Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова (2 урок)
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Разработка краткосрочного плана урока по истории Казахстана
7 класс
Раздел долгосрочного планирования: 7.2 В Колонизация и народно-освободительная борьба. |
Школа: КГУ «ОШ №1 п. Аксу» ОО по г. Степногорск УО Акмолинской области |
Дата: 24.12.2024 |
ФИО учителя: Тлегенова Динара Дауылбаевна |
Тема урока: |
Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы (урок 2) |
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план) |
7.3.1.5 – определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики; 7.3.1.6 – оценивать роль руководителей национально-освободительных восстаний. |
Цель урока |
Все называют причины и основные события в ходе восстания Кенесары Касымулы. Большинство определяют действия хана Кенесары во внутренней и внешней политике. Некоторые дадут оценку личности и роли К.Касымулы в истории казахского народа. |
Критерии оценивания |
-Свободно оперирует датами, событиями, связанные с НОД Кенесары Касымова в ходе заполнения таблицы, работы с картой. - Устанавливает причинно-следственные связи в политике Кенесары Касымулы в период восстания. - Определяет роль Кенесары хана в борьбе за независимость народа и дают оценку восстания Кенесары Касымулы как крупнейшего народного выступления XIX векапротив колониальной политики царизма в Казахстане и Коканда на землях Старшего жуза. |
Запланированные этапы урока, время |
Запланированная деятельность учителя на уроке |
Деятельность учащихся на уроке |
Формативное оценивание |
Ресурсы к уроку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 5 минут |
Организационный момент урока Учитель: добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать темы раздела «Колонизация и народно-освободительная борьба». Тема сегодняшнего урока: «Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы» (урок 2). На прошлом уроке мы познакомились с восстанием султана Кенесары. Какую работу мы выполнили на прошлом уроке? Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю освободительной борьбы Кенесары Касымова.
С целью формирования цели урока учитель задает вопрос классу- как вы думаете, что сегодня нам необходимо узнать о НОД К. Касымулы?
После обсуждения цели урока, учитель демонстрирует ее на слайде: «расширить кругозор своих знаний о НОД Кенесары Касымова с целью оценки его исторической роли в судьбе казахского народа». Учитель: сегодня на уроке мы продолжим исследовательскую работу о национально-освободительном движении Кенесары Касымов. Вы узнаете почему пронзенный копьями и истекающий кровью Кенесары хан крикнул окружившим его киргизским манапам: «Я выше вас на высоту копья!». Поймете, почему Кенесары является патриотом, батыром и последним казахским ханом. |
Записывают тему урока в рабочие тетради.
Обратная связь- рассказывают о проделанной работе на прошлом уроке. Возможные ответы учащихся (если затрудняются, то учитель задает наводящие вопросы): -определили происхождение Кенесары Касымулы, -его действия после гибели его отца -султана Касыма и брата Саржана, -узнали о начале национального-освободительного движения под его руководством, - определили политическую ситуацию в жузах накануне восстания, - район восстания (по карте)
Принимают участие в формировании цели урока. |
ФО- самооценивание с помощью «Дерева Блоба»- учащиеся определяют уровень своих ЗУН на начальном этапе урока. |
Слайд с темой урока
Рабочие тетради
Учебная карта
Слайд с целью урока.
