Образ Лидии Михайловны в рассказе распутина "Уроки французского"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Образ Лидии Михайловны в рассказе распутина "Уроки французского"

Материал туралы қысқаша түсінік
Образ Лидий Михайловны в рассказе распутина уроки французского
Материалдың қысқаша нұсқасы

КГУ «Физико-математический лицей»

Поурочный план

Раздел

Дети и взрослые

ФИО педагога

Литау Е.Н.

Дата

8 А

8 Б

8 В

Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Тема урока № 6

Образ Лидии Михайловны в рассказе.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Цели урока

Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

  1. Начало урока

1.Актуализация знаний.

И. Прием «Письмо герою» ( проверка д/з)


Читают письмо, написанное герою;

Используют структуру письма;

Соблюдают речевые нормы.


Горячий стул


  1. Середина урока

К. Прием «Разговор в классе».

На прошлом уроке мы с вами говорили о герое рассказ, выделили его черты характера:

стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);

жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);

чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

- Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером)

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? Запишем в тетради число и тему урока:

« Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).


Прием «Кластер»

- Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий учитель?

Задание: составить кластер


- А какими качествами обладает Лидия Михайловна?


Г. Прием «Карусель».

Задание: составить характеристику Лидии Михайловны, ответив на вопросы учебника и используя цитаты текста. (с. 37)



К. Прием «Литературный термин»

Задание: записать термин ПРОТОТИП, ответить на вопрос, используя ПОПС-формулу:

- Как вы думаете, почему детям, по мнению писателя, было хорошо с Лидией Михайловной Молоковой, ставшей прототипом героини рассказа?

Дескрипторы:

П – позиция

П – пример
О – обоснование

С – следствие

1. Я считаю, что…

2. Потому что…

3.Я могу доказать это на примере…

4. Исходя из этого я делаю вывод о том, что…

Дают ответы на вопросы;

Аргументируют свои ответы.















Составляют кластер;

Объясняют свой выбор.





Характеризуют Лидию Михайловну,

Используют цитаты текста







Записывают термин;

Отвечают на вопрос, используя ПОПС- формулу.






Комментарии учащихся





















Устная похвала











Словесная оценка





Сигналы рукой



















Иллюстративный материал

  1. Конец урока

Итог урока. Возвращение к целям урока.

-Каковы же ключевые черты характера Лидии Михайловны?

-Можно ли эти строчки отнести к героине рассказа? Почему?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать письмо Лидии Михайловне от своего имени.

  2. Написать письмо Лидии Михайловне от имени героя рассказа.

Составить синквейн к слову ДОБРОТА

Называют черты характера героини;

Отвечают на вопросы;

Аргументируют ответ, иллюстрируя его примерами из текста.




Прототип Лидии Михайловны

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер: высокие, мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе...

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», - объясняет сама героиня.

В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были еще командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была еще командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

А посвящено произведение другой учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
17.00.2024
286
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі