Материалдар / Обобщение опыта " Применение ИКТ на уроках математики"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Обобщение опыта " Применение ИКТ на уроках математики"

Материал туралы қысқаша түсінік
данный материал разработан для повышения мотивации учащихся
Авторы:
08 Мамыр 2024
45
1 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады















Авторская программа

элективного курса для 10 класса

«Здоровье человека и фитотерапия»


















Составила: Бугаева Л.В.

2022-2023 уч.год






Пояснительная записка

«Здоровье человека и фитотерапия» – курс, который направлен на то, чтобы ознакомить учащихся с целебными свойствами лекарственных трав. Фитотерапия – одна из древних наук, которая появилась еще шесть тысяч лет назад. В переводе с греческого она означает лечение травами. За долгие годы человечество приобрело колоссальный опыт в траволечении и пренебрегать им по меньшей мере неразумно. В последние годы в России отмечается существенное ухудшение качества психического и физического здоровья населения, рост заболеваемости и смертности, сокращение продолжительности жизни. Все острее становится проблема физического выживания человека в условиях неблагоприятного воздействия на него экологических, технологических, психологических и других факторов. Загрязнение атмосферного воздуха, почв, воды нередко превосходит возможности природы к саморегулированию. Антропогенные потоки, образующиеся в ходе производственно-бытовой деятельности населения, содержат широкий круг элементов в высоких концентрациях, в том числе и токсичных. Человек – существо биологическое. Он теснейшим образом связан с природой, хотя и не всегда в полной мере осознает эту связь. Нередко деятельность человека наносит природе непоправимый вред. Между тем, растительный мир вообще и лекарственные растения, в частности, можно рассматривать как естественную экосистему, защищающую людей от негативного влияния на них неблагоприятных факторов внешней среды. Особую значимость имеют лекарственные растения, способные уменьшить степень влияния на человека патогенных микроорганизмов, химических, физических и других факторов. Лекарственные растения корригируют иммунитет, повышают сопротивляемость организма, его устойчивость в условиях гипоксии и повышенной радиации. Сегодня, несмотря на большие успехи в создании химических лекарств, интерес к природным целительным веществам возрос. Лекарственные растения по сравнению с химическими препаратами действуют на организм мягче, они, как правило, не вызывают аллергии – специфической реакции иммунного протеста. При этом они содержат естественные лекарственные вещества и соединения, которые лучше переносятся организмом. Возросший интерес к возможностям «зеленой аптеки» объясняется многими причинами. Одна из них – ее доступность. Но многие ли знают, где и как заготавливать лекарственные растения, как их обрабатывать и хранить? Далеко не всем известно, что растения содержат большое количество витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ, позволяющих не только бороться с различными недугами, но и осуществлять их профилактику. «Зеленая аптека» всегда открыта для тех, кто в ней нуждается. С ранней весны до поздней осени представляет она людям свои бесценные богатства. Надо научить детей правильно ими пользоваться. Конечно, фитотерапией , то есть лечениями лекарственными растениями, должны заниматься специалисты, однако применять травы в определенных ситуациях в качестве мер доврачебной помощи могут и люди, не имеющие специального медицинского образования. К таким ситуациям можно отнести применение лекарственных растений в пищу, особенно ранней весной, когда остро осуществляется недостаток витаминов (салаты, соки, витаминные чаи и т.д.). Назначать лекарственные растения и контролировать их применение должен врач-фитотерапевт. В тоже время, учителя биологии, могут познакомить учащихся с целебными свойствами лекарственных трав, научить идентифицировать, находить в условиях естественного произрастания, соблюдать правила сбора, сушки и обработки, научить создавать домашнюю «аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических формах патологии (только в случае раннее установленного диагноза). В связи с этим курс «Здоровье человека и фитотерапия» имеет принципиальное значение в школьном образовании.

Программа рассматривает этот курс в системе предметов естественного цикла, в то же время выделяются характерные именно для него цели и задачи. Одной из образовательных задач является приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование представлений о себе как здоровом человеке, усвоение знаний по фитотерапии, умение применять их на практике, изучение лекарственных трав и способах их применения. Одной из развивающих задач является развитие у учащихся медико-биологических способностей, умение распознавать лекарственные травы, правильно их собирать, не нарушая целостности в природе. Одной из воспитательных задач курса является формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам природопользования.

