Научно-исследовательская
работа
по литературе на
тему:
«Проказы матушки- зимы»
Оглавление
1.
Введение……………………..……………………………………………..2 с.
2.
Основная часть………………………………………………………………………3-13
с.
2.1. Образ зимы в русской
поэзии………………………………………….3 с.
2.2. Каждый поэт видит зиму
по-своему….………………….................3-10 с.
2.3.Изобразительно-
выразительные языковые средства в стихотворениях о зиме……….10-12
с.
2.4. Произведения искусства о
зиме………………………….…………12-13 с.
3.
Заключение ...………………………………………………………..14-15 с.
4.
Список использованной литературы…………………………………15
с.
Введение:
Актуальность
темы:
Однажды мы шли из школы, любуясь красотой
зимнего пейзажа и у
нас
возникли такие вопросы:
-
Что
мы знаем о зиме
?
-
Какая она в нашем селе?
-
Всем ли нравится зима?
Неужели и вправду
зима – это некая волшебница и чародейка, как описано
в стихотворениях
? Волшебница со своей свитой – снегами и метелями,
морозом – воеводой? А если нет, то, что мы знаем о
зиме?
На эти и другие
вопросы мы решили найти ответы
самостоятельно и узнать, как относятся к этому времени года
учителя и ученики нашей
школы.
Поэтому мы назвали наш проект –
Проказы матушки-зимы.
Проблема
исследования. Зима – это волшебство или
реальность? В этом заключается проблема нашего
исследования.
Цель нашей
работы- показать
особенности такого времени года, как
зима , исследовать изображение
зимы
Задачи
исследования. Для достижения поставленной
цели нами определены следующие
задачи:
-
Провести собственные
наблюдения за особенностями зимы.
-
Найти литературные
произведения, связанные с упоминанием зимы, ее
особенностей.
-
Найти научное
обоснование особенностей времени года –
зима.
-
Определить
достоверность фактов из литературных произведений с научными
сведениями.
-
Проанализировать
полученную информацию, сделать выводы.
Объект
исследования. Время года –
зима.
2. Методы
исследования.
-
Мы попытались сами ответить на
вопросы.
-
Мы
провели анкетирование среди учителей и учащихся нашей
школы.
-
Мы нашли вместе с
учителем
информацию по интересующему вопросу на сайтах в
Интернете.
-
Мы наблюдали за изменениями в
природе в нашем
ауле.
2. Основная
часть.
1. Время года –
зима.
Итак,
что мы знаем о зиме? В толковом словаре Ожегова дается такое
определение: Зима
- самое холодное
время года, следующее за осенью и предшествующее
весне. Слово
зима – имя существительное женского рода, изменяется по числам и
падежам.
Зима – суровое
время,
особенно в северных краях нашей страны.
Ее календарное время известно, зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
Но часто бывает, что первые
признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская
погода сменяется декабрьскими морозами, одевающие землю в пушистое
снежное одеяло. День становится коротким, а ночи
длинные.
Непременные атрибуты зимы – это снег, мороз,
вьюга,лёд, сосулька
Как мы уже говорили , зимой холодно. Это потому,
что природа
засыпает, а
зима накрывает ее одеялом –
снегом. А снег холодный, вот и становится
холодно.
2.
Образ зимы в литературе.
В литературе множество
стихотворений посвящено зиме. Зима… Каждый из нас воспринимает её
по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней
нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно
несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
-
Вот и
у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Каждый
поэт видит зиму по-своему. Обратимся к
стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою
Зимою» .
Чародейкою –
Зимою
околдован лес
стоит
И под снежной
бахромою
Неподвижною,
немою
Чудной жизнью он
блестит.
Зима у
него - добрая колдунья, окутавшая лес «снежной
бахромою».
А это стихотворение
С.Есенина.
Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес
баюкает
Стозвоном
сосняка.
Кругом с тоской
глубокою
Плывут в страну
далёкую
Седые облака.
Здесь мы видим, что зима -
как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину,
которая поёт тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружает
его в сон. И когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь
зима другая: более спокойная, величественная.
Зимние
мотивы присущи и стихотворениям Пушкина, хотя любимое его время года – это
осень.
Любил
зиму, считал её чудной Афанасий
Фет, Николай Некрасов, Александр
Твардовский.
3. Зима в нашем селе ( слайды)
Мы подготовили презентацию,
где описана зима в нашем поселке. И она по- своему красива. (
слайды)
Вот такая зима в нашем
поселке.
II. Практическая
часть.
1.Констатирующий
эксперимент.
Зима…
Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то
не любит эти морозные дни,
гололед, бездорожье. А кому-то радостно
и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у жителей нашего
села зима вызывает самые разные
чувства. Детям зима нравится, потому
что дети катаются на санках, играют в снежки, в хоккей, лепят
снеговики. А главное, все мы любим новогодний праздник, когда нам
дарят подарки.
Нами был проведен
опрос среди учащихся и учителей по данной теме. Обратите внимание
на видео.
А теперь посмотрим
результаты нашего опроса.
( таблица)
III.
Заключение.
Данный опрос
и наше исследование
помогли нам
понять , что зима – это не волшебство, это – реальность, мы
радуемся таким явлениям природы как снег, мороз, называем ее
красавицей, матушкой. И сделали вывод, что зима такая, какой мы ее
видим: настоящая, снежная, величественная,
удивительная.