Материалдар / Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса

Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса

Материал туралы қысқаша түсінік
Для всех завучей по ВР
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Сәуір 2021
360
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса в КГУ "Общая средняя школа имени М.Горького»,

г. Шардара, Туркестанская область


Воспитательная работа нашей школы базируется в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру на основе Концептуальных основ воспитания, которые разработаны в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющих приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования. Усиление воспитательной работы с 2017 года неразрывно связано с выходом программной статьи Президента Республики Казахстан: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Ведущую позицию в настоящее время занимает модернизация общественного сознания, так как наша страна идет по пути прогрессивного развития. Сегодня современному обществу требуются новые социально-психологические эталоны поведения граждан Казахстана с сохранением и высокой значимостью культурного контекста, модели саморазвития, национальной идентичности, самовоспитания и успешной творческой личности, на основе высочайшего профессионализма, воспитанности и компетентности, а также повышения роли семейного потенциала. Поэтому значимая роль в школьном образовательном пространстве отводится качеству процесса воспитания, оцениваемое по трем направлениям:

  1. Уровень воспитанности ученика;

  2. Организация воспитательного процесса педагогами или классными руководителями;

  3. Условия, созданные для организации воспитательного процесса в образовательном учреждении

В нашей школе проводится постоянное отслеживание состояния воспитательного процесса. Цель отслеживания состоит в выявлении изменений условий в воспитательной деятельности в сторону ее развития, коррекция и совершенствование воспитательного процесса. Строится постоянное отслеживание на основе внутришкольного контроля над состоянием воспитательной работы. Внутришкольный контроль (далее ВШК) является одним из видов кропотливой методической работы по совершенствованию воспитательной системы.

В воспитательный процесс современной школы активно внедряются инновационные модели поисково-краеведческого компонента, формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, детских социально значимых инициатив, осуществляется поиск современных методов консолидации усилий школы, родительской общественности, социальных партнеров, особенно всевозможных детских сообществ, общественных неформальных объединений в контексте задач программы «Рухани жаңғыру».

ВШК осуществляется контроль через плановые проверки и мониторинг. Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым планом ВШК. План ВШК обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок и охватывает все направления воспитательной работы в соответствии с Концептуальными основами воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру».

План ВШК составляется в начале учебного года и нарабатывается в течение учебного года с учетом объективности и действенности. Темы ВШК формулируются на основании предшествующих инспектирований и выводов по ним. В состав мониторинга ВШК входит сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательного процесса для эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности воспитательного процесса, на оказание методической помощи.

Виды мониторинга ВШК воспитательного процесса:

- изучение документации классных руководителей по контролируемому вопросу;

- изучение документации социально-психологической службы;

- посещение внеклассных мероприятий и уроков с целью прослеживания воспитательного аспекта;

- проведение анкетирования или собеседований как с педагогами, так и с учащимися;

- педагогическое наблюдение

Результаты ВШК обсуждаются на административных совещаниях при директоре, на малых педагогических советах, заседаниях методического объединения классных руководителей, индивидуальные и групповые консультации, собеседования. По итогам проверки составляются аналитические справки, выдаются рекомендации. Выполнимыми, конкретными, направленными на положительные изменения и рост должны быть принятые решения по результатам ВШК.

На административном уровне управления в ходе ВШК воспитательного процесса изучаются базовые вопросы:

- уровень воспитанности и общего развития учащихся;

- воспитательная система работы в классе и в целом по школе;

- степень удовлетворенности общением с педагогами;

- степень согласованности воспитательной работы семьи, школы, общественности и др.

- моменты напряженности в отношениях учащихся и педагогов, и их причины;

- эмоциональные реакции учащихся на проводимые мероприятия;

- отношение учащихся к обучению в школе;

- сплоченность коллектива учащихся;

- направленность личности (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки);

- культура поведения и общения;

- условия семейного воспитания;

- характерологические особенности личности;

- здоровый образ жизни, физическая культура;

- формы досуга;

Как и отмечала ранее, что план внутришкольного контроля составляется с учетом объективности и действенности. Объективность (проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев) и действенность (наличие позитивных изменений в деятельности педагога (МО и т.п.), устранение выявленных в ходе контроля недостатков) являются показателями ВШК.

