Материалдар / моя семья

моя семья

Материал туралы қысқаша түсінік
балалардың ой өрісін дамыту
Авторы:
14 Маусым 2023
181
1 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе

 «Моя семья»

Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий.

Задачи образовательные:

1. Выявить умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями (семья, члены семьи).

2. Закрепить принципы построения моделей понятийных отношений с помощью классификационного древа (на примере семьи) по разным основаниям (возраст, пол).

3. Продолжать учить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, делать логические выводы.

Развивающие:

1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления при выполнении заданий.

2. Развивать у детей коммуникативные умения, связную речь.

3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

2. Воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать, желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

1. Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.

2. Проведение бесед по теме «Семья».

3. Рассматривание семейных фотоальбомов.

4. Проведение дидактических игр с детьми: «Назови ласково», «Кто я тебе», и игр на развитие логического мышления: «Четвертый лишний» и другие.

Материал и оборудование:

Магнитная доска, магниты, 2 набора фишек с изображением членов семьи, фишки двух цветов: красные и желтые по количеству детей, 2 мешочка, 2 большие фишки на столы, 2 листа бумаги формата А3, карандаши, почтовый ящик, письмо с Марса, большой конверт, скакалка, 2 подноса, песочные часы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать?

(Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются)

Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, а давайте-ка проверим наш почтовый ящик. Не пришла ли нам почта?

(Дети проверяют почтовый ящик и находят в нем письмо)

Воспитатель: Ух ты, письмо! От кого же оно? А письмо-то непростое, а с другой планеты Солнечной системы - с Марса. А кто-нибудь из вас знает, как называют жителей планеты Марс?

Дети: Марсиане.

Воспитатель: А мы тогда кто - жители Земли?

Дети: Земляне.

Воспитатель: Верно. Давайте прочитаем, что же нам написали жители планеты Марс. Хотите узнать?

(Воспитатель читает письмо)

Воспитатель: «Здравствуйте ребята-земляне! Мы марсиане живем и учимся в марсианских школах. Нам бы очень хотелось узнать о том, что такое семья? Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем марсианам?

Дети: Да!

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы рассказать марсианам о своей семье?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Я вижу, что многие из вас хотели бы поделиться с ними. А вы любите играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте тогда сыграем с вами в игру, которая называется «Репортер». А кто такой репортер?

Дети: Тот, кто берет у людей интервью.

Воспитатель: Послушайте правила игры. Репортеры задают вопросы о семье, например: «Кем работает твоя мама?». А остальные дети на них отвечают, например так: «Моя мама работает продавцом» и т. д. Репортеры никого не должны оставить без внимания и задать вопросы каждому из участников интервью. Для игры нам необходимо выбрать нескольких репортеров, а поможет нам в этом считалочка «Пуговка, луковка, крестик».

(Воспитатель пересчитывает детей соответственно словам считалки и назначает репортерами, например, всех «крестиков», в качестве микрофонов используются скакалки)

Воспитатель: Ребята, давайте для удобства возьмем себе стульчики.

(Дети садятся на стульчики, образуя полукруг)

(Проводится игра)

Воспитатель: Кто из репортеров готов задать вопрос первым? Еще есть вопросы для наших участников?

(Проводится игра)

Воспитатель: Вот вы и рассказали марсианам о вашей семье. Я вижу у вас у всех замечательные семьи. Ребята, а для дальнейшей нашей игры, я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Воспитатель выносит поднос с фишками двух цветов)

Воспитатель: Выберите себе одну из фишек: красного или желтого цвета, какая вам больше нравится. Итак, вправо встанут все у кого красные фишки, а влево - у кого желтые.

(Дети группируются по цветам)

Воспитатель: У нас получилось две команды. Ребята, те кто справа, вы будете называться Команда Красных, а те кто слева - Команда Желтых. Займите свои места за столами.

(Дети садятся за стол с фишкой соответствующего цвета)

Воспитатель: Посмотрите, перед вами картинка. Кто на ней изображен?

Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.

Воспитатель: Правильно. А как их можно назвать одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: Все верно. Ребята, я предлагаю каждому из вас выбрать себе роль.

