«О вечных ценностях жизни» Интегрированный урок литературы и кураторского часа

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«О вечных ценностях жизни» Интегрированный урок литературы и кураторского часа

Материал туралы қысқаша түсінік
«О вечных ценностях жизни» Интегрированный урок литературы и кураторского часа
Материалдың қысқаша нұсқасы

«О вечных ценностях жизни»

Интегрированный урок литературы и кураторского часа

Сабитова Амина Сатымқызы – учитель русского языка и литературы
Купешева Камила Канатовна – педагог-организатор-куратор
Международная школа г. Астана

Современная школа ориентирована не только на передачу знаний, но и на формирование у учеников устойчивой системы ценностей, которая позволит им ориентироваться в стремительно меняющемся мире. Одним из эффективных способов осмысления жизненных ориентиров является интеграция предметного и воспитательного компонентов.
Тематика кураторского занятия «Вечные ценности жизни» в 10 классе раскрывалась через связь с литературой, анализ произведений Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Эти тексты были выбраны не случайно: каждый из них поднимает вопросы, важные и для современного поколения – человеческое достоинство, внутренний выбор, цена поступка и смысл жизни. Особенностью занятия стало активное участие родителей, которые были включены в дискуссионные форматы и совместную рефлексию. Такая организация урока позволила выстроить живой диалог между учениками, родителями и учителями на основе произведений и личного опыта старшего поколения и учащихся.

Урок начался с приёма «Что в моей корзине?», позволившей десятиклассникам вспомнить сюжет, события изученных произведений, обсудить проблемы, которые актуальны и сегодня.

Затем была реализована стратегия «Галерея»: на стенах кабинета были размещены иллюстрации и ключевые цитаты из произведений. Группы, состоящие из учеников и родителей, перемещались между «станциями», находили общее и различия, формулировали гипотезы о ценностной основе каждого текста. Следующим этапом стало групповое обсуждение с элементами сравнительного анализа. Центральным приёмом стала методика «Стенка на стенку»: ученики делились на две команды, формируя коридор из аргументов «за» и «против» жизненной позиции героев. Таким образом участники поставили себя на место Сантьяго и Господина из Сан-Франциско, пытаясь понять их выбор, а также выявить, кто из них стал настоящим носителем жизненных идеалов.

Кульминацией занятия стал «Дискуссионный стол», за который сели представители всех сторон: ученики, родители и учителя. Обсуждались такие вопросы, как: какие проблемы остаются актуальными сегодня, чему предупреждают авторы, как меняется понимание ролевых моделей в современном обществе. Аргументы сторон были яркими, эмоциональными и зрелыми.

Рефлексия прошла в формате «Интервью»: родители и дети задавали друг другу вопросы о личных ценностях, трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, и жизненных уроках, которые стали для них опорными. Завершением урока стало написание писем: родители обратились к своим детям с посланием о том, какие ценности вечны на основе своего жизненного опыта, что они хотели бы передать следующему поколению и как, по их мнению, наполнить жизнь подлинным смыслом.
Такой формат урока оказался не просто образовательным, но и глубоко личностным. Учащиеся смогли увидеть в литературе не только художественный текст, но и зеркало, в котором отражаются их собственные поиски. Родители же получили возможность неформально повлиять на формирование мировоззрения своих детей. В этом заключается главная сила интеграции: она соединяет содержание, личность и диалог.
Формируя образцы поведения и мировосприятия, литература является духовным воспитателем и проведение кураторского часа с опорой на проблематику прочитанных произведений, их актуализация в современном мире развивает
нравственное мышление — способность не просто знать, что хорошо и что плохо, а понимать почему, думать, чувствовать, делать выбор. Опыт проведения данного урока подтверждает, что школа может и должна быть пространством ценностного роста, если в ней встречаются текст, мысль, чувство и голос каждой стороны образовательного процесса.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
02.06.2025
114
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі