5 класс
Самопознание
Тема урока: О
доверии.
Ценность:
доверительные отношения.
Качества:
доброта, доверие,
отзывчивость.
Цель: расширять
представления учащихся о значимости доверительного отношения между
людьми.
Задачи:
- раскрытие
значения понятия «доверие»;
- развитие
умения строить доверительные отношения со
сверстниками;
- воспитание в
себе веры в доброе и хорошее в
людях.
Методы:
позитивный настрой, беседа, чтение, игра, просмотр видеоматериала,
творческая деятельность, минута
тишины.
Ресурсы: листы
А 4, маркеры, спокойная мелодия (звуки
природы).
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
-приветствие,
проверка
отсутствующих , проверка
готовности.
Позитивный
настрой
- Добрый день,
ребята! Мне приятно вновь увидеть вас на нашем уроке. В природе
есть Солнце. Оно всем светит, всех любит и всех греет. Давайте и мы
подарим друг другу свои улыбки в знак доброго расположения и все
вместе проговорим следующие
слова:
Чтоб на свете
дружно жить,
Надо радость
всем дарить!
Верить людям и
любить,
Их доверьем
дорожить!
Сообщение темы
урока.
2. Проверка
домашнего задания.
Чтение притчи
«Доверие и одиночество» в учебнике
(опережение)
Вопросы для
обсуждения:
-Как вы
понимаете смысл притчи?
-Почему человек
чувствует себя одиноким, когда никому не
доверяет?
3.
Беседа
-Что такое
доверие?
-Что значит
верить людям?
-Что вы
чувствуете, когда вам
доверяют?
-Были ли
ситуации, когда вам не
доверяли?
-Кому доверяете
вы? Почему?
- Можно ли
доверять всем и каждому?
Почему?
-Легко ли
завоевать доверие? Почему?
Вывод: понятия
«доверие», «вера»- основа взаимопонимания между людьми. У доверия
есть две грани: «доверие к другим» и «доверие
других».
4. Позитивное
высказывание.
Оказанное
доверие вызывает ответную
верность.
Ливий
- Как вы
понимаете эти слова?
5.Учебная
информация.
Доверие - это
чувство доброго, искреннего расположения к
человеку.
Доверие
окружающих помогает человеку поверить в себя, в свои силы и
раскрыть свои возможности и
способности.
-Ребята, как вы
думаете, необходимо ли человеку доверять
другим?
6.Наедине с
собой. (Звучит спокойная
музыка)
- Представьте
себе, что вы должны отправиться в путешествие на большом корабле.
Путешествие это полно приключений и опасностей. Одному вам не
справиться с трудностями. Кого бы вы позвали с собой на корабль в
свою команду, кому вы доверяете? А кто бы согласился отправиться с
вами в путешествие?
Запишите слева
в колонке имена тех людей, кому вы доверяете , а справа – имена тех
людей, кто, на ваш взгляд, доверяет
вам.
Я доверяю Мне
доверяют
- Какой список
оказался больше? Как вы думаете,
почему?
7.Просмотр
мультфильма.
- Ребята, а
важно ли оправдать доверие, оказанное
вам?
Показ отрывка
из мультфильма «Аленький
цветочек».
Беседа.
-Почему чудище
отпустило Настеньку повидаться с отцом и сестрами ? ( Оно доверяло
ей.)
-Что могло бы
случиться, если бы Настя не сдержала обещания и не вернулась
вовремя к Чудищу? Могла бы она так поступить? Почему? (Настенька
добрая, отзывчивая, великодушная, она не смогла бы обмануть Чудище,
т.к. от этого зависела его
жизнь)
-Чем можно было
разрушить чары злой колдуньи? (Добротой, лаской, любовью,
доверием.)
-Чему учит эта
сказка?
8.Творческая
деятельность
- У вас на
столах части высказываний о доверии. Чтобы прочитать их, вы должны
собрать все части воедино. Затем попробуйте объяснить высказывания.
(Работа в группах.)
Постарайтесь
работать сообща, чтобы каждый был
задействован.
Афоризмы:
1). Утраченное
доверие подобно утраченной жизни – оно
невозвратно.
( Публий Сир, I
век до н.э., древнегреческий поэт,
драматург.)
2). Доверие-
первое условие дружбы. (Лабрюйер
Ж.)
3). Дружба и
доверие не покупаются и не продаются. (Гавриил Николаевич
Троепольский)
9. Игра «Круг
доверия».
Игроки встают в
круг плечом к плечу. Один игрок стоит в центре со скрещенными на
груди руками. Игроки, стоящие в кругу, сгибают руки в локтях,
аккуратно ловят и передают человека в центре, который свободно
падает назад, при этом его тело остаётся упругим и не
сгибается.
Затем игрок в
центре меняется.
Вопросы
водящему. – Что вы ощущали, когда падали? Страшно ли было? Доверяли
ли вы тем, кто ловил вас?
Вопросы
«ловящим». – Что вы ощущали во время игры? Трудно ли нести
ответственность за кого-то? Старались ли вы оправдать оказанное вам
доверие?
- Ребята, как
вы думаете, только ли между людьми возможно доверие? Что изображено
на слайдах о доверии? Правильно, мир природы. Вот бабочка села на
ладонь, белка, не боясь, ест с руки человека. И очень важно не
потерять это доверие- доверие
природы!
Ведь мы в
ответе за мир вокруг нас.
10.
Упражнение.
- Ребята, а что
необходимо, чтобы тебе доверяли? Напишите на листах, которые у вас
на столах. (Работа в
группах).
(Всегда
стараться поступать правильно, быть честным, быть верным своему
слову, быть искренним, отзывчивым, ответственным, уметь слушать и
др.)
Дети зачитывают
свои ответы.
11. Групповое
пение. В.Шаинский «Если с другом вышел в
путь».
Плакат «Круг
доверия». - А сейчас, ребята, я предлагаю создать круг доверия
нашего класса. Мы с вами один большой коллектив, и мне очень
хочется, чтобы в нашем классе все могли доверять друг другу, тогда
все наши дела всегда будут получаться на «ура». Давайте напишем на
сердечках добрые пожелания друг другу, и в знак доверия прикрепим
их к плакату.
Дети по очереди
прикрепляют сердечки к плакату «Круг доверия» (первым прикрепляет
учитель!)
12.Домашнее
задание. Написать небольшой рассказ о значении доверия между
друзьями, родными и
близкими.
13.
Заключительная минута
тишины.
- Закройте
глаза, подумайте о том, как важно верить в добро, любовь,
справедливость и дружбу. Как необходимо человеку доверять другим и
знать, что доверяют ему…