Слайд «Дерево Блоба» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 35 минут
8 минут
6 минут
1 минута
8 минут
5 минут
0,5 минуты 0,5 минуты
6 минут
|
Повторение изученного материала «Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы» (1 урок) Учитель организует индивидуальную работу 1) 1 ученик «Исторический портрет», в конце которой учащиеся привлекаются к формированию цели урока. -Чей это исторический портрет: лидеры восстаний против колониальной политики царизма в 1-й трети XIX века? Ответ: Жоламан Тленшиев, Саржан Касымов, Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. -Чей это исторический портрет: «Его убийство по приказу кокандского бека ненадолго остановило дальнейший рост национально-освободительного движения казахов. Летом 1837 года началось новое, более мощное восстание, охватившее большую часть Казахской степи. Во главе этого восстания стал его брат — Кенесары Касымов, сумевший придать движению еще невиданный доселе размах…»? Ответ: Саржан Касымов. -Чей это исторический портрет: «С первых дней восстания она стала активным участником борьбы. Возглавила особый отряд в 600 человек, который занимался сбором закята и реквизицией имущества и продовольствия у султанов, отказавшихся примкнуть к восстанию. Присутствовала на всех совещаниях Кенесары, и он внимательно прислушивался к ее советам»? Ответ: сестра Кенесары султанша Бопай. - Оказал большое влияние на Кенесары. Он мужественно выступал против агрессивных притязаний царизма. Его выдающиеся способности признавали даже его враги. Еще в начале 20-х годов XIX в. он решительно выступил против постройки укреплений на казахской земле. В письме, адресованном западно-сибирскому генерал-губернатору Капцевичу, он «требовал уничтожения приказа и удаления русских отрядов из степей». Со своими сыновьями покинул родные места Кокшетау и ушел в пределы Кокандского ханства». Направляясь в Коканд, он надеялся заручиться поддержкой среднеазиатских ханств. Однако попытка сотрудничать с кокандским ханом привела к гибели его сыновей Саржана и Есенгельды, а позже и его самого? Ответ: султан Касым. - После гибели султанов Касыма и Саржана он продолжил борьбу против колонизации Степи? Ответ: Кенесары Касымов.
2) 1 ученик разгадывает мини-кроссворд (на интерактивной доске)
1. Сподвижник и младший брат Кенесары Касымулы. 2. После присоединения к восстанию отрядов из Младшего жуза Жоламана Тленшиева и племен Старшего жуза, захвата у кокандцев казахских крепостей Жанакорган, Акмечеть, кем был избран Кенесары старшинами 3-х жузов в 1841 году? 3. Среднеазиатское государство, с которым Кенесары хан вел торговлю, покупал оружие). 4. Основная движущая сила НОД Кенесары Касымулы — это … 5. Поражаясь кипучей энергии и организаторскому таланту Кенесары, ученый Семёнов-Тян-Шанский сравнил Кенесары с парфянским царём, который вступил в войну с могущественным Римом.
Дескрипторы: 1) Ответить на вопросы кроссворда. 2) Заполнить соответствующую строку.
3) 1 ученик работает с генеалогическим древом Кенесары Касымулы (на интерактивной доске) Дескрипторы: 1) опираясь на подсказку, определить степень родства Кенесары Касымова с Шынгысханом, 2) опираясь на подсказку, установить родственные связи хана Кенесары с Абылай ханом, 3) опираясь на подсказку, установить родственные связи хана Кенесары с Шоканом Уалихановым, 4) заполнить соответствующую ячейку кластера, 5) сделать вывод.
4) Остальные учащиеся- тестирование (ресурс itest). Проверка ответов учащихся. (примечание: для экономии времени статистика ответов в itest позволяет провести самопроверку).
Новая тема. Учитель организует самостоятельную работу учащихся- индивидуальную работу с картой и в работу в парах. Определяет учащихся, которые будут работ в парах и индивидуально. 2 пары работают с конспектом с сайта itest. Задание: перед вами текст конспекта с ресурса itest. Информация в тексте переставлена местами. Ваша задача определить причины, основные события в ходе восстания, причины поражения и т.д. Дескрипторы: 1. Определяет в тексте информацию о причинах, событиях в ходе НОД Кенесары Касымулы. 2.Определяет черты личности Кенесары Касымулы. 3. Может определить события, меры, который предпринял К. Касымулы для усиления восстания. 4. Может определить причины поражения. 5.Понимает историческое значение восстания Кенесары Касымулы.
