7 класс Литература Дата:
Урок № 10
Тема: Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цель:7.3.1.1. участвовать в обсуждении произведения, выражаяя мнение о героях и событиях.
Создание психологическог климата. Приветствие друг другу
Актуализация опорных знаний учащихся
1.Докажите мысль «История Самсона Вырина – это история «маленького человека».
2.Почему повесть не названа по имени героя?
3.Случайно ли при описании комнаты Самсона Вырина Пушкин использует такую деталь – картинки, изображающие историю блудного сына?
II.Индивидуальное домашнее задание.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Составление таблицы.
|
Анализировать |
Блудный сын |
Авдотья Вырина |
Самсон Вырин |
|
поступки |
|
|
|
|
характер |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
- |
|
||
-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?
Сделаем выводы.
-Почему же несчастен отец Дуни?
-
Ролевая игра
(учащиеся подготовили речь обвинения и защиты героев)
-
Слушание дела подсудимого – гражданина Самсона Вырина.
Обвинитель:
Уважаемый суд! (речь обвинителя).Самсона Вырина обвиняют в халатном отношении к своим обязанностям станционного смотрителя, к дочери и в эгоизме.
Защитник.
(речь защитника)
Да разве о собственном благополучии печётся Вырин?.....
Вердикт. Самсона Вырина оправдать посмертно. Обязать общественность присматривать за его могилой, а А.С. Пушкина – внести повесть Белкина в сборник и периодические издания.
-
Слушание по делу Авдотьи Выриной.
Обвинитель: нет оправдания…….. (речь обвинителя)
Защитник: девушка невиновна …… (речь защиты)
Вердикт: Авдотья Вырина виновна. Любить надо живых. А забывший близких человек достоин осуждения. И будет неудивительно, если её дети также забудут о ней. История блудных детей не нова, поэтому, чтобы её дети не выросли такими же бессердечными, общественности взять под контроль их воспитание. А Авдотья Вырина уже наказана – муки совести никогда не оставят её в покое
-
Слушание дела подсудимого – ротмистра Минского.
Обвинитель: Минский – подлый обманщик, развратник и негодяй…..
Защитник: Минский не виновен, он любил А.Вырину…..
Вердикт: Минский виновен. Суд решил:
-
- Лишить господина Минского всех льгот и привилегий дворянства.
-
- Конфисковать всё его имущество и разделить:
- А. Выриной – на воспитание детей;
- сиротскому приюту и дому престарелых;
- на улучшение быта самых бедных станционных смотрителей;
- установить на могиле Самсона Вырина «Памятник обманутых надежд».
-
Возобновить работу станции имени Самсона Вырина и обязать работать на ней Минского смотрителем. Дуня пусть сама выбирает, жить ей с ним или нет.
-
Подведение итогов урока.
Всегда можно найти причину, предсказать последствия, но есть вещи, которые ничем оправдать нельзя: это брошенные родители и обманутые надежды.
Честней терзать себя страданьем,
Чем убивать кого-то без вины.
А. Дементьев
Вывод: не становитесь «блудными» детьми, ведь всё равно « все дороги мира ведут в родной дом». Поэтому, где бы и кем бы вы ни были, каких бы высот не достигли – не забывайте тех, кто дал вам жизнь, кто заботился и помогал вам, кто вас никогда не предаст и не забудет, - ваши родители.
Оценивание.
Рефлексия: Что я знал?
Что я хочу узнать?
Что мне не понятно? (заполнение таблицы)
Какие же уроки нравственности вы получили?
Домашнее задание: Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 7 класс
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" 7 класс
7 класс Литература Дата:
Урок № 10
Тема: Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цель:7.3.1.1. участвовать в обсуждении произведения, выражаяя мнение о героях и событиях.
Создание психологическог климата. Приветствие друг другу
Актуализация опорных знаний учащихся
1.Докажите мысль «История Самсона Вырина – это история «маленького человека».
2.Почему повесть не названа по имени героя?
3.Случайно ли при описании комнаты Самсона Вырина Пушкин использует такую деталь – картинки, изображающие историю блудного сына?
II.Индивидуальное домашнее задание.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Составление таблицы.
|
Анализировать |
Блудный сын |
Авдотья Вырина |
Самсон Вырин |
|
поступки |
|
|
|
|
характер |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
- |
|
||
-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?
Сделаем выводы.
-Почему же несчастен отец Дуни?
-
Ролевая игра
(учащиеся подготовили речь обвинения и защиты героев)
-
Слушание дела подсудимого – гражданина Самсона Вырина.
Обвинитель:
Уважаемый суд! (речь обвинителя).Самсона Вырина обвиняют в халатном отношении к своим обязанностям станционного смотрителя, к дочери и в эгоизме.
Защитник.
(речь защитника)
Да разве о собственном благополучии печётся Вырин?.....
Вердикт. Самсона Вырина оправдать посмертно. Обязать общественность присматривать за его могилой, а А.С. Пушкина – внести повесть Белкина в сборник и периодические издания.
-
Слушание по делу Авдотьи Выриной.
Обвинитель: нет оправдания…….. (речь обвинителя)
Защитник: девушка невиновна …… (речь защиты)
Вердикт: Авдотья Вырина виновна. Любить надо живых. А забывший близких человек достоин осуждения. И будет неудивительно, если её дети также забудут о ней. История блудных детей не нова, поэтому, чтобы её дети не выросли такими же бессердечными, общественности взять под контроль их воспитание. А Авдотья Вырина уже наказана – муки совести никогда не оставят её в покое
-
Слушание дела подсудимого – ротмистра Минского.
Обвинитель: Минский – подлый обманщик, развратник и негодяй…..
Защитник: Минский не виновен, он любил А.Вырину…..
Вердикт: Минский виновен. Суд решил:
-
- Лишить господина Минского всех льгот и привилегий дворянства.
-
- Конфисковать всё его имущество и разделить:
- А. Выриной – на воспитание детей;
- сиротскому приюту и дому престарелых;
- на улучшение быта самых бедных станционных смотрителей;
- установить на могиле Самсона Вырина «Памятник обманутых надежд».
-
Возобновить работу станции имени Самсона Вырина и обязать работать на ней Минского смотрителем. Дуня пусть сама выбирает, жить ей с ним или нет.
-
Подведение итогов урока.
Всегда можно найти причину, предсказать последствия, но есть вещи, которые ничем оправдать нельзя: это брошенные родители и обманутые надежды.
Честней терзать себя страданьем,
Чем убивать кого-то без вины.
А. Дементьев
Вывод: не становитесь «блудными» детьми, ведь всё равно « все дороги мира ведут в родной дом». Поэтому, где бы и кем бы вы ни были, каких бы высот не достигли – не забывайте тех, кто дал вам жизнь, кто заботился и помогал вам, кто вас никогда не предаст и не забудет, - ваши родители.
Оценивание.
Рефлексия: Что я знал?
Что я хочу узнать?
Что мне не понятно? (заполнение таблицы)
Какие же уроки нравственности вы получили?
Домашнее задание: Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»
шағым қалдыра аласыз













