Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Научный проект по литературе на тему: Образы цветов в произведениях -сказочников
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Коммунальное Государственное Учреждение
«Общая средняя школа «Достык»
Научный проект по литературе на тему:
Образы цветов в произведениях писателей-сказочников
Выполнил: Абдусадык Н
Ученик 7 «В» класса
Руководитель: Джумакулова Ж.К
Учитель русского языка и литературы
Отзыв руководителя на научный проект
«Образы цветов в произведениях
писателей-сказочников» КГУ общей
средней школы Достык»
Абдусадык Нурислам
Отзыв
Работа ученика свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, продемонстрировано свободное владение логическими операциями, умения самостоятельно мыслить Продемонстрирована способность приобретать новые знания.
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Тема этого научного проекта является одной из самых актуальных в обществе. Тема проекта ясно определена, гипотеза выдвинута в правильной форме ,поставлена цель и задачи.
Желаю школьнику успехов в дальнейшей работе ,желаю ему добиться больших успехов благодаря этому проекту.
Общая средняя школа «Достык»
Директор школы: Тинисбаева,Д
Отзыв руководителя на
научный проект «Образы цветов в
произведениях писателей-сказочников»
КГУ «общей средней школы Достык»
Абдусадык Нурислам
Отзыв
Абдусадык Нурислам начал научный проект будучи учеником 6 класса .Отлично защитил работу в школе на научно-практической конференции .Тема ,выбранная учеником для проекта является актуальной в том ,что она интересна и тем, кто любит читать, и тем, кто любит рисовать.
Практическая значимость работы выражается в том, что данные проведенного в исследовательской работе можно использовать в практической деятельности педагогами школ.
В ходе выполнения проекта Нурислам своевременно выполнял задания, получаемые на консультациях, исправлял недоработки. В ходе выполнения проекта показал себя инициативным, самостоятельным и ответственным. Уровень сформированности навыков проектной деятельности базовый.
Проектная работа Абдусадык Нурислам отвечает требованиям и рекомендуется к защите.
Руководитель : Джумакулова Ж
Оглавление
Аннотация
I Введение
II Основная часть
2.1.Пословицы и поговорки о цветах
2.2.Цветок как литературный образ
А) С.Аксаков «Аленький цветочек»
Б) Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
В) С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Г) В.П.Катаев «Цветик- семицветик»
Д) Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы»
2.3.Мифы и легенды о цветах
III. План работы над проектом «Составление альбома рисунков «Литературный образ цветов»
Заключение
Список литературы
3
Аннотация
Целые произведения посвящены отдельным цветам. По подсчетам исследователей , более тридцати цветов «живут» в произведениях авторов Нет на Земле языка лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и все надежды на лучшее, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы , поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их в своих произведениях. Какие же цветы чаще всего встречаются в сказках и рассказах, что они олицетворяют, что несут читателям? Это я и решил выяснить в ходе своего исследования.
Аnnotation
. According to researchers, more than thirty colors "live" in the works of the authors. There is no language on Earth better understood by the heart than the language of flowers. They say that if you give flowers to a close friend, no words are needed: in flowers are your feelings, and all hopes for the best, and a guarantee of happiness. And the one to whom you give flowers will understand you without words. Perhaps that is why both poets and writers are sensitive to flowers, depicting them in their works. What flowers are most often found in fairy tales and stories, what do they personify, what do they bring to readers? This is what I decided to find out in the course of my research.
Аннотация
Гүлдер әртүрлілігімен, түрлердің байлығымен, түстерімен, хош иісімен тартымды. Барлық жұмыстар жеке түстерге арналған. Зерттеушілердің пікірінше, авторлардың шығармаларында отыздан астам түстер «өмір сүреді». Жер бетінде гүлдердің тілінен артық жүрекке түсінікті тіл жоқ. Егер сіз жақын досыңызға гүл сыйласаңыз, сөздің қажеті жоқ дейді: гүлдерде сіздің сезімдеріңіз және барлық жақсылыққа деген үміттеріңіз және бақыттың кепілі. Ал гүл сыйлаған адам сені сөзсіз түсінеді. Сондықтан болар, ақындар да, жазушылар да гүлдерді өз шығармаларында бейнелей отырып, нәзік сезіммен қарайды.
Ертегілер мен әңгімелерде қандай гүлдер жиі кездеседі, олар нені бейнелейді, оқырмандарға не әкеледі? Міне, мен зерттеу барысында білуге шешім қабылдадым.
Введение
Цветы – это самое сказочное ,очаровательное и радостное творение природы.
Цветы привлекательны своим многообразием ,богатством видов, красок, ароматов. На Земле нет ни одной страны, в которой не существет мифов ,сказок или легенд о цветах. Цветы воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью мифах и легендах. Не только древние авторы ,но и русские писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение ,и любовь. На «языке цветов» способный выразить тончайшие оттенки чувств ,при встрече заменял слова самых пылких признаний. На «языке цветов «писатели говорят о том ,что считают самым важным и интересным в произведении – о душе своего героя ,о его сложных отношениях с миром природы и людей.
