Материалдар / Научно-исследовательский проект ученицы 5 класса Жанылтпаш К. по теме: Ыбрай Алтынсарин
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Научно-исследовательский проект ученицы 5 класса Жанылтпаш К. по теме: Ыбрай Алтынсарин

Материал туралы қысқаша түсінік
исследование ученицы 5 класса
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Маусым 2021
353
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады












Научно-исследовательская работа

ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН И ЕГО НАСЛЕДИЕ

Picture 1



Автор: Жанылтпаш К. М.

Научный руководитель: Таурбекова Г. Т.






2021 год


СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Просветитель казахского народа
2.2 Педагогические идеи Ыбырая Алтынсарина

2.3 Пропаганда идей просвещения и культуры

ІІІ. Практическая часть

3.1 Итоги деятельности Ы. Алтынсарина

IҮ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА




























Аннотация

Ыбырай Алтынсарин — нағыз халықшыл жазушы, өмір шындығын озық идея тұрғысынан таныта білген кемеңгер суреткер, аса қажырлы қоғам қайраткері, заманының ең маңызды мәселесін көтеріп, жыр төккен азамат ақын, жаңашыл жазушы, сол жаңаның тынымсыз жаршысы. Ыбырай Алтынсарин қазақтың ағартушылық тарихында және ұлттық мектебінің қалыптасуында терең із қалдырды. Өз бойындағы қуатын халық мақсаты үшін аямай жұмсаған адал жанды азамат. Ғылыми жобада Ұлы ұстаз-Ыбырайдың ұстаздық өмір жолы мен білім туралы жазған еңбектері жан-жақты талданып, дәлелденеді.


Аннотация

Ыбырай Алтынсарин - настоящий писатель-народник, гениальный художник, трудолюбивый общественный деятель, поэт, новатор, неутомимый вестник нового, поднимавший важнейшие вопросы своего времени. Ыбырай Алтынсарин оставил глубокий след в истории казахского Просвещения и становления национальной школы. Он преданный гражданин, посвятивший свою энергию делу народа. В научном проекте всесторонне проанализированы и обоснованы труды Великого Учителя Ыбырая о его педагогической жизни и образовании.



Аnnotation

Ybyrai Altynsarin is a true populist writer, a brilliant artist, a hardworking public figure, poet, innovator, tireless messenger of the new, who raised the most important issues of his time. Ibrai Altynsarin left a deep mark on the history of the Kazakh Enlightenment and the formation of the national school. He is a devoted citizen who has dedicated his energies to the cause of the people. The scientific project comprehensively analyzes and substantiates the works of the Great Teacher Ibrai about his pedagogical life and education.











Актуальность: Ыбырай Алтынсарин во многом известен всем как общественный деятель, писатель, педагог, этнограф, фольклорист, просветитель. Все исследователи отмечают исключительную роль Ыбрая в формировании основ для построения будущего, во многих сферах культурной и духовной жизни казахского народа.

Любой народ по праву гордится своими политиками, общественными деятелями, поэтами и писателями. В современном Казахстане особо чтят память Ыбырая Алтынсарина, посвятившего всю свою сознательную жизнь ликвидации безграмотности, приобщению казахского народа к ценностям русской и мировой культуры.

В работах, Ыбырая Алтынсарина посвященных, в основном, вопросам преподавания языка, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для педагогов. Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас проанализировать и систематизировать научные идеи труженика и патриота, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим целую плеяду воспитанных им педагогов.

Именно по этим причинам творчество Ибрая столь ценно. И не смотря на время, оно сохраняет актуальность и по сей день. Вот почему нашему поколению так важно сохранить в памяти замечательные произведения Великого Ибрая Алтынсарина.

Исходя из проделанной работы мы видим, что наследие Ибрая передается и будет передаваться на все поколения. Актуальность данного проекта в том, что её можно использовать на организованной учебной деятельности.

Цель: изучение,  знакомство с биографией, наследием писателя в воспитании детей.

