Материалдар / образ маленького человека в рассказе А. П. Чехова "Смерть чиновника"

образ маленького человека в рассказе А. П. Чехова "Смерть чиновника"

Материал туралы қысқаша түсінік
раскрыть тему маленького человека в рассказе Чехова
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Ақпан 2020
642
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Западно-Казахстанская область. Бурлинский район

КГУ «Пугачесвкий комлекс школа - детский сад».

Учитель русского языка и литературы: Токпанова А.Ж.

Урок литературы в 8б классе



Образ маленького человека в рассказе Чехова А.П. «Смерть чиновника»



Цели урока:

Предметная рассмотреть особенности раскрытия образа «маленького человека» в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника», развивать умение анализировать текстовый материал; развивать монологическую и диалогическую речь, критическое мышление (ставить вопросы, формулировать проблемы, выделять ключевые слова, находить противоречия и устранять их, аргументировать, принимать продуманные решения, вырабатывать собственное мнение);

Личностная способствовать воспитанию чувства собственного достоинства, нетерпимости к пресмыкательству, самоунижению, чинопочитанию.



Эпиграф к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (Чехов А.П.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Верные – неверные утверждения»



Отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения.

1. А. Чехов был не только писателем, но и врачом.

2. А. Чехов писал преимущественно романы.

3. На раннем этапе творчества А. Чехов в основном писал юмористические рассказы, в которых высмеивал недостатки и пороки человека.

4. В творчестве А. Чехова значимыми темами были темы любви и смысла жизни.



  1. В русской литературе есть важные темы, которые помогают раскрыть противоречия образов. К таким темам относится тема «Маленького человека».



Слово учителя:

«Маленький человек» - тип персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. (Из «Литературной энциклопедии»)



- В каком произведении за 7 класс мы говорили о маленьком человеке (повесть А. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин.)? Какие чувства вызывает этот герой у вас?



  1. Осмысление содержания

1) Знакомство с новым материалом (прослушивание аудиозаписи рассказа «Смерть чиновника»)

2) Аналитическая работа с текстом

А) Фронтальная работа

-Итак, что мы уже знаем об образе Червякова, исходя из темы нашего урока? (Это образ «маленького человека»)

Докажите это с помощью текста.

Червяков – чиновник (экзекутор), который может позволить себе посещать театр, сидеть во втором ряду кресел. Отправляясь к генералу, надел «новый вицмундир». Каков его социальный статус? (Он социально защищён, судя по всему, не беден, не одинок. Но по чину он ниже Бризжалова.)

Какой деталью в тексте подчёркивается социальное неравенство героев? (Бризжалов сидит в первом ряду кресел.)

Б) Индивидуальное задание и его проверка

Карточка №1. Найдите элементы сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

Карточка №2. Найдите и проследите по тексту, как меняется внутреннее состояние героя.

Карточка №3. Сравните Самсона Вырина и Червякова. Какой герой вызывает сочувствие, сострадание, а какой герой не вызывает и почему?



  1. Таблица «До и после»

Заполните таблицу.

Как ведет себя Червяков до чихание и после, раскройте его душевное состояние. Объясните причину его поведения.



До

После

  1. сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства.

  2. лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.

  1. «Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

  2. сконфузился, глупо улыбнулся

  3. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство.

  4. Ах, полноте... Я уж забыл

  5. Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

  6. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.





  1. Целеполагание и мотивация обращения к теме урока



- Какая цель будет стоять перед нами? (Выяснить, как Чехов раскрывает образ «маленького человека» в рассказе Смерть чиновника»)

- Зачем нам это нужно? Если говорить о традиции изображения «маленького человека» в русской литературе, то какую учебную проблему мы должны будем решить в первую очередь? (Продолжает Чехов эту традицию или отходит от неё?)





  1. Дебаты (какие противоречия выявлены в этом рассказе?)

1 Группа – защитники Червякова

2 Группа – противники Червякова



Противники Червякова: Финал рассказа не вызывает сочувствия к герою. Писатель высмеивает тупость, бескультурье, пошлость жизни, не сочувствует «маленьким людям». В конце произведения Чехов – вместо слово «умер» говорит «помер», как бы насмехаясь над героем. Поэтому рассказ воспринимается как юмористический, несмотря на смерть чиновника. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Смерть Червякова – результат его пресмыкательства, самоунижения и чинопочитания, отсутствия чувства собственного достоинства.



Защитники Червякова: Чехов раскрывает низкое положение в социальной жизни, бедность, незащищённость. Жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного власти. Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость. с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом.

- Согласны ли вы с мнением, что Червяков умер от страха?





VI. Рефлексия

Обмен первичной информацией по проблеме «Вызывает ли жалость и сочувствие чиновник Червяков?»

-Вспомним, как относился читатель к «маленькому человеку» Пушкина, Гоголя. В чём вы видите противоречия?

- Согласны ли с точкой зрения А. Чехова?

В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам! А.П. Чехов

  1. Страшны ли если да, то чем страшны червяковы? (На таких людях, на их добровольном пресмыкательстве держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, самоунижения)

  2. Актуальна ли тема рассказа Чехова в наши дни? Почему вы так думаете?

  3. Как бороться с «маленьким человеком» в себе?



VII. Игра «Авторский стул»

1. Перескажите рассказ от лица Червякова

2. Перескажите рассказ от лица Бризжалова



VIII. Домашнее задание

Каким современным актерам ты бы доверил сыграть Червякова и Бризжалова и почему?













Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