Конспект организованной учебной
деятельности
Группа: предшкольной
подготовки.
Образовательные
области:
«Коммуникация», «Социум», «Творчество».
Раздел: Ознакомление с окружающим
миром.
Тема: «Мы
друзья природы».
Цель: Формирование у детей основ экологической
культуры.
Программные
задачи:
-
Учить анализировать, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи.
-
Познакомить с Красной книгой и её содержанием.
Выявить значимость «Красной книги».
-
Формировать представления о единстве и
взаимосвязи всего живого на Земле.
-
Формировать положительные качества личности
ребенка, нравственного и культурного поведения.
-
Развивать любознательность, мышление и речь
детей, интеллектуальные эмоции детей, умение внимательно
слушать.
Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко
всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её
охраны; правильного поведения в природной среде.
Материал: карточки-схемы, картинки с
изображениями ситуаций в
природе,
иллюстрации животных, место их обитания, Красная книга, слайды по
теме.
Методы: Художественное слово, беседы
по теме, работа с карточками – схемами, д/игры
«Кто, где живет», «Правила поведения в лесу»,
п/игра:
«
Помоги природе», просмотр слайдов, слушание птичьего пения,
подведение итога.
Словарная работа:
красная книга, природа, зоология,
исчезающие виды.
Ход
ОУД
Организуется круг
радости:
Придумано кем – то
просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Cәлеметсізбе балалар – Здрвствуйте
ребята.
Сюрпризный
момент (Стук в дверь. В гости
приходит старичок Лесовичек, здоровается с
детьми).
Беседует с
детьми.
- Ребята, а как называется Республика, в которой мы с вами живем?
(Республика Казахстан)
- А как называется город, в котором мы с вами живем? (город
Актобе)
- Ребята, а как мы можем назвать то, что вокруг нас окружает то,
что растет и живет, и цветет? (Природа) Табиғат.
- А давайте вспомним, где каждый из нас живет? (дома)
- А знаете, в природе у каждого есть свой дом.
Дидактическая игра
«Кто, где живет».
(Лесовичек показывает картинки животных, дети
говорят где они живут).
Ребята, а вы знали, что наука о животных
называется зоология. А взрослые, которые изучают животных,
называются – зоологами.
Давайте сегодня мы с вами станем маленькими
учёными - зоологами, и будем решать очень важные проблемы. Сейчас
мы с вами сделаем тоже, что сделали взрослые ученые. Разделим живое
в природе на несколько групп. Но сначала мы должны разделиться с
помочью карточек на подгруппы.
Дети берут карточки определённого цвета (белые
- птицы, песочные - звери, голубые - рыбы, зеленые – насекомые) и
рассаживаются за свои столы.
- Сначала вам надо внимательно посмотреть
карточки - схемы с отличительными признаками и выбрать себе те,
которые относятся к вашей группе. (Каждая команда выбирает нужные
им карточки, и несут на свой стол). Затем каждая команда маленьких учёных
рассказывает о своей группе.
-
Звери у них, тело которых покрыто шерстью, имеют
четыре ноги, кормят детенышей молоком…
-
Птицы у них, тело которых покрыто перьями, имеют
клюв, два крыла и две ноги, откладывают яйца…
-
Насекомые у них, шесть ног, туловище из частей,
есть усики…
-
Рыбы у них, тело овальной формы, покрыто чешуёй,
есть плавники и хвост…
Мы
не можем представить себе растения без животных и животных без
растений.
-
Животные и растения, скажите, что общего у них? Воспитатель
показывает картинки – схемы, дети дают
объяснения.
(Двигаются, дышат, питаются, растут,
размножаются.)
Вот какие вы молодцы, я могу смело назвать вас
«ученными».
Лесовичок показывает детям
книгу.
-
Это что? Книга – кітап.
- Ребята, а для чего нам нужны книги?
- Это книга не простая. Какого она цвета? Ответы детей.
- А как будет красный на казахском языке? (Қызыл)
- А о чем нам говорит красный цвет? (сигнал тревоги, бедствия,
опасности).
- А как вы думаете, о чем может быть написано в этой книге? Ответы
детей.
- Правильно ребята.
Красная книга – красная!
Значит природа в опасности!
Красную книгу сравнивают с красным сигналом светофора, который
оповещает об опасности. В эту книгу помещаются исчезающие виды
животных, птиц и растений.
- А как вы думаете, почему многие животные и растения попали на
страницы Красной книги?
Размышление над вопросом. Высказывают свои
предположения о том, что в Красную книгу заносятся животные, птицы,
растения, которых в природе осталось мало. Чтобы люди знали это и
берегли природу.
- Правильно, многие люди ради обогащения охотятся на животных ради
дорогих шкур, рогов, наживы или просто ради интереса.
Но еще из-за того, что растут города, вырубаются леса, загрязняются
водоемы и наша природа.
И тем животным, птицам и растениям, которым нужна помощь человека,
они взяты под охрану Государства и помещены на страницы Красной
Книги.
Воспитатель показывает слайды птиц, растений,
животных занесённых в Красную книгу.
Лесовичок проводит физминуткас
детьми «Лесные жители».
-Ребята, а как мы можем помочь
природе?
Дидактическая игра – «Правила поведения в
лесу».
-Ребята, а пословицы о природе вы
знаете?
Дети говорят пословицы:
-
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса –
посади.
-
Рощи да леса – всему краю краса.
-
Растения – земли украшения.
-
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
-
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
-
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Игра: « Помоги природе».
Пошлите, погуляем по полянке, послушаем, как поют
птицы. Но что это? (Мусор).
Ребята мы должны помочь природе, убрать мусор. Мы
с вами будем не просто убирать мусор, но и сортировать его. Каждый
вид мусора в отдельную емкость.
Лесовичок хвалит детей за нужную и хорошую
работу.
Творческое задание «Засели этажи
природы»
Воспитатель с детьми вспоминает кто, где живет и
предлагает расселить животных, птиц, насекомых и рыб в свою среду
обитания.
Небо – птицам,
Реки – рыбам,
Лес
– животным,
Трава – насекомым.
Воспитатель хвалит детей.
Рефлексия.
Лесовичок спрашивает у детей о том, чем они
занимались, чему научились, какие впечатления
получили.
Дети делятся впечатлениями, отвечают на
вопросы.
Лесовичок дарит детям раскраски животных и птиц,
прощается с детьми и уходит в лес.
Наша планета Земля очень щедра и богата
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.