Задачи:

  • изучить и ознакомить детей с биографией и творчеством Ыбрая;

  • исследовать отношение писателя к родным местам,через изучение педогогического творчества;

  • доказать, что наследие Ыбырая актуально на все времена;

  • Выявить и обобщить основные дидактические идеи в наследии Ыбырая Алтынсарина;

  • Определить вклад Ыбырая Алтынсарина в развитие образования.

Гипотеза исследования: основывается на утверждении, что изучение наследия ученого-педагога позволит выявить характер персонизированных научно-педагогических взглядов, что может позитивно повлиять на выдвиже-ние новых идей, способствующих повышению эффективности процессов обучения и создающих возможность прогнозировать дальнейшее развитие педагогической науки Казахстана с учетом современных требований.

Объект научной работы: труды ученых, изучающих Ибрая, газетные и журнальные материалы, журнал «Казахский язык и литература», «Айқап» и «Жұлдыз».

Основные методы и приемы исследования: в зависимости от цели исследования и специфики темы использовались методы описания, сравнительного анализа и обобщения, систематизации и интерпретации.

Новизна работы: Полученные научные результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение в изучении наследия Ы. Алтынсарина, развития педагогики и казахстанского образования.




























І. ВВЕДЕНИЕ

Ыбырай Алтынсарин вошел в историю общественной мысли и литературы Казахстана как замечательный педагог-просветитель, писатель, фольклорист и этнограф. Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки.

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ыбырая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.

Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков.

После достижения независимости нашей страны, возрос интерес

нашего народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей,

истории. Это — естественное явление. Каждому человеку присуще желание

знать свою родословную, кто были его предки, историю своего села, города,

где он родился и вырос, одним словом, историю Родины. На сегодняшний

день весь мир признает, что край, называемый Казахстаном есть наша

Родина, является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой

цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых,

мыслителей, политиков, полководцев. Одним из таких великих мыслителей,

просветителей, поэтов, писателей и, конечно же, одним из великих и

одаренных педагогов является Ыбырай Алтынсарин. И я горжусь тем, что на

нашей исторической земле жил, трудился и оставил не забываемый след

после себя такой замечательный педагог.

Мало найдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому я могу смело сказать, чтонемногие страны мира могут сравниться с нами в этом отношении. Народ, укоторого есть историческая память - это стойкий и сильный народ. Есликаждый из нас, независимо от того, кем он является, будет хорошо знать своё прошлое, то такого человека трудно сбить с пути. И меня особенно радует то,

что наше молодое поколение стремиться быть ответственными за

дальнейшую судьбу нации, Родины. И мне всегда не безразлично на какой

стадии процветания и развития находится наша многонациональная страна.

Изучая и исследуя философско-педагогическое наследие Ыбырая Алтынсарина, я понимаю насколько важно его творчество в нынешнее

время, потому что все его произведения, стихотворения воспитывают у

молодого поколения любовь и уважение к знаниям, к людям труда, что

только труд, старание, терпение, культура могут воспитать в человеке

положительные качества.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Просветитель казахского народа
Наследие Ыбырая Алтынсарина является мощным стимулом для

дальнейшего развития казахской литературы и литературного языка. В

открытых им школах свое первоначальное образование получили известные

представители казахской интеллегенции. Это Ахмет Байтурсынов,

Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Сералин. Благодаря усилиям Ыбырая

Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое

распространение. По его инициативе и на собранные им средства были

открыты волостные школы в Торгае, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в

1887 году Ыбырай Алтынсарин добился открытия первой женской школы в

Иргизе. Ы. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания

учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской

графики. Кроме того, Ыбырай Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ.

Идея создания казахского учебника возникла у инспектора народного

образования Тургайской области еще в бытность, когда он работал учителем

в начальной школе. Но только в 1879 году Ыбырай Алтынсарин сумел

осуществить свою мечту. Три года он работал над созданием первого

учебника для казахских детей, куда вошли доступные для детского

восприятия рассказы, расширяющие их познания мира. Книга была

отпечатана в типографии русского интеллигента и издателя Евфимовского-Мировицкого.