Курс фитотерапии не изучается отдельным предметом в школе. Материал изучается интегрированно в 6 классе в разделе «Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники»и в 8 классе в разделе «Человек и его здоровье». На элективном курсе материал раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного материала. Это дает возможность формировать новую социокультурную ориентацию учащихся, направленную на формирование культуры здоровья. Методы нетрадиционной медицины привлекают многих людей, а курс фитотерапии направлен на то, чтобы мобилизовать способность детей к самоисцелению, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих с ранних лет, в основе чего лежит мотивация здорового образа жизни и обучение валеограмотности со стороны учителя.


Уметь:

- распознавать основные виды лекарственных трав, в том числе и нашего округа;

- приготавливать отвары, настойки, компрессы, маски для лица;

- составлять домашнюю «фитоаптечку»;

- ориентироваться в дополнительной литературе, работать с различным материалом, предметными и именными указателями в научной литературе; готовить рефераты; составлять викторины, блок-схемы, кроссворды.

  • освоение системы биологических знаний: об истории применения лекарственных растений, основных правилах траволечения, основах фитохимии, о времени, правилах сбора, сушения и хранения лекарственных растений своей местности; о приемах лечения народными средствами; об организме человека (топография внутренних органов, строение пищеварительной системы, кожи), о гигиене систем органов, сохранении здоровья с помощью профилактических мероприятий с использованием лекарственных растений;

  • ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за собственным организмом с использованием простейших приспособлений, физиологических экспериментов;

  • овладение умениями: находить и использовать информацию о профилактике заболеваний с помощью лекарственных растений, о правилах народной медицины; добывать информацию с помощью интервьирования; выращивать комнатные растения, благотворно влияющие на здоровье человека; использования растений своей местности; ухода за собственным здоровьем; работы со справочниками, газетами, журналами валеологического содержания;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, физиологических экспериментов, самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с потребностями собственного организма и своих близких;

  • воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, признание его как дара природы и достояния, гигиенической, экологической, валеологической грамотности;

  • приобретение компетентности в сохранении собственного здоровья на основе использования лекарственных растений и правил народной медицины в повседневной жизни; в предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.






















Авторская программа

Курса «Здоровье человека и фитотерапия»

для учащихся 11 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ.

Изучение курса рассчитано на 36 часа, 1 раз в неделю.


Содержание курса

Раздел № 1.

Введение

Что такое фитотерапия?

«фитотерапия», «траволечение», показать зависимость здоровья людей, животных от лекарственных растений. Меры предосторожности при траволечении. Формировать умения учащихся распознавать лекарственные растения.

Фитотерапия – лечение травами. Значение знаний о лечении травами для укрепления здоровья человека. Связь фитотерапии с биологическими и медицинскими науками. Знакомство с лекарственными травами. Изучение мер предосторожности при лечении травами.


История фитотерапии. История русской народной фитотерапии.

Краткая история развития фитотерапии с древнейших времён до наших дней. Развитие фитотерапии у лекарей шумера, вавилонян, египтян. Выдающиеся ученые Древней Греции. Китайская, Индийская, Тибетская медицин, народная медицина Африки. Лечение травами на Руси. Что такое «аптекарские огороды»? аптекарская школа при Петре 1. Роль лекарственных растений во время Великой Отечественной войны.


Раздел № 2

Лекарственные растения.

Целебные свойства трав, сформировать знания о действии тех или иных растений на организм человека, о мерах предосторожности при применении фитосборов. Лекарственная флора родного края. Научить определять вид и давать ему название.

Сбор и сушка лекарственных трав.

Изучение правил сбора и сушки лекарственных трав. Хранение лекарственных трав. Правила поведения в природе при сборе трав. Способы приготовления некоторых лекарственных форм: отвар, настой, напар, настойка, компресс, травяные ванны, паровые ингаляции. Какие части растений используют при приготовлении различных лекарственных форм. Способы обработки лекарственных трав.

