Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Образ Бабы-Яги в русских народных сказках
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Научный проект на тему:
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках».
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках………..2
1.Общая характеристика Бабы Яги…………………………………………....2-3
2.Происхождение образа Бабы-Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….3-4 3.Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..4
Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . ……5
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..6
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...7
Цель нашей работы – проанализировать образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Задачи:
1. Узнать, как появился образ Бабы-Яги.
2. Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
3. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.
4. Определить род ее занятий.
5. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.
6. Провести опрос по теме работы среди учащихся;
7.Проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Методы научного проекта: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение, классификация, обобщение
Чтобы ответить на все поставленные вопросы нужно было:
-
прочитать много русских народных сказок
-
научиться анализировать сказки
-
находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги
-
учиться делать выводы
Введение
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Среди них меня больше всего заинтересовал Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма ,а иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости: одних Яга пытается съесть, другим помогает советом и делом, предсказывает судьбу.
Она может быть хитрой и смешной.
Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
Общая характеристика Бабы Яги
Что нам уже известно о Бабе Яге?
Баба-яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.
В энциклопедии я нашел такое определение:
Баба Яга – популярный персонаж русских народных
сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла,
выражение ненависти ко всему
русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих
ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей.
Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.
В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по
белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее
пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она
заметает их метлою или
помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами:
ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом - кладенцом,
сапогами-скороходами и многими другими.
Изучая разные источники я выяснил, что Баба
Яга – мифологическое существо.
1.Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) –
очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага,
рода, традиций, детей и домашнего
хозяйства.
2.По сообщению В. Даля, первое
слово «БАБА» происходит от
слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе
слово «ЯГА» означает лесную женщину с наглым, ворчливым
характером, ведьма, которой подвластны вихри и
вьюги.
3.Существует версия, что имя Яги произошло от
слова «ЙОГ» и сама она из
Индии.
4.
Жители Севера считают, что Яга родом с Севера. Там жители часто
ставили избы на высоких столбах, чтобы не замело снегом. Отсюда и
избушка на курьих ножках.
Первоначально это было божество смерти: женщина
со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и
провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба
Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину:
ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть
считали, что она ведьма.
Но
все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает
в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку
воспринимался как граница между миром мертвых и
живых.
Рассмотрим Жилище Бабы
Яги.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке.
Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то
есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу
смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой обряд
существовал у древних славян еще в
VI–IХ веках.)
Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру
«тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к
лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру
живых.
Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»?
Рассмотрим несколько версий появления избушки:
1. Баба Яга – древний образ смерти.
В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй – «на курьих ножках».
2.В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».
Основные черты образа Бабы Яги.
Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая. Яга похожа на ведьму.
«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).
Ездит, передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят.
Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, , а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу.
Я
прочитал несколько русских народных сказок, где говорилось о Бабе
Яге, для того чтобы проанализировать её
образ.
Во
всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней
порою прибегают герои, как к последней надежде, последней
помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо
нет.
Таким образом, в сказках.
«Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» - Баба –Яга отрицательный образ, так как похищает детей, чтобы съесть, хотела погубить всех братьев.
А в сказках : Царевна-лягушка», Василиса Прекрасная», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - она Положительный образ, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) помогла Василисе, помогла Андрею-стрелку, помогла найти королевну, помогли найти Марьюшку, дала совет, как найти воду и яблоки
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
Яга-воительница, Яга-дарительница, Яга-похитительница, Яга-охранительница , Яга-повелительница, Яга-прародительница.
1. Яга-воительница; .Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю
2. Яга-дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.
3. Яга-похитительница – наиболее распространённый образ и уносящей детей, которых она пытается изжарить. Это образ связан, возможно, с двумя обрядами.
4. Яга-хранительница, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя
Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба
Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный
нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих
ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом;
забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа,
вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка –
рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка».
Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не
переносит русского духа. В 3 сказках из 4 Баба Яга –
положительный персонаж, в 1 сказке – отрицательный. Значит, Бабу
Ягу нельзя считать только злобной и сварливой
колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей
разные животные.
На основе связей между различными предметами,
явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно
сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит),
дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют
достижению цели, «чует сердцем», а значит
–ведает
судьбой.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на
курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат
ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и
леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди,
она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а
значит, она связана с воздушной
стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый,
красный и черный всадники), а значит,
она повелительница
времени.
Баба Яга ведает огнем , лежит на печи, наказывает
людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а
значит, она связана с
огнем небесным, подземным и
домашним.
Заключение
Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы.
В ходе своего исследования я нашёл ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
-
Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти;
-
по мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
-
имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
-
в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
-
по мнению юных читателей, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
-
волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;
-
образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
Таким образом, Баба-Яга – один из самых ярких образов русского фольклора, литературы и культуры.
Мне очень понравился анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Список литературы
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – 1678 с.
-
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 123с.
-
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
-
Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.
-
Википедия про Бабу-Ягу
5