Наследие
Шакарима –
как
послание для потомков
Философия Шакарима основывается
на религии и попытке найти ответ на вопросы: в чем ценность жизни,
какую роль играет в мире человек, каким законам подчиняется
мироздание.
Шакарим Кудайбердиев,
оставивший свой след в истории и культуре казахского народа, живший
во второй половине XIX-начале XX веков, продолжатель традиций
великой школы Абая, оставивший неисчерпаемое культурное наследие
для последующих поколений, был известным поэтом-гуманистом,
мыслителем-историком-летописцем, просветителем,
ученым.
Шакарим был одним из самых
активных участников общественной просветительской, культурной и
литературной жизни нашего народа, пропагандировавших
просветительско-демократические, гуманистические идеи, продолжавших
традиции просвещения, придерживавшихся
Шокана,
Абая, Ыбырая.
Шакарим Кудайбердиев родился
11 июля 1858 года в предгорьях Чингистау Абайского района
Восточно-Казахстанской области. Шакарим является племянником Абая.
Его отец Кудайберды — сын Кунанбая, старший брат великого
казахского поэта.
Когда Кудайберды скончался в
возрасте тридцати семи лет, его воспитывал дед Кунанбай. В своем
жизненном стихотворении «Мұтылғанның өмірі»
он пишет, что в пять лет начал
учиться у деревенского Муллы. Его дед, к его большому огорчению,
растит без пощады и ласки: о нем сам поэт
вспоминает: «покойный
Каджи жалел меня, как
«сироту» и не мог научить меня, как
оправдываться и делать все, что приходит ему в голову. Однако в
детстве умный ребенок быстро приходит в сознание и с семи лет
проявляет склонность к стихосложению.
Заметив его особую
интеллигентность, Абай берет Шакарима под свою опеку и вдобавок к
«уроку мола» учит русский язык. Его сын Абай, воспитавший его как
поэта, внес значительный вклад в его становление известным поэтом.
Обучившись в пятилетнем возрасте и научившись читать всего за
несколько лет, внимательный и интеллигентный юноша овладел древними
турецким, арабским и персидским языками, а вскоре заговорил
и по-русски. Говорят, что
арабский, персидский и турецкий языки он выучил от своей родной
матери Даметкен.
По совету Абая Шакарим упражнялся в чтении
различных книг, его интеллект возмужал, углублялся кругозор. Он
начинает показывать свои стихи
Шакарим был первым мыслителем в
казахской философии, который рассматривал вопросы чести, стыда,
гордыни и горя в философской логике. В своей философии он определил
проблемы разума и совести.
Совесть означает честность,
милосердие, справедливость. Это необходимо в обеих жизнях.
Ценность, которая питает душу. Он показал двадцать восемь типов
ума. В своей философии Шакарим рассматривал разум как
самое основное качество познания мира, ведущее человека к
человеческой основе.
В мировоззрении Шакарима Бог,
свет, солнце, природа – сакральные
понятия.
Терпеть работу, найти
способ,
«Дно терпения — желтое
золото».
Не будь эгоистом, уважай
многих.
Весь человек — твой
народ.
Человек призван жить так, как
будто он отвечает за судьбу всего человечества, а не только за свою
судьбу. Он призывает человечество не оскорблять друг друга, жить
общими интересами человечества. Все призваны защищать общие
интересы человечества, а не оскорблять великое понятие
«человек».
Шакерим Кудайбердиулы ставит
вопрос чести на первое место. Если человек теряет свою
человечность, это равносильно его смерти. Наказание позором хуже
любого наказания. Хотя и можно соврать, обманув кого-то, но человек
не может обмануть себя и сделать что-то неподобающее перед своей
совестью.
Три истины
Шакарима
Сам Шакарим нигде не дает
четкой характеристики своих трех истин. А его философские
сочинения, способ расположения материала в текстах и логика
исследования дают повод для выдвижения нескольких версий трактовки
его учения.
Трактовка
первая
Первую истину составляет
истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но
поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь
убедительного научного обоснования, то основная масса людей
осталась к ней равнодушна.
Вторая истина - это истина
науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и
рационально-логического мышления. Но доводы науки оказались
неоднозначными и подверглись опровержению по мере дальнейшего
развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для
формирования добрых начал человеческой
души.
Третья истина - это истина
души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно
совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина,
которая может очистить человека от нравственной скверны и
поставить его на путь праведной жизни
Трактовка вторая
Возможен и иной вариант трактовки "Трех истин"
Шакарима. Он вытекает из философского эссе мыслителя "Записки
забытого", которое является своеобразным подведением итогов
проделанной за долгие годы работы и дополнением трактата об
истинах. Согласно второй трактовке, основой для хорошей жизни
должны послужить.
Вот три качества, которые должны господствовать
над всем. Без них не обрести в жизни мира и
согласия.
Шакарим настойчиво призывал мыслящих людей
неустанно искать пути избавления человечества от пороков. По этому
поводу, неустанно повторял он, было высказано и еще больше будет
сказано заслуживающих внимания идей. И, как мы с вами можем видеть,
в этом великий казахский философ не ошибся.
Наследие:
Шакарим, как потомок богатых людей и человек
свободных взглядов, считался врагом народа. После его гибели в 1931
году книги были уничтожены. Есть свидетельства, что часть сочинений
спрятана в тайнике, но до сих пор он не найден.
Произведения, которые сегодня являются золотым
достоянием страны и истории, во многом уцелели благодаря сыну
Шакарима – Ахату. Несмотря на угрозу ареста и клеймо врага народа,
он искал, собирал и хранил отцовские труды.
До наших дней их дошло всего две фотографий
Шакарима. Как рассказали в библиотеке, дом, в котором жил писатель,
стоял в степи отдельно, поодаль от населенного пункта. После того,
как писатель был убит чекистами, в избу прислали работника с
заданием уничтожить все личные документы, фотографии, труды
мыслителя. Черную работу расчетливо поручили местному жителю,
который был немым. «И когда тот отправлял бумаги в огонь, из
какого-то документа выпала фотография Шакарима,
Мужчина улучил момент и спрятал снимок за
пазухой. И сегодня мы имеем знаменитую фотографию Шакарима, где он
один.
На выставке также представлены знаменитые
произведения «Три истины», сборник «Қазақ айнасы», поэмы «Енлік –
Кебек», «Қалқаман – Мамыр», «Шежіре» и другие.
Шакарим Кудайбердиев — талантливый казахский
поэт, гуманист и философ. Он пережил две революции, гражданскую
войну и становление советского Казахстана. Поэт и философ
подвергался гонениям, был вероломно убит, после смерти забыт, а его
труды уничтожены. Прикоснемся к страницам летописи жизни и
творческого наследия великого сына Казахстана.
В заключение сделала выводы, что Творчество
Шакарима будет актуально всегда для думающего человека любого
возраста. Мы живем в эпоху, когда нарастают роботизация и
технократия. В такое время особенно важно обращаться к наследию
мыслителя, чтобы питать душу.