Буралкиева Жанар
Шамжановна
Город Тараз №14 ясли –сад «
Жаркынай»
Воспитатель
«Национальные игры
казахского народа»
Цель: П родолжать знакомить
детей с национальными играми
казахского народа. Задачи: Побуждать детей
к проявлению интереса к национальным
играм казахского народа. Развивать у
детей ловкости , смелости .
Воспитвать уважение и гордость
родного края.
Методы: игровой, практический, словесный,
погружение в сюжет, проблемные вопросы и
ситуации.
Способы: художественное слово, дидактическая
игра, рассматривание, объяснение, показ, подвижная игра, ,
индивидуальная работа, поощрения, рефлексия.
Виды деятельности: познавательно -
исследовательская, коммуникативная, восприятие , трудовая,
двигательная, игровая.
Рефлексия: итог занятия.
Ход
занятие
Воспитатель приглашает
детей в круг, приветствуют друг
друга
Воспитатель: -Ребята,
сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Сәлеметсіздер ме, Здравствуйте.
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас
настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее
настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются
чудеса. (Звучит домбра)
Дети рассаживаются на корпе.
Воспитатель:
проводит беседу-
- Ребята, в какой
Республике мы живем?
Многонациональна наша республика, и у каждого
народа есть свои национальные игры.
Дети сегодня
мы будем говорит о национальной
игры казахского народа. Национальные игры
имели огромное значение. Они возникли в
далекой древности. Игра способствовал
развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости.
Воспитатель:
показывает детям
слайд «Национальные игры »
казахского народа.
Дети: проявляют интерес,
называют игры «Кыз куу», «Кокпар»,
«Орамал тастамақ»,
Воспитатель: Ребята, по
почте Алдар көсе отправил нам посылку, а в посылке были альчики.
Волшебный мешочек с альчиками
Открывает и достает асыки.
Воспитатель: Ребята,
Асык - это коленная кость в суставе у
баранов и овец Предварительно вывариваются или берутся из
употребленной пищу баранины. Основная деятельность кочевого казахского
народа была связана в первую очередь с животноводством, игры в
асыки были широко распространены как среди детей, так и среди
взрослых. Существует множество игр с асыками. Но чтобы успешно
играть в них, нужно знать виды асыков и их основные положения при
выпадении. Каждый асык может принять
четыре
основных
положения, соответствующих четырем
граням кости:
Алшы -
положение асыка на одном из ребер, при котором вогнутая грань асыка
с углублением смотрит вверх. Первая по значимости
позиция.
Тәйке - положение противоположное алшы. Более ровная
грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости
позиция.
Бүк -
положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх.
Третья по значимости позиция.
Шік - положение асыка плашмя, при котором вогнутая
сторона смотрит вверх. Четвертая по значимости
позиция.
Давайте поиграем игру с
альчиками « Ханталапай» : "Хан талапай"
(ограбление хана). Это игра для
самых маленьких. Игроки садятся полукругом перед ведущим. Ведущий
собирает все асыки и со словами "Хан талапай!" раскидывает их перед
игроками. Задача игроков - собрать наибольшее количество
асыков и
выберет хана асыка. Игра учит маленьких
детей счету.
«Талапай - ау, талапай, табылды ойын
алақай»
Воспитатель: Молодцы
ребята, здорово играли! вы любите играть.
А теперь предлагаю станцевать!
Аэробика «Қара жорға»
Воспитатель: Приглашаю
всех ребят свою ловкость показать! Силу, ум, задор и стать, в
народных играх доказать. Чтоб поиграть в
народные игры , мы ребята разделимся. Кто какой столик хочет
подойти, подходите.
1 игра «Байга» - состязание на ловкость и
Как говорят в народе: «Қашпақ болсаң зымыра - Решился бежать – лети стремглав»
Мы поиграем игру бәйге с
альчиками. Кто первый достигнет финиша – становится победителем
байги.Альчики будут у вас конями, вы их кидаете в разброс и они
должны встать в алшы и таба . Кто больше собирет асыков , тот и
победитель.
2 игра : «Собери по цвету и
фигуре»
Развивать умение различать и называть
основные цвета
и альчики поставить по цветам и по
фигуре.
3 игра: « Найди
половину»
Развивать эстетическое
восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту.
Развивать внимание, умение чувствовать симмеирию в
композиции.
4 игра : «
Тоғызқұмалақ»
Главная задача игры - перекладывая камушки в
игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан».
Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают
ходы поочерёдно.
Воспитатель: Молодцы ребята, а
теперь давайте все вместе поиграем игру
«Арқан
тартыс» -
«Перетягивание каната».
Правила игры:
ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников
на свою сторону.
Воспитатель:Молодцы, ребята,
показали свою силу и
сплоченность.
Воспитатель: Молодцы ,
ребята. Вот мы и закончили знакомство с национальными казахскими
подвижными играми, и тоже узнали какие мы с вами ловкие, умные и у
каждого из нас есть желание побеждать. Но у меня для вас ещё один
сюрприз, но для этого я задам вам пару вопросов.
Какое любимое животное казахского народа
участвует в соревновании. (лошадь, конь.)
Лошадь- это
дикое или домашнее животное? предлагаю вам их раз украсить ,
и мы устроим выставку ваших работ.
С какими играми мы с вами познакомились?. В какие
игры мы сегодня играли ? Какая игра вам больше понравилась? (
Байга, Асыки, Арқан тартыс.) .
Вы показали сегодня, что вы не только ловкие и
смелые, но еще и умные, Спасибо за внимание.