В период с 2017 по 2021 годы в рамках ВШК по воспитательной работе рассматривались такие вопросы, как:


Вопросы контроля

Цели контроля

Планирование воспитательной работы классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами – организаторами, вожатыми, социологами, педагогами - психологами

Проверка соответствия планов возрастным особенностям учащихся, коррекция и утверждение планов воспитательной работы и планов внеурочной деятельности в соответствии с целевыми установками школы, соответствие направлениям Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру»

Контроль за состоянием воспитательной работы

Посещение классных часов


Изучение эффективности деятельности классных руководителей за полугодие, за год; реализация направлений плана воспитательной работы

Работа органов самоуправления по организации и проведению общешкольных мероприятий

Качество организации и проведения общешкольных мероприятий, уровень творческой активности обучающихся

Техника безопасности. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей.

Системность и качество проведения инструктажей по технике безопасности

Обследование жилищно – бытовых условий учащихся


Итоги обследование классными руководителями жилищно – бытовых условия учащихся с низким уровнем мотивации у УВП, опекаемых, и учащихся из неполных семей

Взаимодействие школы и родителей


Организация и эффективность работы классных руководителей и социально – психологической службы с родителями, результативность работы родительского лектория

Работа библиотеки с учащимися


Организация совместной работы библиотеки и педагогического коллектива по стимулированию интереса к чтению, самообразованию 

Работа с учащимися, социальный паспорт класса


Работа социальный педагогов. Создание банка данных учащихся группы «риска», учащихся из многодетных и неблагополучных семей, малообеспеченных учащихся, детей – инвалидов.

Выполнение правил внутреннего распорядка школы, «Устава школы»


Соблюдение правил поведения в школе обучающимися, единых требований к внешнему виду школьников, профилактика детского травматизма,

Работа классных руководителей 1- х и 5-х классов в адаптационный период


Изучение психолого-педагогического климата в 1-х и 5-х классах; оказание методической помощи в период адаптации

Работа с учащимися группы «риска»


Системность работы по предупреждению правонарушений организация и контроль занятости и досуга детей группы «риска»,

Работа по профилактике правонарушений среди подростков девиантного поведения. Результаты работы Совета профилактики

Проверка качества индивидуальной работы с детьми девиантного поведения, результативность деятельности Совета профилактики

Работа классных руководителей по активизации взаимодействия с родительской общественностью

Системность и эффективность участия родительской общественности в организации классных мероприятий.

Выявление стиля педагогического руководства классного руководителя


Изучение мнения учащихся и их родителей о воспитательной работе в школе и в классе

Организация питания школьников


Оценка организации горячего питания, охват учащихся горячим питанием

Спортивно – оздоровительная работа в школе


Анализ спортивно – оздоровительной работы, работа секций, проведение декады природного оздоровления

Состояние работы по ПДД


Анализ качества проведения занятий по ПДД, выполнение программного материала.

Диагностика развития классного коллектива


Организация и эффективность работы классных руководителей с учащимися, изучение социально-психологических характеристик классного коллектива с целью оптимизации УВП

Состояние работы кружков, секций, отрядов


Работа педагогов дополнительного образования по вовлечению обучающихся в кружки, секции и школьные отряды

Состояние профориентационной работы


Работа классных руководителей 8-11 классов по вопросам профориентации (диагностика, системность), повышение эффективности профориентационной работы, ознакомление учащихся с учебными заведениями города, области и республики

Досуг учащихся во внеурочное время


Качество работы кружков, спортивных секций, организация экскурсий, поездок, походов

Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание

Эффективность форм и методов работы по патриотическому, гражданскому и правовому воспитанию, пропаганде государственных символов

Антикоррупционная пропаганда, работа клуба «Адал Ұрпак»


Воспитательная работа в школе среди педагогов, учащихся и их родителей по пропаганде антикоррупционной политики в Республике Казахстан

Работа ДШО "Жас Ұлан" среди учащихся 11-16 лет


Воспитательная работа по формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к образованию и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, настоящему и будущему независимого Казахстана. Эффективность форм и методов работы по развитию инициативы и творчества ученического самоуправления, оказание методической помощи.

Работа детской организации "Жас Қыран" среди учащихся 1 – 4 классов

Состояние работы по экологическому воспитанию


Ознакомление с системой классных часов экологического направления, их содержанием и формой

Работа экологического клуба "Жасыл ел"

Анализ работы экологического клуба по озеленению территории города.

