"НАСЛЕДИЕ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,
ЗАВТРА»
В
связи с 180-летием со дня рождения выдающегося казахского
педагога-просветителя И. Алтынсарина.
Цель: доклада-познакомить великого просветителя
Ибрая Алтынсарина с личностью, оставившей глубокий след в истории и
становлении национальной школы казахского народа, раскрыть новые
грани его творчества. А также популяризация его бессмертного учения
и нравственного наследия подрастающему поколению.
В
докладе рассказывается о трудах учителя нации, о просветительской
деятельности, о раскрытии нового ракурса.
Если мы в будущем построим сильное государство,
интеллектуальное общество, то именно сегодня мы должны
рассматривать воспитание благородства, благородства, нравственности
детей, находящихся в колыбели, детей, находящихся в детском саду,
учеников школы как задачу, требование настоящего времени . Одним из
действенных средств в выполнении этих требований и задач является
использование золотого наследия народных ценностей в учебной,
воспитательной работе. В настоящее время главная цель
образования-подготовка конкурентоспособных, высокопрофессиональных,
творчески мыслящих специалистов и формирование созидательной
деятельности. Таким образом, изучение, описание, взвешивание,
обобщение мнений представителей исключительной интеллигенции,
имеющих свое место в истории, в круге вопросов о воспитании
поколений, включение их в круг общественной
практики.
Ыбыррай Алтынсарин-великий педагог-просветитель,
придававший особое значение судьбе казахского народа. Одна из
основных идей наследия педагогики И. Алтынсарина – взаимоотношения
человека, приобщение молодежи к труду. Во всей своей педагогической
теории Ибрай придерживался мнения, что в формировании и
совершенствовании национального воспитания молодых людей необходимо
исходить из богатого опыта казахского народа, который веками
использовался в сфере воспитания. Особое влияние на формирование
его мировоззрения оказало влияние деда Балгожи , глубоко знающего
казахскую культуру , искусство, обладающего высоким интеллектом,
оратором , уважаемым народом. Ыбыррай с детства впитывал в себя
знания , полученные в народной педагогике, пример – нравственность,
через просветительские дела прививал казахским детям. Известно, что
И. Алтынсарин не оставил специальных трудов, затрагивающих проблемы
национального эстетического воспитания, но нашел отражение в
педагогической деятельности И. Алтынсарина в отношении национально
– эстетического воспитания. Ы. Произведения Алтынсарина имеют
этнографическое значение, характеризующее традиции и обычаи нашего
народа. И. Алтынсарин, призывая молодежь к чтению, искусству, не
прибегает к сухой пропаганде, а использует различные педагогические
приемы для привития ученическим умениям своего
мнения.
Сыйынып человек, Кел, балалар, оқылық,
Внимательно Читать в понедельник в тоқылық! - с другой стороны,
интересно, что жизнь – это не только богатство, но и чтение,
искусство, Наука-это удар по отношению к знаниям. Говоря о том, что
неиссякаемое богатство в жизни – это образование, он объясняет, что
для его достижения необходимо трудиться без устали. Народ,
считавший, что учись искусству, учись и учись-это рыжий, заботился
и о том, чтобы мальчишки были мастерами искусства из правой
руки.
В
своих произведениях И. Алтынсарин уделял особое внимание
воспитательному , пропагандистскому значению. Это предполагает
приобщение молодого поколения к нравственности и добру, труду и
внимательности, искусству и знаниям. Он считал, что ярлык на
овладение знаниями и искусством, необходимыми для народа страны,
осуществляется через постоянные школы. Особое место в деятельности
И. Алтынсарина занимает работа по обучению и воспитанию детей.
Педагогом признается ведущий процесс обучения и воспитания в
школе.И. Алтынсарин объясняет вред невежества, общественную
значимость ученого. Это особенно «выгода от требования " и т. д. с
рассказами видно.
В
его произведениях отчетливо прослеживается его интерес к искусству.
Своими стихами и рассказами он воспитывает у молодежи способность
воспринимать и понимать красоту природы , чувства человека, его
стихи и назидательные рассказы до сих пор не утратили своего
значения в воспитании и обучении подрастающего поколения. Он
основал общее и профессиональное образование, открыв школы и
профессиональные училища в регионе.
Сиса была найдена в платьице, с плетением.- Я не
хочу, чтобы ты знала, что я не могу, - сказала она, - я не хочу,
чтобы ты знала, что я не могу, - я не хочу, чтобы ты была такой,
какая я есть.
Школа-главный инструмент образования казахов. Все
наши надежды, перспективы казахского народа были написаны здесь ,
только в этих школах. В произведениях И. Алтынсарина
пропагандируется любовь к труду, обучение знаниям , стремление,
уважение к человеку.
И.
Алтынсарин – ученый этнограф, занимавшийся изучением казахских
традиций и обычаев. Тема труда-История Авраама. Он говорит, что
человек, владеющий техникой , получает огромное благо, знает язык
творения, убеждает его в том, что он говорит, повышает общую
культуру народа, в основном улучшает их быт. В начале ХХ века знамя
просветительского движения, поднятого в свое время Чоканом, Ибраем,
Абаем, продолжили А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, М.
Дулатовы.
Вместе с тем Ыбыррай всю свою сознательную жизнь
воспитывал новое поколение казахского народа, вносил значительный
вклад в их совершенствование как образованного и сознательного
гражданина, берущего пример с передовых культурных стран.Во время
этой исторической деятельности Ибрая его друзья-современники были
тепло отмечены в воспоминаниях Н.И.Ильминского, А. А. Мазохина, Ф.
Д. Соколова, А. В. Васильева, А. Е. Алекторова, г. Балгимбаева.
Однако многогранные педагогические, научные исследования, а также
стихи и проза , переводы великого просветителя глубоко изучены
только в наше время и получили свою соответствующую, серьезную
оценку. Среди великих личностей, внесших свой вклад в развитие
общественного сознания, – имя Ибрая Алтынсарина.Учебно –
методические труды великого ученого – педагога И. Алтынсарина
«казахская хрестоматия» и «Таза бұлақ» являются знаковым событием в
истории развития духовной культуры казахского народа. И является
основой воспитания нравственных , эстетических трудовых навыков и
качеств в формировании интеллекта и личности будущих поколений. В
обучении и воспитании личности , культуры, нравственности И.
Алтынсарин уделил особое внимание богатому фонду – казахскому
фольклору. В произведениях, произведениях великого просветителя мы
видим высокую оценку лучших воспитательных традиций казахской семьи
в формировании и воспитании детей.
Кто
тебя, детей качает,
Но,
таким образом, содержит ?
Если ты ленив, дети, если ты
плох,
Использованные литературы:
1.
Ы.Алтынсарин тағылымы. Алматы 1991 ж
2.
«Қазақ тілі мен әдебиет » журналы. 2008ж, № 4,5
3.
Бес ғасыр жырлайды. Алматы, «Жазушы», 1989 І том
4.
«Өзіндік таным» № 2 2007 № 5-6 2006ж
5.
Ы. Алтынсарин «Өнер білім бар жұрттар» Алматы,
1989ж
6.
Ы.Алтынсарин . Таңдамалы шығармалары.320 бет
7.
Ы.Алтынсарин тағылымы. Құрастырған М.Жармұхамедов