Поурочный план
Тема занятия: Научный
стиль
Наименование модуля /дисциплины: Современный
русский язык
Подготовил педагог:
Азамханов.Б
«__20»___09___
2022___года
Общие сведения
Курс: 2
Группы: РЯ 201-212
Тип занятия
Научный стиль речи, его особенности и
разновидности
Цель: актуализировать знания об
особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями
(подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к
выполнению заданий единого государственного
экзамена
Задачи:
-
закрепить знания об особенностях научного стиля
речи и его разновидностях;
-
развивать умения в определении
изобразительно-выразительных средств языка;
-
развивать интерес к исследовательской
деятельности;
-
подготовить учащихся к самостоятельному написанию
творческой работы в научном стиле;
-
совершенствовать культуру учебно-научного общения
в устной и письменной форме.
Методы и приёмы работы: анализ и синтез
изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со
справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная
работа, тестирование
-
Вступление
Научный стиль речи
является средством общения в области науки и
учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в
разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного
стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому
овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является
важной составной частью культуры русской устной и письменной
речи.
Появление и развитие научного стиля
связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и
деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение
было приближено к стилю художественного повествования
(эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора,
Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем
свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной
терминологии привело к отделению научного стиля от художественного
(александрийский период). В России научный стиль речи начал
складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием
авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии.
Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля
принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII
века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX
века.
-
Повторение основных признаков текста научного
стиля
(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее
семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды
ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не
отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой
семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента
оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в
качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер
объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на
метафору определяется самой неоднородностью материала, которая
обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в
зависимости от яркости образа выделяются языковые
(генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские
метафоры.
(Т. Симашко)
-
К
какому стилю речи относится текст?
-
к
публицистическому
-
к
научному
-
к
художественному
-
к
официально-деловому
-
Каков тип речи текста?
-
описание с элементами
рассуждения
-
рассуждение
-
повествование
-
описание
-
С
помощью каких языковых средств связаны 1 и 2
предложения?
-
указательное местоимение
-
лексический повтор
-
контекстный синоним
-
указательное местоимение и контекстный
синоним
-
Какое слово должно быть на месте пропуска в 6
предложении текста?
-
несмотря на это
-
так
-
и
еще
-
впрочем
-
Какая из перечисленных особенностей не является
специфической для данного текста?
-
логичность
-
точность
-
отвлеченность и обобщенность
-
субъективность
-
Основные признаки научного стиля и их
выражение в языке
Работа с учебником, составление
таблицы
Логичность
|
-
повтор существительного в сочетании с
указательным местоимением
-
наречия, указывающие на последовательность
мысли
-
вводные слова
-
союзы
|
Точность
|
-
прямое значение
слов
-
термины
-
повтор ключевого
слова
|
Отвлеченность и
обобщенность
|
-
абстрактные
понятия
-
слова с отвлеченным
значением
-
мн.ч. от абстрактных и вещественных
существительных
-
употребление слов среднего
рода
-
глаголы в отвлеченно-обобщенном
значении
-
будущее время глаголов =
настоящему
-
глаголы несовершенного
вида
-
преобладание местоимений 3
лица
-
частое употребление кратких
прилагательных
|
Объективность
|
-
восклицательные предложения почти не
используются
-
не
используются местоимения Я и глаголы 1 лица
ед.ч.
-
часто используются односоставные
неопределенно-личные, безличные, определенно-личные
предложения
|
-
Проверка домашнего
задания
Какие синтаксические особенности научного стиля
можно отметить в этом тексте?
Где
может быть опубликован этот текст?
-
Разновидности (подстили) научного
стиля
Проанализируйте тексты, определите, что их
объединяет эти тексты и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь
следующего плана:
Ведущая роль слова в системе языковых средств
определяет его место в стилистике языка: слово является основной
стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические
средства языка, давая оценку использования слова в конкретной
речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного
словоупотребления в различных функциональных
стилях.
Используя достижения современной семасиологии,
лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных
связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план
изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов,
служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре
внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение
лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного
употребления, анализ закономерностей использования стилистически
значимых лексических средств в различных сферах
общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.:
Айрис-пресс, 2007.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся
в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате
создаются своеобразные разновидности единого литературного языка,
называемые функциональными стилями.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что
разновидности литературного языка выделяются на основе той функции
(роли), которую выполняет язык в каждом конкретном
случае.
