Орг. момент(1 мин)
1.Позитивный настрой
(1-3 мин)
|
Учитель проверяет присутствие учащихся на
уроке.
Учитель проводит позитивный настрой
«Концентрация на Свет».
Поле позитивного настроя учитель спрашивает
учащихся о том, что они почувствовали.
|
Учащиеся демонстрируют готовность к
уроку.
Учащиеся, концентрируясь на Свет,
расслабляются и настраиваются на глубокое
размышление.
|
Учебник, методическое пособие для учителя,
аудиозапись «Хрустальная грусть» https://www.youtube.com/watch?v=ShI9fi0CaPg
|
2. Проверка опережающего домашнего
задания (3-5 мин)
|
Учитель называет тему урока, которая записана
на доске.
Учебник самопознания, А.Куприн «Чудесный
доктор» с. 46-49.
Учитель с помощью вопросов подводит учащихся к
осмыслению понятий «отзывчивость» и «бескорыстное служение», также
помогает осознать их взаимосвязь.
Вопросы:
- Почему автор назвал доктора
чудесным?
- Какое чудо совершил доктор
для этой семьи?
- Этот рассказ повествует
реальную историю и написана она 1897 г. Что вы знаете о докторе
Н.И.Пирогове?
- Что делает человека
отзывчивым?
- Почему отзывчивость и
доброта творят чудеса?
-
Поделитесь примерами из своей жизни о людях,
бескорыстно служащих обществу.
|
Учащиеся пересказывают содержание 2 части
рассказа и размышляют над понятиями «отзывчивость» и «бескорыстное
служение», отвечая на вопросы учителя. Также учащиеся размышляют о
проявлениях отзывчивости среди своих знакомых, исходя из своего
жизненного опыта.
|
ПК
Слайд 3
|
3.Позитивное высказывание
(цитата) (3-4 мин)
|
«Природа вложила в человека потребность
заботиться обо всех людях»
М. Аврелий
- Как вы понимаете смысл
изречения?
- Что испытывает человек, проявляющий заботу,
любовь к окружающему миру?
Учитель предлагает записать цитату в
тетрадь.
|
Учащиеся обсуждают смысл высказывания
М.Аврелия, повторяют его несколько раз и записывают в
тетрадь.
|
ПК, презентация, слайд
4.
Марк Авре́лий
Антони́н (121-180гг) — римский император, философ, представитель
позднего стоицизма, последователь
Эпиктета.
Рабочие
тетради
|
4. Рассказывание истории
(беседа)
(4-8 мин)
|
Подарок учителя дифференцирован в зависимости
от возможности класса
1 вариант
Вопросы:
-
Как бы вы назвали этот ролик? Почему?
-
Как понимаете строки из стихотворения «расцарапана
душа»?
-
Чему кот научил автора стихотворения и нас?
-
Что значит любить?
-
Как вы проявляете любовь к окружающим?
2 вариант: Учитель рассказывает притчу «Случай в
кафе»
Притча «Случай в кафе»
Мальчик лет десяти зашёл в кафе и сел за столик. Официантка
подошла к нему.
Мальчик вытащил руку из кармана и пересчитал
монеты.
Некоторые посетители ожидали за столиками, официантка
начала выражать недовольство:
Мальчик опять пересчитал монетки.
Официантка принесла мороженое, небрежно бросила на стол
счёт и удалилась. Ребёнок съел мороженое, оплатил
в кассе счёт и ушёл. Когда официантка вернулась убирать стол, она
увидела, что рядом с пустой вазочкой лежали аккуратно сложенные
монетки, 50 тенге – её чаевые.
Вопросы:
1.
Почему мальчик не купил шоколадное мороженое с
орешками?
2.
Какими качествами характера обладает мальчик?
3.
Что значит уметь сочувствовать и сопереживать?
4.
Расскажите о проявлениях сочувствия среди ваших
сверстников?
Учитель через вопросы раскрывает понятия
«милосердие», «сочувствие», «сопереживание», «отзывчивость»,
выявляя ценность Любовь, через связь с бескорыстным служением
обществу. При этом подчеркивает, что важнейшими качествами ОЧЦ
«Любовь», является сочувствие, милосердие, забота,
понимание.
В ходе беседы учитель подводит учащихся к
учебной информации.
|
Учащиеся после прослушивания притчи, глубоко
размышляют над истинным предназначением жизни человека, которое
связано с бескорыстным служением, потребностью заботиться об
окружающем мире, проявляя милосердие и сострадание, отвечая на
вопросы учителя.
И в ходе беседы приходят к учебной
информации:
Отзывчивый человек – это человек, который чутко
воспринимает боль и переживания других и готов оказать помощь
каждому человеку на своем пути, который в ней
нуждается.
Отзывчивый человек щедро делится теплом своей
души с окружающими, стремится помочь делом, добрым словом или даже
просто улыбкой. Быть нужным, помочь и поддержать человека для него
– большая радость. Отзывчивый человек счастлив, когда счастливы
другие.
|
Видео притча «Уродливый
кот»
https://www.youtube.com/watch?v=TDKMKI4mcbk
ПК, презентация, слайд
5.
|
5. Творческая работа
(12-15 мин)
|
Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, что есть настоящее
Счастье?
Учитель объединяет учащихся в 3 группы, и
организует работу в группах:
Учитель организует творческое задание на выбор
по вариантам в зависимости от возможностей
класса.
1 вариант:
Прочитать «Сказочку о счастье» Ирины Токмаковой в
учебнике на с. 49-50 и выполнить задание:
1
группа – инсценировать сказку.
2
группа – нарисовать к сказке рисунок
3
группа – подобрать пословицы, песни, подходящие к данной
сказке.
2 вариант:
Прочитать «Сказочку о счастье» Ирины Токмаковой в
учебнике на с. 49-50. Сочинить и инсценировать свою сказку об
отзывчивости.
После обсуждения презентаций, учитель
предлагает вспомнить цитату урока и соотнести с выводами после
творческого задания.
|
Учащиеся работают в группах, потом презентуют
свои идеи классу.
|
Тихая медленная музыка, звучащая
фоном.
ПК, слайд 6
|
7. Групповое пение.
(2-3 мин)
|
Учитель исполняет песню вместе с учениками
«Быть человеком» слова и музыка
М. И. Ножкин.
«Быть человеком»
Нам от самого порога жизнь раскинула
пути.
Выбирай свою дорогу и по ней смелей
иди.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты
прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты
заслужил.
Припев:
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века.
Самая главная в жизни профессия
–
Быть человеком.
В жизни прожитой дороги
Очень уж порой круты.
Мы к себе бываем строги,
За собою жжём мосты.
Ненавидим мы и любим,
Разрушаем и творим.
И в жару, и в холод лютый
Мы друг другу говорим.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты
прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты
заслужил.
Припев.
|
Учащиеся совместно с учителем исполняют
песню.
|
Медиапроигрыватель.
Текст песни выводится на
экран.
ПК слайд 8
https://www.youtube.com/watch?v=05D1nbUbRGo
|
8.Заключительная минута
урока
(1 мин)
|
Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и
вспомнить всё то, что понравилось на уроке, сохранить это в своём
сердце. Учитель желает всем найти своё истинное предназначение в
бескорыстном служении, милосердии, сострадании, сочувствии к
окружающим и благодарит за урок.
|
Ученики осуществляют
рефлексию.
|
Тихо звучит инструментальная
композиция.
https://youtu.be/FIznvlqBwSc
В. А. Моцарт - Мелодия
сердца
|