3 пара учащихся – просмотр видеоролика о Кенесары Касымулы, работа с текстом. Дескриптор: 1)Находят ошибку в тексте рабочей карточки, опираясь на видеоматериал
Индивидуальная работа по карте на установление хронологии восстания и установление маршрутов Кенесары
Проверочная работа- по карте, тексту и по таблице.
Гимнастика для глаз.
Закрепление знаний, умений Учитель организует обратную связь через беседу: 1)Почему Кенесары Касымов не выбрал путь мирных переговоров с Российской империей и Кокандом? 2) Почему Кенесары считается последним казахским ханом? 3) Почему часть казахского населения не поддержала хана Кенесары в его борьбе? 4) Считаете ли вы решение начать восстание вынужденной мерой для Кенесары Касымулы и казахского народа? |
Определяет по характеристике исторические лица.
Решение кроссворда
Ответы: 1. Наурызбай 2. Хан 3. Бухара 4. Шаруа 5. Митридат
Устанавливает родственные связи Кенесары Касымулы
Учащиеся выполняют на ноутбуках тестовое задание-8 вопросов.
Распределяют по категориям исходные данные из списка.
Проводят сравнительный анализ данных конспекта и видеоролика.
Ученик, используя возможности интерактивной доски ученик, расставляет события с 1837 по 1847 годы, стрелками отмечает действия восставших.
Участвуют в беседе, высказывают свою точку зрения.
|
ФО самооценивание- прием «Светофор»
ФО взаимооце-нивание
|
Слайды с историческими портретами
Слайд с кроссвордом
Слайд с генеалогическим древом
конспекта с ресурса itest https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly#
https://yandex.kz/video/preview/8195680365152445670
Шкала оценивания
Вопросы на слайдах
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 5 минут
2 минуты |
Рефлексия - прием «Дерево Блоба». Учитель: ребята, посмотрите на дерево Блоба, на котором вы вначале урока отметили уровень своих знаний. Подумайте, где вы находитесь сейчас, в конце урока, закончив работу по изучению восстания Кенесары хана. Есть ли желающие выйти и показать себя на дереве Блоба? Обратная связь- почему вы считаете, что ваше место на дереве изменилось? Достигли ли мы цели урока- расширили кругозор своих знаний о НОД Кенесары Касымова с целью оценки его исторической роли в судьбе казахского народа?
На фото: заполненные листочки с указанием своего уровня знаний вначале и в конце урока- формативное оценивание учащихся: самооценивание
|
Рефлексия- отслеживают по схеме динамику изменений собственных ЗУН, аргументируют свое расположение на дереве Блоба. |
ФО -самооценива-ние.
|
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1109/0005a2d0-7a1970c3/hello_html_257d4aa3.jpg «Дерево Блоба»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 минута |
Домашнее задание (комментарии учителя) на выбор учащихся:А) с помощью параграфа 25 стр.89-97 составить кластер из 5-6 элементов на листе А3, А4; Б) работа с картой- используя «легенду» карту-врезки на стр. 90 составить 5 вопросов низкого порядка, 1 вопрос высокого порядка. |
Выбирают свой вариант домашнего задания, записывают его в дневники или рабочие тетради |
|
Слайд с домашним заданием. Дневники
Карта-врезка стр.90
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 минуты |
Подведение итогов. Учитель: сегодня мы закончили изучение восстания под руководством Кенесары Касымулы- последнего казахского хана. В советский период Кенесары хан в учебниках описывался как мятежник и бунтарь. Таким считали его и царские чиновники. Казахский историк Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет за попытку рассказать правду о султанах Саржане и Кенесары в своей монографии «Казахстан в 20-40 годы XIX века». Судьба Кенесары хана сложилась трагично. Видя, как безуспешно его отец -султан Касым пытался мирным путем, путем переговоров остановить колонизацию края, он стал на путь открытого противостояния. Сегодня имя Кенесары Касымулы носят населенные пункты, улицы, ему установлены памятники. Мы должны ценить свободу и независимость страны, в которой живем, ценить ее, потому что наш путь к ней был долог и труден.