Работа клуба для девочек «Нежность»

Эффективность форм и методов работы по раскрытию в девушках лучших качеств: нежность, мягкость, обаяние, внутреннюю и внешнюю красоту, достойное поведение в обществе Оказание методической помощи.

Работа клуба для мальчиков «Сункар»

Эффективность форм и методов работы по воспитанию и развитию коммуникативных способностей, развитию повышение самооценки подростков, принятию коллективных решений

Работа дебатного клуба

Эффективность форм и методов работы по пропаганде дискуссии как объекта интеллектуального досуга, содействию развитию критического мышления, формированию культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы, активной гражданской позиции.

Состояние работы по волонтерскому движению

Анализ работы по пропаганде духовных и патриотических ценностей, профилактике антиобщественного поведения, вовлечению детей и подростков в волонтерское движение

Состояние работы по духовно - нравственному воспитанию


Сформированность у учащихся понимания ценностных основ программы «Рухани жаңғыру»

Итоги работы


Анализ работы, проверка выполнения планов по ВР. Оценка эффективности, результативности и качества работы. Определение целей и задач на будущий год.

Организация летнего отдыха учащихся, трудоустройство несовершеннолетних в летний период

Проверка организации летнего отдыха учащихся (отслеживание занятости обучающихся в летний период), проведение инструктажей по ТБ


Дать оценку качеству воспитания трудно тогда, когда в воспитании отсутствует научно обоснованный и действенный механизм оценки его качества. Это препятствует отсутствует научно обоснованный и действенный механизм оценки его качества. Процесс воспитания в школе принципиально не заканчивается, его результаты не являются конечными, им нельзя дать оценку здесь и сейчас, так как неизвестно, как воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка отразятся на нем через определенный временной промежуток. В тоже время невозможно утверждать в какой мере личностные качества, которые сформировались у ученика в период обучения в школе, были следствием оказываемого на него воспитательного воздействия. Сформированные личные качества ученика в период обучения могут быть итогом его собственного саморазвития или семейного воспитания.

При проведении ВШК воспитательного процесса нужно всегда помнить о том, что недопустимо использование результатов оценки качества воспитания для составления рейтингов, оказания давления на детей, родителей или педагогов. В системе Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» направления оценки качества воспитания задаются трактовками понятий «воспитание» и «качество воспитания», целью которых является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, прагматизм, культ знания, конкурентоспособность, национальную идентичность, физическое совершенство, открытость сознания, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, строить свою жизнь достойную современного человека – человека XXI века.

В нашей школе оценка качества воспитания в системе общего образования в осуществляется по двум направлениям:

Работа в школе ведется по 8 приоритетным направлениям обновления базового содержания воспитания (см. Приложение 1).

Вывод: по результатам ВШК воспитательного процесса видно, что в школе проходит реализация Концептуальных основ воспитания юных казахстанцев по Программе «Рухани жаңғыру». А именно, все запланированные и проведенные воспитательные мероприятия, деятельность классных руководителей, вожатых, педагогов, ДО, педагогов – организаторов, социологов, психологов направлено на:

- воспитание всесторонне развитой личности, достойного гражданина Республики Казахстан, формирование потребности в гражданском и духовном служении своей Родине, развитие ее материальной и духовной культуры;

- повышение роли и ответственности детского и молодёжного гражданского общества, общественного движения юных казахстанцев в жизни общества и государства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством Республики Казахстан по защите прав и законных интересов детей;

- формирование патриотического сознания и самосознания детей и молодежи, воспитание уважения к Конституции Республики Казахстан, государственной символике, формирование правовой культуры, осознанного отношения к своим правам и обязанностям;

- освоение национальной культуры и воспитание бережного отношения к национальному коду, уважения к другим народам и их культурам и умения плодотворно взаимодействовать с ними, овладение государственным, русским, иностранным языками;

- повышение уровня подготовки и ответственности родителей за воспитание детей, по социально-экономической и психологической защите ребенка, развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив; усиление воспитательного компонента процесса обучения, приоритетное развитие воспитания в содержании образования;

- создание условий для формирования навыков 21 века: умственного, эмоционального, социального развития детей и молодежи, раскрытия лидерских качеств и самореализации каждой личности;

- формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда, воспитание экологической культуры, гармонии отношений с природой;

- усиление роли системы общего и дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения, повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры и здравоохранения;

770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