Модель современного менеджера организации
образования
Кабдулинова Анар
Алибаевна,
Директор КГУ «Общеобразовательная школа №
21
отдела образования г. Костаная»
УОАКО
Обеспечение качества образования, как и любой
другой процесс в социально-экономической системе, не должно
формироваться стихийно, это управляемый
процесс. Управление начинается с цели в
данном случае это, прежде всего повышение конкурентоспособности
образовательного учреждения. Профессиональная компетентность
менеджеров образовательного учреждения в области управленческой,
социально-педагогической и методологической деятельности является
важнейшим фактором конкурентоспособности образовательного
учреждения на рынке образовательных услуг, его эффективного
функционирования и развития в новых социально-экономических
условиях.
Управление качеством образования невозможно
осуществлять на сугубо административной основе, оно требует
широкого участия всех работников образования. Коллектив - нечто
большее, чем просто логическое упорядочение работников, выполняющих
взаимосвязанные задачи. Качество социально-психологического климата
в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом,
к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его
понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и
производственная база, то такой подход не даст должного результата,
в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет
ресурсов для выполнения конкретной задачи. Именно поэтому и важно
понять цели, задачи и положение менеджера в организации, а также и
механизмы управления организацией.
Менеджер — это тот, кто управляет другими людьми,
отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему
даны), принимает управленческие решения и несет за них
ответственность. Это специалист в области управленческой
деятельности. Главными критериями успешности менеджера, является
его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение
найти грамотный и рациональный подход к своим
подчиненным.
Успешный современный менеджер организации
образования должен синтезировать в себе и постоянно развивать две
группы компетенций: специальные
компетенции и базовые
компетенции менеджера.
Специальные
компетенции
- знания, умения и навыки менеджера,
позволяющие ему грамотно определить стратегию развития учреждения
образования
- умение менеджера обосновывать и принимать
решения в ситуациях, для которых характерны высокая
динамичность базовые компетенции
К
этой группе компетенций относятся личностные качества
менеджера.
Современный менеджер образования должен иметь
личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со
стороны сотрудников: -интеллектуальные,- волевые, -эмоциональные,
-нравственные, -коммуникативные.
Основным фундаментом личностного
качества современного менеджера представляет собой
личностная сила самого менеджера, состоящая из семи
измерений.
Модель современного менеджера образования – это
описание того, к чему должен быть пригоден специалист
образования, к выполнению каких функций он подготовлен и какими
качествами обладает. Модель выступает системообразующим фактором
для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном
процессе.
Модель менеджера образования выступает
определенным перечнем всех требований, которые предъявляет
практика, а значит, они должны учитываться при построении учебного
процесса.
Современный менеджер образования
должен:
-
Уметь трансформировать приобретаемые знания в
инновационные технологии
-
Знать, как получить доступ к глобальным
источникам знаний, владеть современными информационными
технологиями
-
Иметь мотивацию к обучению на протяжении всей
жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и
повышения квалификации
-
Владеть методологией и аналитическими
навыками
-
Знать и уметь применять методы проведения научных
исследований
-
Обладать коммуникативными способностями, уметь
работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать
социальной сплоченности
-
Разделять ценности, необходимые для того, чтобы
жить в условиях сложного демократического общества, быть его
гражданином, обладать необходимыми социальными
компетенциями.
Каждый менеджер должен самостоятельно
поддерживать свой собственный рост и
развитие. Руководителю, прежде чем требовать
профессионализм с других, следует самому быть профессионалом,
превосходящим других, только тогда приобретаешь право формировать
видение будущего, ставить цели, давать оценки.
Но самое главное - менеджер должен обладать
умением руководить, организовывать и поддерживать работу
коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь
определить объем своих служебных полномочий, возможность
действовать независимо от руководства, побуждать людей к
повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать
самими собой, а не поднимать под себя.
Современный менеджер должен обладать внутренней
самостоятельностью и способностью к риску, постоянно аккумулировать
новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, уметь
выстраивать свой собственный имидж и сохранять профессиональную
репутацию производителя. Для имиджа важно всё: культура речи,
манеры поведения, одежда. Понятие имиджа включает не только
естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме
того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире
человека, о его психологическом типе.
Модель менеджера призвана воплотить принципы
построения системы управления качеством. Все компоненты, которые
представляют собой единый комплекс политик, реализуемых в любой
современной организации образования, стремящейся обеспечить себе
устойчивое стратегическое лидерство менеджера в быстроменяющихся
условиях.
В комплексе весь набор управленческих
инструментов менеджера организации образования представляет собой
действующую в организации образования управленческую систему.
Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше
компетенции менеджера организации образования и специалистов в
отделе образования, тем технологичней и эффективней сам
управленческий процесс.