. Готовим лекарства из трав.

Способы приготовления некоторых лекарственных форм: отвар, настой, напар, настойка, компресс, травяные ванны, паровые ингаляции. Какие части растений используют при приготовлении различных лекарственных форм. Способы обработки лекарственных трав.


Раздел № 3

Кожные покровы и фитотерапия.

Фитокосметология – уход за внешним видом с использованием фитоэссенций. Способы сохранения красоты с молодости. Фитомаски.

Особенности строения кожи. Большое число внешних и внутренних факторов, воздействующих на кожу. Многообразие кожных болезней – дерматозов (фурункулы, угревая сыпь, бородавки, дерматит, укусы насекомых, змей, педикулез). Травы, полезные для лечения кожных заболеваний. Лекарства из сада. Домашние средства.

Раздел№ 4

Сердечно-сосудистая система и фитотерапия.

Раскрыть топографию органов сердечно-сосудистой системы, особенности строения, функции и значения. Заболевания и причины возникновения. Приготовление лекарственных сборов для профилактики предупреждения заболеваний в домашних условиях

Раздел № 5

Пищеварительная система и фитотерапия.

Понятие о целебных свойствах фруктов и ягод, о способах применения и пользе сырых овощных и фруктовых соков для профилактики и лечения заболеваний пищеварительной системы.

Углубить знания о строении и функциях органов пищеварительной системы. Ознакомить с многообразием заболеваний и причинами их возникновения. Научить составлять лечебный рацион для себя и для членов своей семьи.

Раздел № 6

Дыхательная система и фитотерапия.

Ознакомить с топографией органов дыхательной системы.

Причинами возникновения и лечение заболеваний дыхательной системы.

Раздел № 7

Опорная система и фитотерапия.

Переломы, вывихи, растяжения, судороги и другие болезни ос. Приготовление мазей и настоек.


Раздел № 8

Мочевыделительная система и фитотерапия.

Строении органов мочевыделительной системы, группах заболеваний , о методах лечения и профилактике этих заболеваний с помощью фитотерапии.

Научить собирать сборы из трав, правильно их составлять и применять в домашних условиях.

Раздел № 9

Репродуктивная система и фитотерапия.

Строении органов половой системы, группах заболеваний , о методах лечения и профилактике этих заболеваний с помощью фитотерапии.

Научить собирать сборы из трав, правильно их составлять и применять в домашних условиях.


Раздел № 10

Заключение

Сохранение целебных качеств сорванного растения зависит от нескольких условий: оно должно быть собрано в соответствующую фазу развития растения, в благоприятный день и время суток, с соблюдением этических норм; формировать умения подбирать рецепты применения трав при различных заболеваниях для людей определенных созвездий.

Защита презентаций докладов и видеороликов. Подведение итогов курса изучения программы «Здоровье человека и фитотерапия»



































Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

часы

дата


Раздел №1 Введение.

3


1

Введение: цель, задачи предмета.


1


2

История применения лекарственных растений в

странах Европы, Азии, в России. Знакомство с

тайнами лечебного искусства Гиппократа, Галена,

Авиценна, Парацельса, Шиле и других.

1


3

Заполнение схемы «Топография органов человека сведениями на тему «Растение лечит болезнь» (начало работы, продолжающийся весь учебный год по 5 минут на каждом уроке). Практическая работа № 1

1



Раздел № 2 Лекарственные растения.

6


4

Лекарственные растения родного края

1


5


Составление карты-травника семьи. (Не менее 10

проблем со здоровьем и способы их решения с

помощью лекарственных растений и рецептов

народной медицины). Дальнейшее выполнение правил

фитотерапии учеником и членами его семьи.

Практическая работа № 2.


1


6

Сбор лекарственных растений. Практическая работа №3

1


7

Сушка и хранение лекарственных растений. Практическая работа №4


1


8

Приготовление лекарственных препаратов в

домашних условиях, изучение их фармакологических

особенностей.

Практическая работа №5

1


9

Материалды жүктеу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!