«О вечных ценностях жизни»
Интегрированный урок литературы и кураторского часа
Сабитова Амина Сатымқызы –
учитель русского языка и литературы
Купешева Камила Канатовна – педагог-организатор-куратор
Международная школа г. Астана
Современная школа
ориентирована не только на передачу знаний, но и на формирование у
учеников устойчивой системы ценностей, которая позволит им
ориентироваться в стремительно меняющемся мире. Одним из
эффективных способов осмысления жизненных ориентиров является
интеграция предметного и воспитательного компонентов.
Тематика кураторского занятия «Вечные ценности жизни» в 10 классе
раскрывалась через связь с литературой, анализ произведений Ивана
Бунина «Господин из Сан-Франциско», Эрнеста Хемингуэя «Старик и
море». Эти тексты были выбраны не случайно: каждый из них поднимает
вопросы, важные и для современного поколения – человеческое
достоинство, внутренний выбор, цена поступка и смысл жизни.
Особенностью занятия стало активное участие родителей, которые были
включены в дискуссионные форматы и совместную рефлексию. Такая
организация урока позволила выстроить живой диалог между учениками,
родителями и учителями на основе произведений и личного опыта
старшего поколения и учащихся.
Урок начался с приёма «Что в моей корзине?», позволившей
десятиклассникам вспомнить сюжет, события изученных произведений,
обсудить проблемы, которые актуальны и
сегодня.
Затем была реализована
стратегия «Галерея»: на стенах кабинета были размещены иллюстрации
и ключевые цитаты из произведений. Группы, состоящие из учеников и
родителей, перемещались между «станциями», находили общее и
различия, формулировали гипотезы о ценностной основе каждого
текста. Следующим этапом стало групповое обсуждение с элементами
сравнительного анализа. Центральным приёмом стала методика «Стенка
на стенку»: ученики делились на две команды, формируя коридор из
аргументов «за» и «против» жизненной позиции героев. Таким образом
участники поставили себя на место Сантьяго и Господина из
Сан-Франциско, пытаясь понять их выбор, а также выявить, кто из них
стал настоящим носителем жизненных идеалов.
Кульминацией занятия стал «Дискуссионный стол», за который сели
представители всех сторон: ученики, родители и учителя. Обсуждались
такие вопросы, как: какие проблемы остаются актуальными сегодня,
чему предупреждают авторы, как меняется понимание ролевых моделей в
современном обществе. Аргументы сторон были яркими, эмоциональными
и зрелыми.
Рефлексия прошла в формате «Интервью»: родители и дети задавали
друг другу вопросы о личных ценностях, трудностях, с которыми им
пришлось столкнуться, и жизненных уроках, которые стали для них
опорными. Завершением урока стало написание писем: родители
обратились к своим детям с посланием о том, какие ценности вечны на
основе своего жизненного опыта, что они хотели бы передать
следующему поколению и как, по их мнению, наполнить жизнь подлинным
смыслом.
Такой формат урока оказался не просто образовательным, но и глубоко
личностным. Учащиеся смогли увидеть в литературе не только
художественный текст, но и зеркало, в котором отражаются их
собственные поиски. Родители же получили возможность неформально
повлиять на формирование мировоззрения своих детей. В этом
заключается главная сила интеграции: она соединяет содержание,
личность и диалог.
Формируя образцы поведения и мировосприятия, литература является
духовным воспитателем и проведение кураторского часа с опорой на
проблематику прочитанных произведений, их актуализация в
современном мире развивает нравственное
мышление — способность не просто знать,
что хорошо и что плохо, а понимать
почему, думать, чувствовать, делать
выбор. Опыт проведения данного урока подтверждает, что школа может
и должна быть пространством ценностного роста, если в ней
встречаются текст, мысль, чувство и голос каждой стороны
образовательного процесса.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
«О вечных ценностях жизни» Интегрированный урок литературы и кураторского часа
«О вечных ценностях жизни» Интегрированный урок литературы и кураторского часа
«О вечных ценностях жизни»
Интегрированный урок литературы и кураторского часа
Сабитова Амина Сатымқызы –
учитель русского языка и литературы
Купешева Камила Канатовна – педагог-организатор-куратор
Международная школа г. Астана
Современная школа
ориентирована не только на передачу знаний, но и на формирование у
учеников устойчивой системы ценностей, которая позволит им
ориентироваться в стремительно меняющемся мире. Одним из
эффективных способов осмысления жизненных ориентиров является
интеграция предметного и воспитательного компонентов.