Это событие не осталось без внимания общественности.Казахская и русская пресса тех лет отметила превосходный литературный

казахский язык, на котором была написана хрестоматия. Хотя книга

предназначалась для школ, ее с удовольствием приняли и взрослые

читатели, поскольку она в своих рассказах поднимала, прежде всего,

насущные проблемы казахского народа. Поэтому «Киргизская хрестоматия»

выходила еще несколько раз.

Всю свою жизнь и деятельность Алтынсарин посвятил служению своему народу. А чтобы быть полезным и нужнымсвоему народу, он постоянно занимался самообразованием, что так важно иактуально в современное время. Ведь только постоянно работая над собой,

занимаясь самообразованием можно добиться нужных высот и быть

полезным обществу. Только эти качества учителя играют огромную роль в

развитии образования нашего государства.

В своей практической работе Ы. Алтынсарин никогда неудовлетворялся достигнутым, а постоянно думал, как добиться нового, более совершенного. Постоянно совершенствуя метод обучения, он

сочетал обучение с воспитательной работой. При этом воcпитание детей он

понимал в самом широком смысле — в формировании личности. "Стараюсь

всеми силами, — писал он, — чтобы подействовать еще наих

нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками". Задача

такого воспитания вытекала из условий казахской жизни того времени.

Школа, в которой учительствовал Алтынсарин, готовила переводчиков и мелких чиновников для царского аппарата управления, в среде которого

широко было распространено взяточничество. Он поставил перед

собой задачу вести борьбу с этим злом путем воспитательной работы среди

своих учеников — будущих чиновников. По мнению Алтынсарина,

педагогическое мастерство учителя — его умение довести до сознания

ученика изучаемые вопросы, ясное понимание предмета преподавания имело

решающее значение в учебном процессе.

В обязанность учителей он вносилпостоянную творческую работу по улучшению их методической подготовки.Он требовал от учителей, чтобы они обращались с детьми "кротко, нераздражительно, терпеливо и объясняли каждый предмет охотно и простымязыком, вникали в общий характер и умственный склад учащихся". Школа,

— указывал Алтынсарин, — не должна ограничиваться чисто учебной

работой, она должна поднять общий культурный уровень учащихся. Он

придавал большое значение внеклассному чтению, с этой целью при всех

школах создавал библиотеки для учителей и учащихся. Самым важным для

поднятия культуры и знания учащихся, — учил Алтынсарин, — является

тщательное изучение русского языка. Давая конкретные указания учителям,

он писал: "При преподавании русского языка мы не идем вперед до тех пор,

пока ученики не усвоят заданный урок, в том числе и грамматические

правила, объясняемые понятно, посредством примеров и сравнений с

похожими правилами казахского языка, при произношении русских слов не

отступаемся от ученика до тех пор, пока он не научится правильно

произносить то или другое слово...". Такими подробнейшими методическими

указаниями Алтынсарин добивался от учителей внимательного и

тщательного подхода к урокам по русскому языку.

Общественная,педагогическая и литературная деятельность Ы. Алтынсарина имела большое значение для развития казахской демократической культуры. Он является одним из основоположников распространения русского светского образования в Казахстане. Составляя учебники по казахскому языку на основе русского алфавита, Алтынсарин наметил пути развития казахской письменности. Восприняв передовые идеи русской педагогики, Алтынсарин творчески осмыслил их, и как педагог-новатор оставил ценное педагогическое наследство. Своим литературным творчеством Алтынсарин положил начало созданию казахского литературного языка, является одним из основоположников казахской письменной литературы.

Все произведения Алтынсарина проникнуты великой любовью к Родине. Призывая молодежьлюбить свою Родину, служить своему народу в стихотворении "Что мывидим у цивилизованных народов", автор показывает значение прогресса вэкономике для улучшения благосостояния народа. Возлагая все своинадежды на молодое поколение, он заканчивает стихотворение призывом:

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу,

Наше благословение вам, —

Творите добрые, святые дела.


2.2 Педагогические идеи Ыбырая Алтынсарина

Важнейшей целью современ

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!