Сценарий открытого занятия по развитию
элементов логического мышления в подготовительной
группе
«Моя семья»
Конспект открытого занятия по развитию элементов
логического мышления в подготовительной группе «Моя
семья»
Цели: Освоение действий по построению и
использованию графической модели классификационных
отношений (на
примере семьи). Развитие представлений о содержании
понятий.
Задачи образовательные:
1.
Выявить умения детей устанавливать родовидовые отношения между
понятиями (семья, члены
семьи).
2.
Закрепить принципы построения моделей понятийных отношений с
помощью классификационного древа (на примере
семьи) по разным
основаниям (возраст,
пол).
3.
Продолжать учить детей находить общие и различающиеся признаки
объектов, делать логические выводы.
Развивающие:
1.
Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления при
выполнении заданий.
2.
Развивать у детей коммуникативные умения, связную
речь.
3.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать
выводы.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи,
чувство гордости за свою семью.
2.
Воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать,
желание и умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое
развитие.
Предварительная работа:
1.
Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на
Земле.
2.
Проведение бесед по теме «Семья».
3.
Рассматривание семейных фотоальбомов.
4.
Проведение дидактических игр с
детьми: «Назови
ласково», «Кто я
тебе», и
игр на развитие логического
мышления: «Четвертый
лишний» и другие.
Материал и оборудование:
Магнитная доска, магниты, 2 набора фишек с
изображением членов семьи, фишки двух цветов: красные и желтые по
количеству детей, 2 мешочка, 2 большие фишки на столы, 2 листа
бумаги формата А3, карандаши, почтовый ящик, письмо с Марса,
большой конверт, скакалка, 2 подноса, песочные
часы.
Ход
занятия:
1.
Организационный момент.
(Дети с воспитателем заходят в группу,
здороваются с гостями)
Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте
в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный
друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в
глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно
с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто
хочет начать?
(Дети по очереди говорят друг другу приятные
слова, улыбаются)
Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я
очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего
дня.
2.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, а давайте-ка проверим наш
почтовый ящик. Не пришла ли нам почта?
(Дети проверяют почтовый ящик и находят в нем
письмо)
Воспитатель: Ух ты, письмо! От кого же оно? А
письмо-то непростое, а с другой планеты Солнечной системы - с
Марса. А кто-нибудь из вас знает, как называют жителей планеты
Марс?
Дети: Марсиане.
Воспитатель: А мы тогда кто - жители
Земли?
Дети: Земляне.
Воспитатель: Верно. Давайте прочитаем, что же нам
написали жители планеты Марс. Хотите
узнать?
(Воспитатель читает
письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте ребята-земляне! Мы марсиане
живем и учимся в марсианских школах. Нам бы очень хотелось узнать о
том, что такое семья? Помогите нам,
пожалуйста!»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем
марсианам?
Дети: Да!
3.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы рассказать
марсианам о своей семье?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Я вижу, что многие из вас хотели бы
поделиться с ними. А вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте тогда сыграем с вами в игру,
которая называется «Репортер». А кто такой
репортер?
Дети: Тот, кто берет у людей
интервью.
Воспитатель: Послушайте правила игры. Репортеры задают
вопросы о семье, например: «Кем работает твоя
мама?». А
остальные дети на них отвечают,
например так: «Моя мама работает
продавцом» и т. д. Репортеры никого не должны оставить без
внимания и задать вопросы каждому из участников интервью. Для игры
нам необходимо выбрать нескольких репортеров, а поможет нам в этом
считалочка «Пуговка, луковка,
крестик».
(Воспитатель пересчитывает детей соответственно
словам считалки и назначает репортерами, например,
всех «крестиков», в качестве микрофонов используются
скакалки)
Воспитатель: Ребята, давайте для удобства возьмем себе
стульчики.
(Дети садятся на стульчики, образуя
полукруг)
(Проводится игра)
Воспитатель: Кто из репортеров готов задать вопрос
первым? Еще есть вопросы для наших
участников?
(Проводится игра)
Воспитатель: Вот вы и рассказали марсианам о вашей
семье. Я вижу у вас у всех замечательные семьи. Ребята, а для
дальнейшей нашей игры, я предлагаю вам разделиться на две
команды.
(Воспитатель выносит поднос с фишками двух
цветов)
Воспитатель: Выберите себе одну
из фишек: красного или желтого цвета, какая вам больше
нравится. Итак, вправо встанут все у кого красные фишки, а влево -
у кого желтые.
(Дети группируются по
цветам)
Воспитатель: У нас получилось две команды. Ребята, те
кто справа, вы будете называться Команда Красных, а те кто слева -
Команда Желтых. Займите свои места за
столами.
(Дети садятся за стол с фишкой
соответствующего цвета)
Воспитатель: Посмотрите, перед вами картинка. Кто на
ней изображен?
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сын,
дочь.
