Материалдар / Наследие Шакарима - как послание для потомков
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Наследие Шакарима - как послание для потомков

Материал туралы қысқаша түсінік
Статья и великом казахском мыслителе Шакариме Кудайбердиеве
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Наследие Шакарима как послание для потомков



Философия Шакарима основывается на религии и попытке найти ответ на вопросы: в чем ценность жизни, какую роль играет в мире человек, каким законам подчиняется мироздание.



Шакарим Кудайбердиев, оставивший свой след в истории и культуре казахского народа, живший во второй половине XIX-начале XX веков, продолжатель традиций великой школы Абая, оставивший неисчерпаемое культурное наследие для последующих поколений, был известным поэтом-гуманистом, мыслителем-историком-летописцем, просветителем, ученым.

Шакарим был одним из самых активных участников общественной просветительской, культурной и литературной жизни нашего народа, пропагандировавших просветительско-демократические, гуманистические идеи, продолжавших традиции просвещения, придерживавшихся Шокана, Абая, Ыбырая.

Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 года в предгорьях Чингистау Абайского района Восточно-Казахстанской области. Шакарим является племянником Абая. Его отец Кудайберды — сын Кунанбая, старший брат великого казахского поэта.

Когда Кудайберды скончался в возрасте тридцати семи лет, его воспитывал дед Кунанбай. В своем жизненном стихотворении «Мұтылғанның өмірі» он пишет, что в пять лет начал учиться у деревенского Муллы. Его дед, к его большому огорчению, растит без пощады и ласки: о нем сам поэт вспоминает: «покойный Каджи жалел меня, как «сироту» и не мог научить меня, как оправдываться и делать все, что приходит ему в голову. Однако в детстве умный ребенок быстро приходит в сознание и с семи лет проявляет склонность к стихосложению.

Заметив его особую интеллигентность, Абай берет Шакарима под свою опеку и вдобавок к «уроку мола» учит русский язык. Его сын Абай, воспитавший его как поэта, внес значительный вклад в его становление известным поэтом. Обучившись в пятилетнем возрасте и научившись читать всего за несколько лет, внимательный и интеллигентный юноша овладел древними турецким, арабским и персидским языками, а вскоре заговорил и по-русски. Говорят, что арабский, персидский и турецкий языки он выучил от своей родной матери Даметкен.

По совету Абая Шакарим упражнялся в чтении различных книг, его интеллект возмужал, углублялся кругозор. Он начинает показывать свои стихи

Шакарим был первым мыслителем в казахской философии, который рассматривал вопросы чести, стыда, гордыни и горя в философской логике. В своей философии он определил проблемы разума и совести.

Совесть означает честность, милосердие, справедливость. Это необходимо в обеих жизнях. Ценность, которая питает душу. Он показал двадцать восемь типов ума. В своей философии Шакарим рассматривал разум как самое основное качество познания мира, ведущее человека к человеческой основе.

В мировоззрении Шакарима Бог, свет, солнце, природа – сакральные понятия.

Терпеть работу, найти способ,

«Дно терпения — желтое золото».

Не будь эгоистом, уважай многих.

Весь человек — твой народ.

Человек призван жить так, как будто он отвечает за судьбу всего человечества, а не только за свою судьбу. Он призывает человечество не оскорблять друг друга, жить общими интересами человечества. Все призваны защищать общие интересы человечества, а не оскорблять великое понятие «человек».

Шакерим Кудайбердиулы ставит вопрос чести на первое место. Если человек теряет свою человечность, это равносильно его смерти. Наказание позором хуже любого наказания. Хотя и можно соврать, обманув кого-то, но человек не может обмануть себя и сделать что-то неподобающее перед своей совестью.

Три истины Шакарима

Сам Шакарим нигде не дает четкой характеристики своих трех истин. А его философские сочинения, способ расположения материала в текстах и логика исследования дают повод для выдвижения нескольких версий трактовки его учения.

Трактовка первая

Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна.

Вторая истина - это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления. Но доводы науки оказались неоднозначными и подверглись опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души.

Третья истина - это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни

Трактовка вторая

Возможен и иной вариант трактовки "Трех истин" Шакарима. Он вытекает из философского эссе мыслителя "Записки забытого", которое является своеобразным подведением итогов проделанной за долгие годы работы и дополнением трактата об истинах. Согласно второй трактовке, основой для хорошей жизни должны послужить.

Вот три качества, которые должны господствовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Шакарим настойчиво призывал мыслящих людей неустанно искать пути избавления человечества от пороков. По этому поводу, неустанно повторял он, было высказано и еще больше будет сказано заслуживающих внимания идей. И, как мы с вами можем видеть, в этом великий казахский философ не ошибся.

Наследие:

Шакарим, как потомок богатых людей и человек свободных взглядов, считался врагом народа. После его гибели в 1931 году книги были уничтожены. Есть свидетельства, что часть сочинений спрятана в тайнике, но до сих пор он не найден.

Произведения, которые сегодня являются золотым достоянием страны и истории, во многом уцелели благодаря сыну Шакарима – Ахату. Несмотря на угрозу ареста и клеймо врага народа, он искал, собирал и хранил отцовские труды.

До наших дней их дошло всего две фотографий Шакарима. Как рассказали в библиотеке, дом, в котором жил писатель, стоял в степи отдельно, поодаль от населенного пункта. После того, как писатель был убит чекистами, в избу прислали работника с заданием уничтожить все личные документы, фотографии, труды мыслителя. Черную работу расчетливо поручили местному жителю, который был немым. «И когда тот отправлял бумаги в огонь, из какого-то документа выпала фотография Шакарима,

Мужчина улучил момент и спрятал снимок за пазухой. И сегодня мы имеем знаменитую фотографию Шакарима, где он один.

На выставке также представлены знаменитые произведения «Три истины», сборник «Қазақ айнасы», поэмы «Енлік – Кебек», «Қалқаман – Мамыр», «Шежіре» и другие.

Шакарим Кудайбердиев — талантливый казахский поэт, гуманист и философ. Он пережил две революции, гражданскую войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его труды уничтожены. Прикоснемся к страницам летописи жизни и творческого наследия великого сына Казахстана.

В заключение сделала выводы, что Творчество Шакарима будет актуально всегда для думающего человека любого возраста. Мы живем в эпоху, когда нарастают роботизация и технократия. В такое время особенно важно обращаться к наследию мыслителя, чтобы питать душу.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!