Тренинг для учащихся «Мой
класс»
Аннотация.
Тренинг для учащихся «Мой класс» проводится с
целью формирования у учащихся навыков общения со сверстниками и
формирования благоприятного социально-психологического климата в
коллективе.
Тренинг проводится в 2-3 этапа (занятия), в
зависимости от потребности (необходимости). Каждый этап (занятие)
продолжительностью 1 час 30 минут-1 час 45
минут.
Цель:
формирование у учащихся навыков толерантного
общения с ровесниками.
Ход тренинга
Первое упражнение. «Я учусь в этом классе ...»
(7-10 мин.)
Психолог просит вспомнить, кто, когда впервые встретился с
коллективом присутствующих и высказать личное мнение о главной
проблеме коллектива в форме: «Закончи
предложение».
На доске написаны два предложения. Давайте каждый
попробует закончить первое предложение «Я учусь в этом классе ...»
и подумать и предложить, какой знак вы бы поставили в конце второго
предложения–«В нашем классе все в порядке» – «!», «?» Или что-то
другое.
Психолог говорит первым, пытается выразить положительное
мнение о классном коллективе и подчеркивает, что в конце второго
предложения следует поставить знак
вопроса.
Ученики по очереди высказывают свое
мнение.
Психолог подводит итог, подчеркивая, что такая встреча
призвана найти и решить проблемы класса.
Второе упражнение. Правила. (7-10
мин)
Можно провести игру «Нет правил», особенно при
определенной подавленности настроения класса. Можно просто
отметить, что нужно договориться о правилах общения в кругу, потому
что такое общение отличается от обычного в
классе.
Ученики любым способом делятся на пары, каждая
пара придумывает правило. Все правила сами ученики записывают на
доске, после короткого обсуждения и «объединения» правил остаются
3-5 «основных», например:
- Быть активным.
- Быть толерантным
- Слушать друг друга.
- Смеяться можно, но не с человека (но
по-доброму)
- Каждая мысль имеет право на существование и
высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее
дело).
Упражнение третье.
Упражнение "Ожидание" сознательно не дается на
первом занятии.
Упражнение четвертое
(основное).
«Идеальный класс». (30-35 мин. - 15-20 минут на
подготовку в группах, 10-15 минут на презентацию и 5-7 минут на
обсуждение)
С помощью обычной считалки класс объединяется в
четыре группы, которые получают задание: представить и презентовать
другим идеальный класс в определенное время или при определенных
обстоятельствах. Презентации готовятся в виде коллажей с устным
комментарием.
Темы презентаций:
«Идеальный класс перед
уроками»
«Идеальный класс после
уроков»
«Идеальный класс на
контрольной»
«Идеальный класс на
перемене»
Ученики работают в группах у столов с
канцтоварами; готовят коллажи и договариваются о порядке
презентации, распределение ролей и т.п. Можно заранее приготовить
также вырезки из детских и молодежных газет или журналов (фото,
рисунки разных ситуаций) и предложить учащимся использовать их в
коллажах.
Психолог контролирует ход подготовки групп, консультирует,
помогает.
Презентации групп проходят по предварительно
установленному порядку. Коллажи крепятся в виде выставки в
предварительно приготовленном психологом месте (стена, доска,
стенд).
Психолог предлагает обсудить то, что произошло, по
следующим вопросам.
- Какой образ класса вам понравился больше всего?
Почему?
- Что для вас было приятно делать в группе, а Вы
не хотели, и делали, и почему?
- Что вы готовы делать ради дружбы в
классе?
Упражнение пятое.
Релаксационное упражнение-игра «Атомы и
молекулы». (3-5 мин.)
Каждый ученик выбирает, что он будет постоянно
делать (стоять, прыгать, бегать, стоять на одной ноге и т. п.).
Пока ведущий говорит «Атомы, атомы, атомы ...», каждый выполняет
свое упражнение. Ведущий объявляет «Молекулы по два (по три, по
пять и т.п.)». Ученики объединяются в молекулы и пытаются «на ходу»
договориться, что именно будут делать все в каждой молекуле
частности. Ведущий меняет условия 5-6 раз.
Психолог спрашивает, понравилась ли игра и просит
подумать, как было чаще: ученик выполнял то, что делали другие, или
другие делали то, что предлагал делать он.
Упражнение шестое.
Рефлексия после первого занятия. (7-10
мин.)
Ученики снова садятся в круг на те же места,
которые занимали в начале занятия.
- Что бы вы не хотели никогда повторять после
сегодняшнего занятия?
- Что бы вы хотели повторить в другом коллективе?
Что именно? Почему?
- Что из приятных вещей, которые ты пережил
сегодня, не могли бы с тобой случиться нигде?
Почему?
Все вопросы направлены на формирование чувства
ценности классного коллектива.
Психолог: Абитжанова
Ж.А.