В работе мною будут рассмотрены и проанализированы следующие произведения: сказки Степана Аксакова «Аленький цветочек», Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»,Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик», Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы»
Цель проекта:
-Рассмотреть литературные сказки, в которых используются образы цветов, и определить , с какой целью писатели обращаются к этим образам.
Задачи работы:
-изучить сказки, пословицы и поговорки связанные с цветами.
Ознакомиться с выбранными для анализа литературными сказками, в которых встречается упоминание о цветах.
-Систематизировать полученные результаты .создав альбом рисунков .
5
Гипотеза
Цветы в сказках , скорее всего , воплощают образы и характеры людей.
Методы исследования:
-Сбор информации для исследования.
-Работа с источниками Интернета
-Наблюдение
-Анализ
Актуальность данной темы проекта: заключается в том ,что она интересна и тем , кто любит читать ,и тем , кто любит рисовать.
1.Пословицы -это краткие изречения ,которые выражают законченную мысль .Она относится к речевым жанрам фольклора. В пословицах и поговорках цветы олицетворяют красоту ,жизнь ,радость:
-На красный цветок летит мотылек.
-Красна девка в хороводе ,что маков цвет в огороде.
-Весна красна цветами, а осень плодами.
-Где цветок ,там и медок.
-Роза – королева цветов.
-Аленький цветок бросается в глазок.
-Люди радуются лету, а пчела радуется цветку.
Но есть пословицы и поговорки, в которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что не в красоте счастье:
-И красивые цветики ядовиты бывают.
-Из одного и того же цветка змея делает яд.
-Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.
6
2.Образ цветов в сказках
Цветы ,пусть даже вымышленные ,- важные элемент народного фольклора, именно они помогают главным героиням сказок преодолеть трудности и подлости недоброжелателей
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859) – русский писатель .чиновник и общественный деятель, литературный критик , мемуарист ,автор книг о
рыбалке и охоте , а также собирании бабочек
Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек».
Одна из купеческих дочек - Настенька – просит отца привезти ей в пода рок из заморских стран чудесный цветочек аленький. В это время ее сестры просят отца привезти подарки значимые и дорогие и смеются над сестрой. Отец привез цветочек Настеньке ,и ,благодаря этому цветку героиня обрела свое счастье. Образ аленького цветочка нужен был автору сказки ,чтобы показать красоту и простоту души. Прочитав эту сказку ,я понял, что аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ ее бескорыстности ,доброты ,умения ценить настоящую живую красоту. Образ аленького цветочка нужен был автору сказки , чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.
Юрий Поринец пишет , что «уникальный и не имеющий собственного имени в мире цветов , аленький цветочек ,в сказке, вероятно, является символом чуда единственный любви , входящей в жизнь человека , встречи двух людей, предназначенных друг для друга»
Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) – датский писатель
В сказках Г.Х.Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В сказке «Снежная королева» Г.Х.Андерсена в цветнике женщины , умевшей колдовать ,растут самые разные цветы, но больше всего там было куст роз ,которые намеренно хозяйка цветника спрятала под землю , чтобы они не напоминали Герде о Кае. Но именно они дали потом Герде надежду ,так как сказали ,что Кая под землей нет. Прочитав эту сказку ,я сделал вывод ,что розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды. Ожившие от слез Герды розы помогают девочке
7
Выбраться из райского цветника и помочь Каю, ведь у него других помощников не было. Герда стремится возвратить этот мир любой ценой, и заплакала девочка из-за того ,что осознала: в садике старой колдуньи она не в гостьях , а в тюрьме Тогда девочка села на землю и заплакала. Теплые слезы упали в самый раз на то место ,где стоял раньше один из розовых кустов, и как только слезы намочили землю – куст мигом вырос из нее, такой свежий ,цветущий, как раньше.
Образ розы в творчестве Г.К.Андерсена занимает важное место. Главные герои Кай и Герда сказки «Снежная королева» жили в мире, преисполненном любви, и розы – это символ их счастливого детства, их любви друг к другу , к окружающему .
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)- русский советский поэт, писатель-драматург и переводчик ,литературный критик, сценарист . Автор популярных детских книг.
Сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»
Однажды на одном из уроков королева услышала, что существуют такие красивые цветы – подснежники .Однако ее не интересовал тот факт, что они растут только весной. Королева захотела их заполучить на новогодний бал. При этом ее величество пообещало награду соразмерную количеству цветов тому, кто доставит ко двору заветные цветы.
Подснежники из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» стали причиной ,по которой мачеха выгнала падчерицу в лес ,но они ж привели ее к удивительному знакомству с 12 месяцами. Подснежники в этой сказке являются символом счастья, которое непременно должно прийти к тем людям ,которые этого заслуживают.
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) – русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда.
