ТЕМА УРОКА: Неопределенные местоимения и их употребление в речи. Цель урока: - познакомить учащихся с разрядом местоимений – неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи; - развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средства связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений; - воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.Тип урока: Изучение нового материала Ход урока. 1.Оргмомент (Приветствие учащихся, психологический настрой к уроку). - Я рада приветствовать вас, ребята! Пусть сегодняшний урок, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок. 2. Опрос домашнего задания (сгруппирование)-Возьмите понравившийся вам стикер.У кого красный стикер, соберитесь в первую группу, у кого зеленый стикер, во вторую группу, а у кого желтый стикер, соберитесь в третью группу. А теперь пусть каждая группа выберет себе спикера, который будет оценивать работу учащихся.Проверка дом. зад-Проверку домашнего задания мы с вами проведем в виде тестовых заданий. Здесь 10 вопросов, на которые вы должны ответить. На это вам дается 5 мин.Время вышло.А теперь обменяйтесь тетрадями. Теперь ребята проверьте работу соседа. На слайде правильные ответы. проверьте пожалуйста.У кого 8-10 правильных ответов - поставьте 5, у кого 6-7 правильных ответов- поставьте 4, у кого 4,5 правильных ответов- поставьте 3, а ниже 4-ех -2.А Спикеры не забудьте поставить эти оценки на оценочный лист.2.Этап усвоения нового материала. Восприятие новой темы. Работа с текстом стихотворения А.Коваля «На яхте» (чтение учителем стихотворения) Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт. Слайд №4. Ответьте на вопросы Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди встретили его? Какой дельфин нырял в волны? Ответы: Кто-то О чём-то Какие-то Какой-то (Слайд 5) Вопрос к классу: Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? - Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и т.д. -как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -о неопределенных местоимениях.- Да, правильно. Вы большие молодцы, не забыли то, что мы с вами проходили в 6-7 классе.-Тема нашего урока «Неопределенные местоимения и их употребление в речи» (запись в тетради темы) Мы с вами будем вспоминать об образовании и правописании неопределенных местоимениях.-Целью нашего урока является (Слайд 7) Работа с термином неопределённый по словарю С.И.Ожегова (слайд 8) Слайд 10 Работа с опорной таблицей: Далее учащиеся, обращая внимание на таблицу, делают для себя самостоятельные выводы (2 минуты) и отвечают на следующие вопросы: – Как образуются неопределенные местоимения? Неопределенные местоимения образуются от вопросительных местоимений прибавлением частицы не, при помощи приставок не-, кое- и при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь. - На что указывают неопределенные местоимения? -Указывают на неопределенность предмета, признака и количества. - Как пишутся неопределенные местоимения? Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Приставка кое- пишется через дефис - Какие закономерности имеет правописание приставки кое- с местоимениями? Если есть предлог между местоимением и приставкой кое- то пишется раздельно. Работа по второму столбику таблицы: Отмечаю, что неопределенные местоимения склоняются по падежам как вопросительные местоимения4. Закрепление нового материалаЗадание: Слайд 11. Просклоняйте местоимения: несколько, кто-нибудь, некоторый. Задания выполняются на листах и вывешиваются на доске. И.П. Несколько Кто-нибудь Некоторый Р.П. Нескольких Кого-нибудь Некоторого Д.П. Нескольким Кому-нибудь Некоторому В.П. Несколько Кого-нибудь Некоторого Т.П. Несколькими Кем-нибудь Некоторым П.П. О нескольких О ком-нибудь О некотором 1) Запишите как образованы слова (по образцу) Слайд 14 2) Расставьте ударения. Проверим по слайду (Слайд 15 с удар) 3) Подчеркните неопределённые местоимения; объясните их написание, определите синтаксическую роль в предложений.(Слайд16) 4) Обратите внимание на слитное и раздельное написание местоимений (Слайд17) 5) Составьте простые предложения, употребив неопределенные местоимения (слайд 18)4. Этап подведения итогов. Рефлексия Работа по составлению опорного конспекта (кластера) у доски Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е. на что они указывают. Итог урока - Назовите неопределённые местоимения - Почему они так называются? - Как изменяются неопределённые местоимения? - От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения? - Расскажите о правописании неопределённых местоимений. Итак, сегодня мы немного поработали с неопределенными местоимениями. На следующем уроке продолжим изучение этой темы. Домашнее задание.Слайд № 22. Упражнение 8,9 на стр.94. Оценки