Тематика кураторского занятия «Вечные ценности жизни» в 10 классе
раскрывалась через связь с литературой, анализ произведений Ивана
Бунина «Господин из Сан-Франциско», Эрнеста Хемингуэя «Старик и
море». Эти тексты были выбраны не случайно: каждый из них поднимает
вопросы, важные и для современного поколения – человеческое
достоинство, внутренний выбор, цена поступка и смысл жизни.
Особенностью занятия стало активное участие родителей, которые были
включены в дискуссионные форматы и совместную рефлексию. Такая
организация урока позволила выстроить живой диалог между учениками,
родителями и учителями на основе произведений и личного опыта
старшего поколения и учащихся.
Урок начался с приёма «Что в моей корзине?», позволившей
десятиклассникам вспомнить сюжет, события изученных произведений,
обсудить проблемы, которые актуальны и
сегодня.
Затем была реализована
стратегия «Галерея»: на стенах кабинета были размещены иллюстрации
и ключевые цитаты из произведений. Группы, состоящие из учеников и
родителей, перемещались между «станциями», находили общее и
различия, формулировали гипотезы о ценностной основе каждого
текста. Следующим этапом стало групповое обсуждение с элементами
сравнительного анализа. Центральным приёмом стала методика «Стенка
на стенку»: ученики делились на две команды, формируя коридор из
аргументов «за» и «против» жизненной позиции героев. Таким образом
участники поставили себя на место Сантьяго и Господина из
Сан-Франциско, пытаясь понять их выбор, а также выявить, кто из них
стал настоящим носителем жизненных идеалов.
Кульминацией занятия стал «Дискуссионный стол», за который сели
представители всех сторон: ученики, родители и учителя. Обсуждались
такие вопросы, как: какие проблемы остаются актуальными сегодня,
чему предупреждают авторы, как меняется понимание ролевых моделей в
современном обществе. Аргументы сторон были яркими, эмоциональными
и зрелыми.
Рефлексия прошла в формате «Интервью»: родители и дети задавали
друг другу вопросы о личных ценностях, трудностях, с которыми им
пришлось столкнуться, и жизненных уроках, которые стали для них
опорными. Завершением урока стало написание писем: родители
обратились к своим детям с посланием о том, какие ценности вечны на
основе своего жизненного опыта, что они хотели бы передать
следующему поколению и как, по их мнению, наполнить жизнь подлинным
смыслом.
Такой формат урока оказался не просто образовательным, но и глубоко
личностным. Учащиеся смогли увидеть в литературе не только
художественный текст, но и зеркало, в котором отражаются их
собственные поиски. Родители же получили возможность неформально
повлиять на формирование мировоззрения своих детей. В этом
заключается главная сила интеграции: она соединяет содержание,
личность и диалог.
Формируя образцы поведения и мировосприятия, литература является
духовным воспитателем и проведение кураторского часа с опорой на
проблематику прочитанных произведений, их актуализация в
современном мире развивает нравственное
мышление — способность не просто знать,
что хорошо и что плохо, а понимать
почему, думать, чувствовать, делать
выбор. Опыт проведения данного урока подтверждает, что школа может
и должна быть пространством ценностного роста, если в ней
встречаются текст, мысль, чувство и голос каждой стороны
образовательного процесса.
шағым қалдыра аласыз