Считается, что существуют две ступени владения
языком: первая – это знание грамматики, определенного количества
слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке
с другими его носителями; вторая ступень владения языком
подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля,
строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели
высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной,
письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит
естественно, иностранного - после изучения грамматики, запоминания
определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч)
и приобретения навыков и умений построения текстов из этих
слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык:
культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное
пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д:
МарТ, 2001.
(1)Основная функция научного стиля –
информировать читателей о новом научном результате, полученном
автором работы. (2)Однако текст при этом обычно строится не как
голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному
рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы
1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим
внимание.
(4)Часто говорят об отстраненности или даже
сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того,
что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных
выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет)
восклицательных предложений, прямой речи,
диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое
количество специальных терминов. (7)Это также связано с его
информативностью: значение научного термина всегда определено более
строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает
точность понимания. (8)Например, разговорному слову
простуда в
медицинской терминологии соответствует целый букет
названий: острое респираторное заболевание, катар
верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция
и т.п.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание.
Русский язык. – М: Аванта, 204.
|
Собственно
научный
|
Учебно-научный
|
Научно-популярный
|
Кому адресован
|
Ученый,
специалист
|
Учащиеся
|
Все
интересующиеся
|
Цель
|
Описание новых
фактов
|
Обучить, описать факты, необходимые для овладения
материалом
|
Ознакомление с интересными
фактами
|
Особенности
|
Большое количество специальных терминов, не
имеющих пояснения. Сложные
предложения
|
описание «от общего к частному», строгая
классификация, активное введение и использование специальных
терминов, их пояснение
|
Употребление специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения,
использование сравнения с привычными явлениями и
предметами.
|
Жанр
|
Научная статья
|
Учебник
|
Детские
энциклопедии
|
Отличием научного от всех других стилей речи
является то, что его можно разделить на три
подстиля:
-
Научный.
Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно
назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей,
открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов,
научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий
и т. д.
-
Научно-учебный.
Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с
целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом,
поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.
Обязательным является описание «от общего к частному», строгая
классификация, активное введение и использование специальных
терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций
и т. д.
-
Научно-популярный.
Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной
области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями
и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются:
относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными
явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание
частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен
для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий,
сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный
подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик
«историческая/техническая справка» или «это интересно» до
научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам
(научно-учебному стилю).
-
Домашнее задание
Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений)
об одной из разновидностей научного стиля.
-
Итог. Проанализируйте текст научно-популярного
стиля.
1.
К какой разновидности научного стиля относится данный
текст?
2.
Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите
номера)
-
обязательность, фиксированность
формы
-
однозначность выражения при сохранении
насыщенности содержания
-
отбор языковых средств с установкой на их
общедоступность
-
отсутствие авторского «я»
-
наличие канцелярской
фразеологии
-
преобладание простых
предложений
-
подчинение синтаксической организации текста
изобразительным целям
-
преобладание абстрактной
лексики
____________________________________________________________________________
3.Укажите, к какому типу речи относится
текст
____________________________________________________________________________
4.Определите, какое предложение текста связано с
предыдущим при помощи противительного союза.
____________________________________________________________________________
5.Из первого абзаца выпишите слово со значением
«роль, значение чего-либо».
___________________________________________________________________________
6.На примере второго абзаца проиллюстрируйте
мысль: «Для данного стиля характерно частое использование
отглагольных существительных».
_____________________________________________________________________________
7.Выпишите метафору из 3
абзаца.
_____________________________________________________________________________
8.Есть ли в 1 предложении однокоренные
слова.
____________________________________________________________________________
9.Выпишите словосочетание, объясняющее большое
употребление большого количества терминов в текстах данного
стиля.
____________________________________________________________________________
10.Выпишите слово со значением «совокупность
приемов использования языковых средств для выражения тех или иных
идей, мыслей в различных условиях языковой практики,
слог.
_____________________________________________________________________________