Западно-Казахстанская
область.
Бурлинский район
КГУ «Пугачесвкий комлекс школа - детский
сад».
Учитель русского языка и литературы: Токпанова
А.Ж.
Урок литературы в 8б классе
Образ маленького человека в рассказе Чехова
А.П. «Смерть чиновника»
Цели урока:
Предметная
рассмотреть особенности раскрытия образа
«маленького человека» в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника»,
развивать умение анализировать текстовый материал; развивать
монологическую и диалогическую речь, критическое мышление (ставить
вопросы, формулировать проблемы, выделять ключевые слова, находить
противоречия и устранять их, аргументировать, принимать продуманные
решения, вырабатывать собственное мнение);
Личностная способствовать воспитанию чувства собственного
достоинства, нетерпимости к пресмыкательству, самоунижению,
чинопочитанию.
Эпиграф к уроку: «В
человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли». (Чехов А.П.)
Ход урока
-
Организационный момент
Верные – неверные утверждения»
Отметьте верные (+) и неверные (-)
утверждения.
1. А. Чехов был не только писателем, но и
врачом.
2. А. Чехов писал преимущественно
романы.
3. На раннем этапе творчества А. Чехов в основном
писал юмористические рассказы, в которых высмеивал недостатки и
пороки человека.
4. В творчестве А. Чехова значимыми темами были
темы любви и смысла жизни.
-
В
русской литературе есть важные темы, которые помогают раскрыть
противоречия образов. К таким темам относится тема «Маленького
человека».
Слово учителя:
«Маленький человек»
- тип персонажей в русской литературе 19 в.,
объединённых общими признаками: низкое положение в социальной
иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности
их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости
и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного
в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью,
приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с
ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с
уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как
правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. (Из
«Литературной энциклопедии»)
- В каком произведении за 7 класс мы говорили о
маленьком человеке (повесть А. Пушкина «Станционный смотритель»
Самсон Вырин.)? Какие чувства вызывает этот герой у
вас?
-
Осмысление содержания
1)
Знакомство с новым материалом (прослушивание аудиозаписи рассказа
«Смерть чиновника»)
2) Аналитическая работа с текстом
А) Фронтальная работа
-Итак, что мы уже знаем об образе Червякова,
исходя из темы нашего урока? (Это образ «маленького
человека»)
Докажите это с помощью текста.
Червяков – чиновник (экзекутор), который может
позволить себе посещать театр, сидеть во втором ряду кресел.
Отправляясь к генералу, надел «новый вицмундир». Каков его
социальный статус? (Он социально защищён, судя по всему, не беден,
не одинок. Но по чину он ниже Бризжалова.)
Какой деталью в тексте подчёркивается социальное
неравенство героев? (Бризжалов сидит в первом ряду
кресел.)
Б) Индивидуальное задание и его
проверка
Карточка №1. Найдите элементы сюжета (завязка,
развитие действия, кульминация, развитие действия,
развязка)
Карточка №2. Найдите и проследите по тексту, как
меняется внутреннее состояние героя.
Карточка №3. Сравните Самсона Вырина и Червякова.
Какой герой вызывает сочувствие, сострадание, а какой герой не
вызывает и почему?
-
Таблица «До и после»
Заполните таблицу.
Как ведет себя Червяков до чихание и после,
раскройте его душевное состояние. Объясните причину его
поведения.
-
-
До
|
После
|
-
сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на
«Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху
блаженства.
-
лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание
остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!!
Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и
мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все
чихают.
|
-
«Я
его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но
все-таки неловко. Извиниться надо».
-
сконфузился, глупо
улыбнулся
-
Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал.
Его начало помучивать беспокойство.
-
Ах,
полноте... Я уж забыл
-
Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и
затрясшийся генерал.
-
Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он
лег на диван и... помер.
|
-
Целеполагание и мотивация обращения к теме
урока
-
Какая цель будет стоять перед нами? (Выяснить, как Чехов раскрывает
образ «маленького человека» в рассказе Смерть
чиновника»)
-
Зачем нам это нужно? Если говорить о традиции изображения
«маленького человека» в русской литературе, то какую учебную
проблему мы должны будем решить в первую очередь? (Продолжает Чехов
эту традицию или отходит от неё?)
-
Дебаты (какие противоречия выявлены в этом
рассказе?)
1 Группа – защитники Червякова
2 Группа – противники Червякова
Противники
Червякова: Финал рассказа не вызывает сочувствия к герою.
Писатель высмеивает тупость, бескультурье, пошлость жизни, не
сочувствует «маленьким людям». В конце произведения Чехов – вместо
слово «умер» говорит «помер», как бы насмехаясь над героем. Поэтому
рассказ воспринимается как юмористический, несмотря на смерть
чиновника. В столкновении смеха и смерти торжествует
смех. Смерть Червякова – результат его
пресмыкательства, самоунижения и чинопочитания, отсутствия чувства
собственного достоинства.
Защитники Червякова:
Чехов раскрывает низкое положение в социальной
жизни, бедность, незащищённость. Жертвы социальной несправедливости
и бездушного государственного власти. Им свойственны страх перед
жизнью, приниженность, кротость. с уязвлённой гордостью и даже
кратковременным бунтарским порывом.
-
Согласны ли вы с мнением, что Червяков умер от
страха?
VI. Рефлексия
Обмен первичной информацией по проблеме «Вызывает
ли жалость и сочувствие чиновник Червяков?»
-Вспомним, как относился читатель к «маленькому
человеку» Пушкина, Гоголя. В чём вы видите
противоречия?
- Согласны ли с точкой зрения А.
Чехова?
В любых условиях человек должен остаться
человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее
уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь:
зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или
гражданином – человек определяет сам! А.П.
Чехов
-
Страшны ли если да, то чем страшны
червяковы? (На таких людях, на их добровольном
пресмыкательстве держится вся система низкопоклонства,
чинопочитания, самоунижения)
-
Актуальна ли тема рассказа Чехова в наши дни?
Почему вы так думаете?
-
Как
бороться с «маленьким человеком» в себе?
VII. Игра «Авторский
стул»
1.
Перескажите рассказ от лица Червякова
2.
Перескажите рассказ от лица Бризжалова
VIII. Домашнее задание
Каким современным актерам ты бы доверил сыграть
Червякова и Бризжалова и почему?