения грамоте и классного чтения. Каждый урок вне- классного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомство с широким кругом детского чтения от устного народного творчества — загадок, песенок, сказок — до стихотворений, рассказов, повестей русских и зарубежных писателей, взятых в лучших переводах; формирует умение выбирать книги в соответствии с их личными читательскими предпочтениями; содействует возникновению устойчивого интереса к книге как источнику знаний, нравственно-эстетических чувств; отрабатывает навык вдумчивого, содержательного прочтения произведений. Комплекс предлагаемых знаний, умений и навыков рассчитан на развитие творческих способностей учащихся, воспитание талантливого читателя, способного не только к осмыслению читаемого, но и посильному участию в общественно значимой интеллектуальной и практической деятельности на основе чтения книг, а именно: создание классной библиотечки и работа в ней, коллективное чтение книг с друзьями, обмен интересными книгами, активное участие в подготовке и проведении литературных утренников и игр, коллективном ведении классного дневника чтения, участия в литературном краеведении. Для создания благоприятных условий на уроке и развития творческого потенциала учителя ему предоставляется возмож- ность самостоятельно создавать варианты планирования работы с детской книгой. Педагог либо выводит детей за рамки круга чтения, знакомит с новыми авторами и книгами, которые ежегодно пополняют библиотеки, либо обращает внимание на те или иные стороны читательских умений, сообщая детям новые рациональные приемы работы с детской книгой, или включает младших школьников в интенсивную творческую деятельность по созданию литературных сочинений, организует серию литературных экскурсий. Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка — умения вести диалог, участвовать в беседе, слу- шать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять добро- желательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка, используя художественные формы передачи отношения к прочитанному — декламацию, инсценирование и т. д. Поэтому в системе внеклассного чтения рекомендуется выделять уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы. Концентрический, ступенчатый характер программы обеспечивает доступность, посильность, преемственность учебного материала по годам обучения. На занятиях внеклассного чтения в начальныз классах закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о подвигах, о детях и т. д.), а также умение ориентироваться в детских книгах типа «Читаем сами», при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте. Первоклассники делают первые шаги в осознании своих чувств, вызванных читаемыми произведениями, учатся различать и выделять добрые дела и поступки.Работа с детской книгой: знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги-справочники, периодическую печать или другие источники для подготовки к беседе по прочитанному. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом, составлять рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем, или по самостоятельно составленному плану. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем: умение понять вопрос и выступить по теме, высказывая собственные доказательные суждения. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Умение правильно записывать на карточку нужную книгу и статью из журнала, пользоваться печатными рекомендательны- ми указателями и картотекой детской библиотеки. Участие в ведении классного дневника чтения, освоение простейших форм литературного краеведения, умение сознательно и содержательно организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, читки, драматизация), широкое использование прикладной книги для изготовления поделок, нужных себе, товарищам, школе.Очень хочется верить, что все наши усилия приведут к конкретным результатам. Они уже были, эти первые результаты: слова благодарности родителей, когда они уходили после собраний и семейных праздников, заинтересованность ребят.









Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