Конспект урока по русской литературе в 10б
классе.
Подготовила: Победимова Светлана
Викторовна, СОШ №25
Тема: образ Иудушки Головлева в романе М.Е.
Салтыкова –Щедрина «Господа Головлевы».
Цель: на
примере образа Иудушки Головлева показать, как раскрывает
Салтыков-Щедрин процесс духовной деградации
человека.
Результат:
-
будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии романа,
проблематике,
-
покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики
образа Иудушки как носителя определенной идеологии и
морали,
-
закрепят умения выбирать главное, анализировать, делать выводы,
создавать постеры по теме.
I. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (проверка
наличия заполненной таблицы).
Образ Иудушки Головлева.
Портрет
|
|
Черты характера
|
|
Цели и смысл
жизни
|
|
Авторская
характеристика
|
|
Характеристика, данная другими
героями
|
|
2. Тема и цель урока.
-
Какова тема нашего урока?
-
Какие цели?
3. Обсуждение характеристики Порфирия
Владимировича из первой главы романа.
Задание: прочитайте характеристику Порфирия
Владимировича Головлева.
Порфирий Владимирыч известен был в семействе
под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика,
каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. С
младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке,
украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать.
Неслышно отворит, бывало, дверь маменькиной комнаты, неслышно
прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с
маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина
Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим
сыновним заискиваньям. И тогда этот пристально устремленный на нее
взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе,
что именно он источает из себя: яд или сыновнюю
почти
- И сама понять не могу, что у него за глаза
такие, -- рассуждала она иногда сама с собою, -- взглянет -- ну,
словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и
подманивает!
-
Кто дает эту первую характеристику?
-
Что в ней странного и загадочного?
-
Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный
мальчик?
4. История библейского
Иуды.
Иу́да
Искарио́т (Иуда Искариотский; ивр. יהודה איש
קריות, ʾîš-qərijjôt;Иуда сын Симона]) — в христианстве один из двенадцати
апостолов, учеников Иисуса
Христа; единственный выходец из
провинции Иудеясреди апостолов, остальные
были галилеяне. Согласно Евангелию
от Иоанна, был казначеем их общины: ему был вверен ящик, в который
опускались приношения. На последней
трапезе Иисус ему подал, обмакнув, кусок хлеба и
«сказал ему: что делаешь, делай скорее». После чего Иуда
вышел и предал его,
выдав первосвященникам за 30
сребреников. Загадка его перехода от апостольства к
предательству — сюжет многочисленных богословских и
художественных произведений.
Часть папируса «Кодекс
Чакос», обнаруженного в Египте в 1970-х
годах, — текст, получивший название
«Евангелие
Иуды» (современный перевод 2006 года) —
представляет Иуду Искариота единственным учеником Христа, понявшим
происхождение учителя], и которому Иисус Христос открыл все
таинства Царства
небесного.
После того как Иисус Христос был приговорён
к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30
сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав
кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до
того?» И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и
удавился.
После предательства и самоубийства Иуды
Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место
Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа,
называемого Варсавою, который прозван Иустом,
и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого
сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был
сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)
Имя Иуды стало нарицательным для
обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде
заплатили 30 сребреников (сравнимо со стоимостью раба в то время),
которые также часто используются как символ награды предателя.
«Поцелуй
Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень
коварства.
По описанию Иоанна
Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал
знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых,
однако лишился Царства
Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он
был «разбойник, вор и предатель
Господа».
4. Словарная работа.
ИУДУШКА = ИУДА + душка
Тот, кто он на самом деле тот, кем этот
герой
прикидывается
(тема предательства)
Эта
двойственность и составляет его внутренний стержень. В этом
загадочность для автора, читателя и даже Арины
Петровны.
II. Презентация темы.
-
Работа в группах.
1 группа. Психологический портрет Иудушки
Головлева (на основе рисунка и таблицы домашнего
задания).
2 группа. Анализ поступков
героя.
3 группа. Работа с таблицей «Маска – истинное
лицо».
4 группа. Эссе «О чем заставил нас задуматься
образ Иудушки?»
-
Презентация работ.
-
Оценивание.
III. Рефлексия.
-
Нравственные категории.
Задание: подобрать антонимы к понятиям, чтобы
понять, каким должен быть человек на самом деле (индивидуальное
задание).
Что есть в
семье
|
Что должно
быть
|
Накопительство
|
|
Изворотливость
|
|
Жестокость
|
|
Вражда
|
|
Бессмысленность
существования
|
|
Неспособность к
поступку
|
|
Одинокое
существование
|
|
Угрюмость
|
|
Тунеядство
|
|
Пропойца
|
|
Лицемерие
|
|
Пустословие
|
|
-
Методика «Закончить
предложение».
На
этом уроке я понял (а), что
__________________________________
Урок дал мне для жизни
_______________________________________
Мне
захотелось
______________________________________________
Д/з: 5 причин трагедии семьи
Головлевых.