Материалдар / Мотивы выборы профессии

Мотивы выборы профессии

Материал туралы қысқаша түсінік
Представление понятие "мотивы", их классификация , значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Қараша 2022
370
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок "Мотивы выбора профессии" (9-й класс)

Shape1

Цели:

Способствовать формированию представления о сущности понятия «мотивы», познакомить с их классификацией, значением мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Тип урока, его форма: урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы.

Основные понятия: мотивы, виды мо­тивов: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные, утилитарные.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: кабинет информационных технологий;

Дидактическое обеспечение:

учебник (учебное пособие);

рабочая тетрадь;

презентация (приложение 1)

анкета «Мотивы выбора профессии» (приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

2. Изложение нового материала (Приложение 1)

Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.

Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.

По важности выбор профессии сопоставим только с выбором спутника жизни. Конечно, так же как можно развестись с супругом, можно поменять и профессию. Однако такой шаг сделать непросто. И чем старше мы становимся, тем это труднее, так как смена профессии обычно связана с болезненными переживаниями, ощущением утраты, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе или можно будет обойтись незначительными поправками.

Казалось бы – собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.

Многолетняя работа с выпускниками школ показывает, что ваши ровесники, выбирая профессию, ориентируются на следующие признаки. Мы расположили их в приоритетном порядке.

Во-первых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, еще совсем недавно 20-25 лет назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.

Во-вторых, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.

Третья причина, по которой люди выбирают себе профессию, – это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень вашей квалификации, тем шире ваши возможности в выборе места работы и, соответственно, условий труда по душе.

Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, вы сильно ограничиваете возможности своего профессионального выбора.

Шестая причина – желание родителей или советы других людей. Уверены ли вы в том, что они знают современный рынок профессий и ваши профессиональные качества лучше вас самих?

Седьмая причина – выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.

Восьмая причина – пример других людей. Это случается, если вы поступаете учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.

И на последнем месте среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства.

Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При рыночной экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.

Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональ­ной деятельности?

Проанализировав ведущие интересы и ценно­сти, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потреб­ности в питании, жилище и т. п., затем идет по­требность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, соци­альных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности — это потребность в уважении и признании, а также потребность в са­мореализации своих способностей.

Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверен­ностью предположить, что он будет стремиться удов­летворить их и в своей трудовой деятельности.

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;

осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руково­дствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зар­платой, ориентируется на хорошие условия труда или следует ука­заниям родителей и т. д.

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

Социальные(желание своим трудом способствовать общест­венному процессу, занять достойное место в обществе в соответст­вии с интересами и возможностями);

Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

Эстетические(стремление к красоте, гармонии, желание ра­ботать по специальности, связанной с прекрасным);

Познавательные(связаны со стремлением к овладению спе­циальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

Творческие(возможность быть оригинальным, неповтори­мым);

Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую ра­боту, льготы);

Престижные(стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей бы­строе продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

Утилитарные(возможность работать в городе, иметь «чис­тую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

3.Закрепление знаний учащихся

Вопросы и задания:

Проанализируйте список мотивов по отношению к себе, проранжировав их. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимым для вас мотивам, второе - вторым по значимости и т.д.

Какие профессии соответствуют главным для вас мотивам?

4. Практическая работа. (Приложение 2)

4.1 Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с учебно-технической документацией, с помощью которой будет выполняться задание (анкета);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

4.2 Самостоятельная работа учащихся.

4.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы).

4.3.1. Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебной документации.

4.3.2. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению задания в целом;

рациональное использование учебного времени учащимися.

4.4. Заключительный инструктаж учителя: обработка и интерпретация результатов

5. Подведение итогов урока учителем.

Сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов самими учащимися

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Приложение 1

Приложение 2


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