Оценивание работы учителем: ребята, вы все приняли активное участие на всех этапах урока, помогли сформировать цель урока и достигли ее, выполнили правильно все задания, опираясь на дескрипторы. Спасибо за работу! Урок окончен. |
Обзор слайдов
|
ФО учителя- (похвала, поддержка) называет сумму набранных баллов) |
Слайды с изображением Кенесары хана, историка Е. Бекмаханова
Электронный журнал |
Литература:
1.Е. Бекмаханов. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Издание первое, Казахское объединенное государственное издательство, 1947 г.
2. Ресурс «Билимленд» https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/vosstanie-1837-1847-godov-pod-predvoditelstvom-kenesary-kasymuly
3. З.Е.Кабульдинова, Ж.Н.Калиева,Ж. Касымбаева, учебник «История Казахстана»Алматы «Атамура», 2018.
4.Видеоролик https://yandex.kz/video/preview/8195680365152445670
Приложение 1. Раздаточный материал
Категории |
Номера |
Причины восстания |
|
События в ходе НОДа |
|
Действия Кенесары для повышения обороноспособности |
|
Причины поражения |
|
Историческое значение восстания |
|
1. В ноябре 1837 года Кенесары оказал открытое сопротивление, совершив нападение
на отряд казаков Актауской крепости. 26 мая 1838 года отряды Кенесары внезапно напали и сожгли Акмолинскую крепость. Летом и осенью 1838 года под знаменем Кенесары была
объединена основная часть Среднего жуза. С осени этого же года движение
распространилось на территории Младшего жуза.
2. Восстание 1837–1847 годов, охватившее все три жуза, было самым крупным восстанием XIX века против колониального гнета.
3. Необходимо было вернуть отобранные царизмом земли и сохранить независимость на землях, не вошедших в состав Российской империи казахских земель. Освободить казахов из-под власти Коканда.
4. Хан рассматривал всю казахскую землю как свою собственность. Ханский Совет, возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и
султанов. Вместо суда биев был введен ханский суд. Кенесары, как и его дед Абылай, всегда поддерживал переход казахских шаруа к земледелию.
5. Восстание выявило зависимость внутренних противоречий в казахском обществе от политики Российской империи, от степени консолидации самого казахского общества. Кенесары Касымов вошел в историю Казахстана как последний казахский хан.
6. Политическая и внутриродовая разобщенность казахов; часть султанов и биев, получивших льготы от царского правительства, не были
заинтересованы в создании единого феодального государства.
7. Отряды формировались из числа добровольцев. В отрядах Кенесары была введена жесткая военная дисциплина. В некоторые моменты восстания численность войск Кенесары достигла 20 000 человек. В войсках была введена суровая дисциплина. За предательство полагалась смертная казнь. Вызвало страх у правителей Коканда взятие восставшими в октябре – ноябре 1845 года крепостей Сузак, Жулек и Жанакорган.
8. В 1847 году Кенесары вторгся в киргизские земли. В результате этого первоначальный антиколониальный характер в восстании изменился. Война казахского хана с киргизами носила братоубийственный характер. Последнее сражение Кенесары состоялось в местечке Майтобе, недалеко от города Токмак.
9. Казахские роды, разделенные по жузам, поддерживали восстание в основном в своих пределах. Суровость и жестокость Кенесары к казахским аулам, которые его не поддерживали.
10. Летом и осенью 1838 года под знаменем Кенесары была объединена основная часть Среднего жуза. С осени этого же года движение распространилось на территории Младшего жуза. Немного позже к нему примкнул бий Младшего жуза Жоламан Тиленшиулы. В августе 1841 года Кенесары направился на Ташкент, но распространение болезни среди сарбазов остановило поход. Осада Сузака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Кокандский хан предложил Кенесары заключить мирный союз, от чего Кенесары отказался. В 1841 году султан Кенесары был избран ханом всех трех жузов.
Задание для работы по карте-маршруты и места сражений
Задание для работы с генеалогическим древом