(Воспитатель предлагает детям из каждой команды вытянуть себе из мешочка фишку с обозначенной на ней ролью члена семьи)

Воспитатель: Ну что сделали свой выбор? А теперь для того, чтобы вжиться в роль, подойдите вот к этому столу и выберите себе соответствующий предмет (атрибут). У вас одна минута, чтобы взять предмет и вернуться на свои места. Время пошло.

(Воспитатель переворачивает песочные часы)

(Дети выбирают атрибуты и садятся за свои столы)

Воспитатель: Давайте угадаем: «Кто есть кто?»

(Участники команд по очереди встают с места и, не называя себя, показывают выбранный предмет, а все остальные дети должны угадать, кто из членов семьи перед ними и объяснить свой ответ)

Воспитатель: Вот мы и познакомили марсиан с членами семьи, их увлечениями и обязанностями. А для того, чтобы побольше рассказать о них марсианам, давайте их сравним (найдем сходства и различия). По какому признаку мы можем это сделать?

(Дети вместе с воспитателем обсуждают все возможные варианты)

(В случае затруднения воспитатель предлагает детям рассмотреть конкретный пример: папа и сын - в чем их сходство и различие?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот мы и нашли с вами два признака для сравнения: по возрасту и по полу. Так значит на какие группы мы можем разделить членов семьи по возрасту?

Дети: На взрослых и детей.

Воспитатель: А по полу?

Дети: Мужского и женского пола.

Воспитатель: Ребята, а как же мы напишем об этом в письме марсианам? Ведь они понимают только язык символов.

(Дети предлагают решение проблемы)

Воспитатель: Конечно, мы можем изобразить это схематически (с помощью классификационного древа). А какие символы мы можем использовать?

(Дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте остановимся на первых буквах слов.

Воспитатель: Возьмите все необходимое.

(Воспитатель раздает для каждой команды: листы бумаги и карандаши)

Воспитатель: Давайте распределимся так, что первая команда Красных будет рисовать модель (делить членов семьи) по первому основанию (по возрасту, а вторая команда Желтых - по второму (по полу). Еще раз в течении минуты обсудите внутри команд, каким образом вы будете строить свои модели, на какие группы делить и кто из членов семьи в какой группе окажется.

(Ведется обсуждение в командах)

Воспитатель: Как вы думаете, с чего стоит начать?

Дети: Нужно ввести обозначение семьи.

(В случае затруднений воспитатель рисует точку-кружок на магнитной доске маркером и вводит обозначение семьи буквой «С». Детям предлагается сделать тоже самое на своих листках)

Воспитатель: А теперь зарисуйте свои решения на листах бумаги и не забудьте ввести соответствующие буквенные обозначения.

(Самостоятельная работа детей в командах)

Воспитатель: Ну что, я вижу вы уже закончили. Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

(Воспитатель размещает модели от каждой команды на доске)

Воспитатель: Все ли верно?

(Дети проверяют правильно ли построена модель противоположной команды)

Воспитатель: Команда красных, по какому признаку вы разделили всех членов семьи?

Дети первой команды: Взрослые – дедушка, бабушка, папа, мама; Дети – сын и дочь.

Воспитатель: А команда желтых?

Дети второй команды: Мужчины – дедушка, папа, сын; Женщины – бабушка, мама, дочь.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием. Ребята, давайте еще раз посмотрим на то, какие у нас получились схемы. Как вы думаете марсиане все поймут? Скажите, а есть ли сходство у двух моделей?

Дети: Да есть. И в первой о во второй модели мы последовательно выделяли две группы.

Воспитатель: А есть различия?

Дети: Конечно есть. Выделенные группы имеют разные признаки для сравнения (основания классификации).

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. А теперь я предлагаю ваши схемы-модели отправить в конверте на Марс, для изучения марсианскими школьниками наших семей. (Дети запечатывают конверты)

Воспитатель: Ну вот и готово. Осталось только отнести наше письмо на почту.

4. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Давайте сядем в кружок (на подушки) и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Кому из вас было трудно выполнять задания? У кого трудностей не возникло?

(Дети анализируют свою деятельность)

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось искать с вами ответ для марсиан. А особенно мне понравилось, что вы были очень внимательными, дружными - настоящей командой, и поэтому так быстро и правильно выполнили все задания. Всем спасибо и не забудьте попрощаться с нашими гостями.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