Середина урока
|
Задание 1
Запиши свою мечту. Обдумай:
кому будет хорошо от ее исполнения – только тебе; тебе и
окружающим?
Птицу крылья поднимают, а человека
ведёт мечта.
Казахская пословица
повторяем хором все. Затем только
мальчики. Далее только девочки. В заключении все вместе.
Что призывают проверять всем
сердцем?
Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
кластер
Баранкин, будь человеком!
(фрагмент) В.Медведев
В
кустах громко чирикали воробьи. Веселыми компаниями они то и дело
срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки
то сжимались, то растягивались. ...«Вот у кого, вероятно, каждый
день воскресенье!» – подумал я, с завистью глядя на воробьев.
...Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь
птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной:
никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда
не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки
лопаты... Каждый жил сам по себе и делал все, что ему вздумается.
...Семь дней в неделе – и все воскресенья! А у нас с Малининым один
выходной в семь дней, и то, разве это выходной день? Так, только
одно название. А хорошо бы пожить хоть один денечек вот так, как
живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы
не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются
на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси,
отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит
мне появиться в классе, только я и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин,
будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..»
И так далее, и тому подобное... В школе будь человеком! На улице
будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же?! И где
взять время для отдыха? И здесь мне пришла в голову та невероятная
идея, которую я уже давно тайно от всех вынашивал в своей голове. А
что, если взять и попытаться ее о-су-щест-вить! ... Сначала надо
обо всем рассказать Косте Малинину.
– Малинин! – сказал я шепотом. – Слушай
меня, Малинин!.. – От волнения я чуть было не задохнулся. – А ты
знаешь, что утверждает моя мама?! – Что? – спросил Костя. – Моя
мама утверждает, – сказал я, – что если по-настоящему захотеть, то
даже курносый нос может превратиться в орлиный!.. Превратимся в
воробьев и хоть одно воскресенье проведем по-человечески!.. – А где
же мы с тобой возьмем волшебные слова? Из старой сказки, что ли? –
Зачем – из сказки? Я сам придумал. Вот... – я протянул Косте
тетрадь, которую еще никто не видел на свете, кроме меня – «Как
превратиться из человека в воробья по системе Баранкина.
Инструкция». – Не хочу учиться, хочу быть птицей!.. А это что,
стихи, что ли? – спросил меня Костя. – Не стихи, а заклинание. В
рифму... – пояснил я. – Я уверен, без забот воробей живет! Вот я!
Вот я! Превращаюсь в воробья!..
Я
зажмурил глаза, напрягся и, мысленно повторяя слова заклинания,
начал изо всех сил в своем воображении превращаться в воробья,
сомневаясь про себя в том, что у меня хватит настоящего желания и
настоящих сил, необходимых для такого неслыханного и невиданного и,
можно сказать, сверхъестественного задания...
…Вдруг совершенно неожиданно мне захотелось
поклевать овса. Да, да! Овса! Я даже мамину овсяную кашу на молоке
с вареньем и ту ел дома всегда без всякого удовольствия. Почему же
мне хочется сырого овса? Я ведь все-таки человек, а не лошадь!
...Затаив дыхание, я чуть-чуть приоткрыл глаза и первым делом
взглянул на свои ноги. Смотрю – у меня вместо ног, одетых в
ботинки, босые воробьиные лапы, и этими лапами я стою босиком на
лавочке, как самый заправский воробей. Я
открыл глаза пошире, смотрю – вместо рук у
меня крылья. Открываю глаза еще больше, верчу головой, гляжу –
сзади торчит хвост. Это что же получается! Получается, что я
все-таки превратился в воробья!
*
* *
Я
понял, что такой жизни, о которой я мечтал, сидя на лавочке, в
которой можно ничего не делать, нет и не может быть нигде. И еще я
понял, что когда несправедливо обижают даже маленьких муравьев, в
каждом же человеке должен заговорить человек. Я понял, что хочу
навеки быть Человеком!..
• Как вы понимаете смысл фразы: «Если
по-настоящему захотеть, то даже курносый нос может превратиться в
орлиный»?
• Что значит «быть
человеком»?
• Встречались ли в вашей жизни люди,
которых можно назвать «настоящими»? Расскажите о
них.
Задание 2.
Прочитайте диалог. Дайте название тексту,
выразите в нем цель ученика. Завершите диалог.
По М.Скребцовой
Ученик: Я стараюсь быть добрым и приветливым.
Но мне приходится делать над собой усилие.
Учитель: В жизни мало людей, добрых от
рождения, но многие стараются быть лучше.
Ученик: Разве это не
обман?
Учитель: Когда
человек хочет быть добрее с другими, это не обман. Это стремление
души к лучшему.
Ученик: Разве я на
самом деле стану лучше, если буду так себя вести?
Учитель: Конечно, это
как упражнение. Если гимнаст каждый день упражняется в гибкости, он
становится гибким.
Ученик: Но постоянно быть
лучше, чем ты есть на самом деле, тяжелее, чем упражняться в
гибкости.
Учитель: Согласен,
это тяжело. Но это самое важное дело в жизни каждого.
Ученик: Кто может
помочь мне в этом важном деле?
Учитель: …
?
Разминка-Зеркало.
Задание 2.
Сейчас ребята я предлагаю вам нарисовать
солнышко без лучиков. Это будет солнышко – правдивости. И все наши
солнышки мы повесим на один стенд. Вот сюда. Всякий раз, когда вам
захочется сделать приятное для кого- либо, сделайте и нарисуйте
лучик у своего солнышка. В конце недели по солнечным лучикам мы
посчитаем, сколько раз за неделю солнышко помогло вам быть
лучше.
в центре солнышка напишите необычно своё
имя
Задание 1. Выпишите из словаря значение слова
«благой». Составьте определение, что такое «благая цель». Приведите
примеры. Почему человеку нужно ставить себе благие цели
?
Задание 2 прочитать
Отрар
Творческая работа.
Нарисуйте рисунок, отражающий
ваши мечты. Презентация рисунков.
Мечта – это мысли и желания,
создаваемые в воображении. Мечта помогает человеку познать свой
внутренний мир, раскрыть способности, пробудить творческие силы.
Мечта вдохновляет, а когда есть вдохновение, даже самое трудное
дело выполнить легче.
Если вы хотите исполнения вашей мечты, она
должна быть реальной, чтобы вы смогли превратить ее в
цель.
Цель – это то, чего человек стремится достичь
своими действиями. Для этого нужно много трудиться, преодолевать
собственную лень, равнодушие, безверие окружающих. Мечты и цели
бывают самыми разными. Но важнее из них те, что делают нас
настоящими людьми, те, которые несут благо людям, природе, миру. Во
все времена люди пытались понять, что значит быть человеком, каково
его предназначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как
ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. Французский
писатель Экзюпери говорил, что «быть человеком – это чувствовать,
что ты за все в ответе». Человек, стремящийся к благой цели, готов
всегда прийти на помощь, заметить нужды других людей, быть полезным
окружающим.
Мне сегодня весело
Стихи: А. Хайт, М. Пляцковский Музыка:
Б.Савельев
Мне сегодня весело!
С
самого утра
Напеваю песенку
Про свои дела.
А
дела прекрасные –
Все мне по плечу.
И
скажу, не хвастая
Горы сворочу.
Припев: Никогда не
теряй,
Не теряй своей мечты.
Твердо верь, твердо
знай:
Все на свете можешь ты.
Если получается
Все наперекос,
Не впадай в отчаяние
И
не вешай нос.
В
самом трудном случае
Хвост держи трубой.
И
тогда получится
Все само собой!
|
|