ГКУ «Средняя школа № 11»
Краткосрочный (поурочный) план по русской литературе
Тема урока: Двойники Раскольникова в романе
|
Раздел 4 |
Человек и право |
|
|
ФИО педагога |
Нугметжанова С.К. |
|
|
Дата |
03.02.25 |
|
|
Класс: 10 Б |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
|
ТЕМА УРОКА: |
Двойники Раскольникова и их роль в романе (2 урок) |
|
|
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
10.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; 10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор; |
|
|
Цель урока |
характеризуют героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; анализируют средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор; |
|
Ход урока
|
Этап урока/время |
Действия учителя |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
|
I.Организационный момент. 2 мин. II.Актуализация знаний. 3 мин. |
1.Приветствие 2.Психологический настрой к уроку - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Проверка домашнего задания Вступительное слово преподавателя Сегодня на занятии мы продолжаем работу по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И начать занятие я бы хотела с чтения отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа. - не убий; - возлюби ближнего своего, как самого себя; - кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; - просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
|
Приветствие. Настраиваются на положительный настрой урока. Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока Записывают отрывки из Нагорной проповеди |
Дескрипторы: (Всего 10 баллов)
Домашнее задание - написал про образы старухи-процентщицы и Лебезятникова – можно ли их назвать двойниками - 2б . |
Учебник |
|
III. Изучение нового материала. 10 мин. |
Слово учителя. Они сами миллионами людей изводят,да еще за добродетель почитают, плуты и подлецы они… Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Так говорит Раскольников, пытаясь доказать себе правильность своей теории.
По мнению литераторов, в
романе "Преступление и наказание" есть три главных двойника Родиона
Раскольникова
— Свидригайлов, Лужин и Лебезятников. Вот что
об этом пишет культуролог М. М. Бахтин: "... у
Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его
романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих:
для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников
<...> В каждом из них (то есть из двойников)
герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть
очиститься и подняться над сами собою)..." (М. М. Бахтин,
книга "Проблемы поэтики Достоевского", 1963
г.)
|
Учащиеся слушают учителя, |
ФО: наблюдение и комментарий учителя |
|
|
IV.Закрепление изученного материала. 20 мин. |
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь. Работа по образам Мармеладова , Порфирия Петровича и Дуни – почему их можно назвать двойниками Раскольникова Выступление учащихся Итак, как мы видим, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление. |
Выполняют работу по карточкам -отвечают на вопросы, работают по тексту, |
-отвечает на вопросы – 2б. -выполняет работу по карточке - 2б. Читает по ролям – 2 б. |
|
|
V.Рефлексия. 3 мин. VI.Домашнее задание Оценивание. 2 мин. |
Рефлексия. Прием «Синквейн». Двойники романа Образы Старухи-процентщицы и Лебезятникова – можно ли их назвать двойниками |
Учащиеся подытоживают урок. Записывают дом. зад. в дневниках |
Синквейн -2 балл |
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Образ Раскольникова и его теория. Крах теории Раскольникова
Образ Раскольникова и его теория. Крах теории Раскольникова
ГКУ «Средняя школа № 11»
Краткосрочный (поурочный) план по русской литературе
Тема урока: Двойники Раскольникова в романе
|
Раздел 4 |
Человек и право |
|
|
ФИО педагога |
Нугметжанова С.К. |
|
|
Дата |
03.02.25 |
|
|
Класс: 10 Б |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
|
ТЕМА УРОКА: |
Двойники Раскольникова и их роль в романе (2 урок) |
|
|
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
10.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; 10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор; |
|
|
Цель урока |
характеризуют героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; анализируют средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор; |
|
Ход урока
|
Этап урока/время |
Действия учителя |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
|
I.Организационный момент. 2 мин. II.Актуализация знаний. 3 мин. |
1.Приветствие 2.Психологический настрой к уроку - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Проверка домашнего задания Вступительное слово преподавателя Сегодня на занятии мы продолжаем работу по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И начать занятие я бы хотела с чтения отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа. - не убий; - возлюби ближнего своего, как самого себя; - кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; - просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
|
Приветствие. Настраиваются на положительный настрой урока. Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока Записывают отрывки из Нагорной проповеди |
Дескрипторы: (Всего 10 баллов)
Домашнее задание - написал про образы старухи-процентщицы и Лебезятникова – можно ли их назвать двойниками - 2б . |
Учебник |
|
III. Изучение нового материала. 10 мин. |
Слово учителя. Они сами миллионами людей изводят,да еще за добродетель почитают, плуты и подлецы они… Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Так говорит Раскольников, пытаясь доказать себе правильность своей теории.
По мнению литераторов, в
романе "Преступление и наказание" есть три главных двойника Родиона
Раскольникова
— Свидригайлов, Лужин и Лебезятников. Вот что
об этом пишет культуролог М. М. Бахтин: "... у
Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его
романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих:
для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников
<...> В каждом из них (то есть из двойников)
герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть
очиститься и подняться над сами собою)..." (М. М. Бахтин,
книга "Проблемы поэтики Достоевского", 1963
г.)
|
Учащиеся слушают учителя, |
ФО: наблюдение и комментарий учителя |
|
|
IV.Закрепление изученного материала. 20 мин. |
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь. Работа по образам Мармеладова , Порфирия Петровича и Дуни – почему их можно назвать двойниками Раскольникова Выступление учащихся Итак, как мы видим, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление. |
Выполняют работу по карточкам -отвечают на вопросы, работают по тексту, |
-отвечает на вопросы – 2б. -выполняет работу по карточке - 2б. Читает по ролям – 2 б. |
|
|
V.Рефлексия. 3 мин. VI.Домашнее задание Оценивание. 2 мин. |
Рефлексия. Прием «Синквейн». Двойники романа Образы Старухи-процентщицы и Лебезятникова – можно ли их назвать двойниками |
Учащиеся подытоживают урок. Записывают дом. зад. в дневниках |
Синквейн -2 балл |
|
шағым қалдыра аласыз













