7 класс Литература
Дата:
Урок № 10
Тема: Нравственные проблемы в повести
А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цель:7.3.1.1. участвовать в обсуждении
произведения, выражаяя мнение о героях и
событиях.
Создание психологическог климата. Приветствие
друг другу
Актуализация опорных знаний
учащихся
1.Докажите мысль «История Самсона Вырина – это
история «маленького человека».
2.Почему повесть не названа по имени
героя?
3.Случайно ли при описании комнаты Самсона Вырина
Пушкин использует такую деталь – картинки, изображающие историю
блудного сына?
II.Индивидуальное домашнее
задание.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще
сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из
них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им
имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю
страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он
прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному
из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был
наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя,
сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я
умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я
согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном
твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу
своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и,
побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я
согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном
твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и
оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и
приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и
веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил». И начали
веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал
пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это
такое?». Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол
откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился
и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в
ответ отцу: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал
приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне
повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший
имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного
теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое
твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой
сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Составление
таблицы.
Анализировать
|
Блудный
сын
|
Авдотья
Вырина
|
Самсон
Вырин
|
поступки
|
|
|
|
характер
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
-Можно ли провести некоторые параллели в
содержании притчи и истории Дуни?
Сделаем выводы.
-Почему же несчастен отец
Дуни?
-
Ролевая игра
(учащиеся подготовили речь обвинения и защиты
героев)
-
Слушание дела подсудимого – гражданина Самсона
Вырина.
Обвинитель:
Уважаемый суд! (речь обвинителя).Самсона Вырина
обвиняют в халатном отношении к своим обязанностям станционного
смотрителя, к дочери и в эгоизме.
Защитник.
(речь защитника)
Да
разве о собственном благополучии печётся
Вырин?.....
Вердикт. Самсона Вырина оправдать посмертно.
Обязать общественность присматривать за его могилой, а А.С. Пушкина
– внести повесть Белкина в сборник и периодические
издания.
-
Слушание по делу Авдотьи
Выриной.
Обвинитель: нет оправдания…….. (речь
обвинителя)
Защитник: девушка невиновна …… (речь
защиты)
Вердикт: Авдотья Вырина виновна. Любить надо
живых. А забывший близких человек достоин осуждения. И будет
неудивительно, если её дети также забудут о ней. История блудных
детей не нова, поэтому, чтобы её дети не выросли такими же
бессердечными, общественности взять под контроль их воспитание. А
Авдотья Вырина уже наказана – муки совести никогда не оставят её в
покое
-
Слушание дела подсудимого – ротмистра
Минского.
Обвинитель: Минский – подлый обманщик, развратник
и негодяй…..
Защитник: Минский не виновен, он любил
А.Вырину…..
Вердикт: Минский виновен. Суд
решил:
-
-
Лишить господина Минского всех льгот и привилегий
дворянства.
-
-
Конфисковать всё его имущество и
разделить:
-
А. Выриной – на воспитание детей;
-
сиротскому приюту и дому престарелых;
-
на улучшение быта самых бедных станционных
смотрителей;
-
установить на могиле Самсона Вырина «Памятник обманутых
надежд».
-
Возобновить работу станции имени Самсона Вырина и
обязать работать на ней Минского смотрителем. Дуня пусть сама
выбирает, жить ей с ним или нет.
-
Подведение итогов
урока.
Всегда можно найти причину, предсказать
последствия, но есть вещи, которые ничем оправдать нельзя: это
брошенные родители и обманутые надежды.
Честней терзать себя
страданьем,
Чем убивать кого-то без
вины.
А.
Дементьев
Вывод: не становитесь «блудными» детьми, ведь всё
равно « все дороги мира ведут в родной дом». Поэтому, где бы и кем
бы вы ни были, каких бы высот не достигли – не забывайте тех, кто
дал вам жизнь, кто заботился и помогал вам, кто вас никогда не
предаст и не забудет, - ваши родители.
Оценивание.
Рефлексия: Что я
знал?
Что я хочу
узнать?
Что мне не понятно? (заполнение
таблицы)
Какие же уроки нравственности вы
получили?
Домашнее
задание: Прочитать рассказ К.Г.Паустовского
«Телеграмма»