Воспитатель: Правильно. А как их можно назвать одним
словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Все верно. Ребята, я предлагаю каждому из
вас выбрать себе роль.
(Воспитатель предлагает детям из каждой команды
вытянуть себе из мешочка фишку с обозначенной на ней ролью члена
семьи)
Воспитатель: Ну что сделали свой выбор? А теперь для
того, чтобы вжиться в роль, подойдите вот к этому столу и выберите
себе соответствующий предмет (атрибут). У вас одна минута, чтобы взять предмет и
вернуться на свои места. Время
пошло.
(Воспитатель переворачивает
песочные часы)
(Дети выбирают атрибуты и садятся за свои
столы)
Воспитатель: Давайте угадаем: «Кто есть кто?»
(Участники команд по очереди встают с места и, не
называя себя, показывают выбранный предмет, а все остальные дети
должны угадать, кто из членов семьи перед ними и объяснить свой
ответ)
Воспитатель: Вот мы и познакомили марсиан с членами
семьи, их увлечениями и обязанностями. А для того, чтобы побольше
рассказать о них марсианам, давайте их
сравним (найдем сходства и
различия). По какому признаку мы можем
это сделать?
(Дети вместе с воспитателем обсуждают все
возможные варианты)
(В
случае затруднения воспитатель предлагает детям рассмотреть
конкретный пример: папа и сын - в чем их сходство и
различие?
(Дети
отвечают)
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот мы и нашли с вами
два признака для сравнения: по возрасту и по полу. Так значит на какие
группы мы можем разделить членов семьи по
возрасту?
Дети: На взрослых и детей.
Воспитатель: А по полу?
Дети: Мужского и женского
пола.
Воспитатель: Ребята, а как же мы напишем об этом в
письме марсианам? Ведь они понимают только язык
символов.
(Дети предлагают решение
проблемы)
Воспитатель: Конечно, мы можем изобразить это
схематически (с помощью классификационного
древа). А какие символы мы можем
использовать?
(Дети предлагают
варианты)
Воспитатель: Давайте остановимся на первых буквах
слов.
Воспитатель: Возьмите все
необходимое.
(Воспитатель раздает для
каждой команды: листы бумаги и
карандаши)
Воспитатель: Давайте распределимся так, что первая
команда Красных будет рисовать
модель (делить членов
семьи) по первому основанию (по возрасту, а вторая
команда Желтых - по второму (по полу). Еще раз в течении минуты обсудите внутри
команд, каким образом вы будете строить свои модели, на какие
группы делить и кто из членов семьи в какой группе
окажется.
(Ведется обсуждение в
командах)
Воспитатель: Как вы думаете, с чего стоит
начать?
Дети: Нужно ввести обозначение
семьи.
(В
случае затруднений воспитатель рисует точку-кружок на магнитной
доске маркером и вводит обозначение семьи
буквой «С». Детям предлагается сделать тоже самое на своих
листках)
Воспитатель: А теперь зарисуйте свои решения на листах
бумаги и не забудьте ввести соответствующие буквенные
обозначения.
(Самостоятельная работа детей в
командах)
Воспитатель: Ну что, я вижу вы уже закончили. Давайте
посмотрим, что же у вас получилось.
(Воспитатель размещает модели от каждой
команды на доске)
Воспитатель: Все ли верно?
(Дети проверяют правильно ли построена модель
противоположной команды)
Воспитатель: Команда красных, по какому признаку вы
разделили всех членов семьи?
Дети первой
команды:
Взрослые – дедушка, бабушка, папа, мама; Дети – сын и
дочь.
Воспитатель: А команда
желтых?
Дети второй
команды:
Мужчины – дедушка, папа, сын; Женщины – бабушка, мама,
дочь.
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием.
Ребята, давайте еще раз посмотрим на то, какие у нас получились
схемы. Как вы думаете марсиане все поймут? Скажите, а есть ли
сходство у двух моделей?
Дети: Да есть. И в первой о во второй модели мы
последовательно выделяли две группы.
Воспитатель: А есть различия?
Дети: Конечно есть. Выделенные группы имеют разные
признаки для сравнения (основания
классификации).
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. А теперь я
предлагаю ваши схемы-модели отправить в конверте на Марс, для
изучения марсианскими школьниками наших
семей. (Дети запечатывают
конверты)
Воспитатель: Ну вот и готово. Осталось только отнести
наше письмо на почту.
4.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Давайте
сядем в кружок (на
подушки) и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам
запомнилось больше всего? Кому из вас было трудно выполнять
задания? У кого трудностей не возникло?
(Дети анализируют свою
деятельность)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось искать с вами
ответ для марсиан. А особенно мне понравилось, что вы были очень
внимательными, дружными - настоящей командой, и поэтому так быстро
и правильно выполнили все задания.
Всем спасибо и не забудьте
попрощаться с нашими гостями.