В.П.Катаев «Цветик – семицветик»
Главная героиня использует цветок для осуществления своих желаний:
8
Сначала она желала осуществить с помощью цветочка свои мечты и решить свои проблемы ,но потом Женя помогает больному мальчику обрести здоровье , а заодно обретает и друга. Прочитав эту сказку , я сделал вывод , что цветочек здесь выступает в роли волшебного помощника девочки Жени, совсем как волшебный клубочек или зеркальце в русских народных сказках. В жизни цветик – семицветик что-то между ромашкой и подсолнухом. Мораль в сказке сводится еще и к тому
что всегда нужно помогать своим близким и друзьям, проявлять сочувствие и не ставить себя во главе угла, т.е.быть эгоистом. Сказка и о мудрости , которой подчас очень не хватает ,а чтобы добиться каких-то благ в жизни , к этому нужно приложить усилия. Не нужно обижать слабых, чаще проявлять добрые чувства к окружающим и иногда игнорировать собственную выгоду ,чтобы оказать помощь другому человеку. У цветка было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. А число «семь» в русских сказках магическое.
Лия Борисовна Гераскина (1910-2010) – русская детская писательница, драматург ,поэтесса. журналистка ,сценаристка. Член Союза писателей СССР.С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение
Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы»
Дети Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника , отправляются в путь ,полный опасностей ,для того чтобы набрать на грядке у Бабы-Яги синие цветочки, которые помогут
вылечить маму. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга .Посадив детей в клетку ,она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей – Полкана ,Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться ,уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.
Прочитав эту сказку , я понял , что здесь синий цветочек - символ любви детей к маме , ведь ,чтобы найти лекарство для мамы , нужно было потрудиться.
9
Мифы и сказания о цветах
Все мы любим цветы. Они- роскошные творения природы удивительных форм и ярких оттенков. Самые красочные представители растительного мира. Цветы – герои различных историй, мифов, легенд. Испокон веков ромашка является символом русской природы. Ее цветок ,по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит.У древних славян она считалась одним из 7 священных растений (орешник, ромашка, дуб, хмель, плакун, верба и омела).Ромашка на языке цветов – юность, невинность, романтичность.
Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Роза - бесспорная царица цветов! Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских сказаниях, согласно которым она пользовалась в Древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый ,принесший царю розу, мог просить у него все, что он только пожелает.
Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделенной любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.
В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы , которая могла бы открыть бутон тюльпана. Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом побежал к цветку – и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. Тюльпан -символ гордости у славян.
Старинный русский фольклор говорит , что цветы ландыша - это слезы гордой водяной царевны Волхвы , которая увидела, как Садко, горячо ею любимый, Любаву. А в Украинском фольклоре есть своя история о появлении ландыша. Она утверждает, что эти цветочки, подобные жемчужинам, -не что иное ,как застывший смех лесной русалки Мавки, которая впервые ощутила радость огромной ,искренней, взаимной любви.
10
Заключение
Сказки, пословицы и поговорки, мифы о цветах позволили нам заглянуть в прошлое и многое узнать о происхождении цветов и об отношении к цветам наших предков, заставили нас прийти к следующему выводу:
1.В течение многих веков цветок использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств. Они являются результатом глубокого погружения в природу , длительное изучения, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.
2.Я обнаружила множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей. При опросе в школе я выяснила, что
-70 % - опрошенных любимым цветком считают розу,
- 15 % - тюльпан,
- 5 % -ромашку,
- 4 % -ландыш,
-3 % - гвоздику
- 3 % - другие цветы.
3. Я прочитал авторские сказки , в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «Языке цветов» писатели говорят о том, что считают важным и интересным.
Таким образом, цветы в литературных сказках выполняют определенную функцию. Цветы - волшебные помощники героев сказок. (В.Катаев «Цветик –семицветик»)Цветы - символы любви, верности ,подвига ,бескорыстности. (С.Аксаков «Аленький цветочек»)
11
Список использованной литературы:
Волшебный мир цветов. – СП6 «МиМ Экспресс,1997.
В проекте использованы фрагменты из сказок:
-
С.Аксакова «Аленький цветочек»
-
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
-
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
-
В.Катаев «Цветик-семицветик»
-
Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы»
Смирнова Н.В.Цветок в русской лирике начала XIX века—Ек: Издательство Уральского университета.2003
Интернет-ресурсы
12
План работы над проектом
-
Этапы
Занятия
Задачи
Вид деятельности
1этап
1
занятие
Изучить литературу по теме «Откуда произошли названия цветов?»
Чтение сказок,мифов
2 этап
2
занятие
Прочитать произведения писателей
Чтение произведений
С.Аксакова «Аленький цветочек»
В.Катаева «Цветик-семицветик»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы»
3 этап
3
занятие
Проанализировать роль цветов в произведениях писателей
Написание теоретически
Части работы
4
занятие
Выбрать необходимый для
Составления альбома материал
Работа с Интернетом
Внесение выбранный материал в проектную работу
5
занятие
Занести отобранный материал,подобрать иллюстрации
4 этап
6
занятие
Провести опрос среди учащихся класса
5 этап
7
занятие
Сделать выводы по анализируемому
Материалу
Работать над составлением альбома
Напечатать готовый альбом
Отформировать собранный материал
Презентация готового материала
Материалды жүктеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз