Образование: вчера,
сегодня, завтра
Стержневой фигурой в
совершенствовании
деятельности школ и обеспечении успешности
обучения
учеников является личность учителя
(Strong, Ward & Grant, 2011).
В нашем быстротечном,
динамично развивающемся мире современные государства могут быть
успешны в случае своей конкурентноспособности. Успешность любого
государства определяется уровнем образованности нации. Президент
Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал, что
«наша
молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать
новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и
технологии в повседневной жизни», тем самым подчеркнул свое
большое внимание к подрастающему поколению, видя в них будущее
нации.
В нашей стране на протяжении
последних лет проходят реформы в сфере образования, главной целью
которых является подготовка выпускников школы, обладающих ключевыми
компетенциями XXI
века. Всего этого невозможно
достичь без личности учителя, его профессионализма и
мастерства.
Сегодня у нас есть возможность
сравнить систему образования прошлых лет с настоящей и возможность
давать прогнозы на будущее. Оглядываясь в прошлое, хочется сказать,
что советская система обучения соответствовала своему времени.
Образование было высоко идеологизировано, пропитано духом
патриотизма и высокой нравственности. Это были времена высоких
идей, дел, творений. Ученики советского периода, на мой взгляд,
были более патриотичны, преданнее своему делу и идеям. Если
остановиться на личности учителей, то смело можно сказать, что
система была авторитарной. Главной фигурой на уроке всегда был
учитель, который являлся источником всех знаний, мнение которого
было главным и неоспоримым. Учитель транслировал готовые знания
своим ученикам, и у них было ограничена возможность в получении
информации из других источников. Я не могу сказать, что советская
педагогика была хуже нынешней, так как сама получила именно такое
образование, советские ученики были с широким мировозренческим
кругозором: эрудированными, с высокими моральными устоями.
Авторитет учителя в советской школе был очень высоким. Статус
учителя в обществе обязывал быть примерным гражданином для
подражения. Учителя уважали и ценили!
Сейчас, Казахстан-
независимое, сильное государство, с развитой экономикой, которое
смотрит далеко вперед, уделяет большое внимание на развитие
образования. Хочется отметить, что реформы, происходящие в стране,
не направлены на полное искоренение советской педагогики, а имеет
цель собрать все лучшие идеи и методы обучения учащихся, которые
есть в мире, воедино.
На мой взгляд, сегодня в нашей
стране идут изменения, направленные на то, чтобы создать свою
собственную эффективную систему образования, которая бы подходила к
менталитету казахстанского народа. Вместе с прочными и надежными
знаниями, выпускник школы просто обязан стать патриотом своей
Родины, земли, уважать культуру и традиции своего
народа!
Невозможно воспитать
достойного гражданина Республики Казахстан, выпускника с прочными
знаниями без личности учителя. В нынешнее время у любого учителя
есть безграничные возможности к личностному росту,
совершенствованию своего педагогического мастерства: это и
различные курсы, семинары, он-лайн уроки, конференции, вебинары и
возможность стажировки за рубежом.
Одним из главных новшеств
нашего времени - это уровневые курсы учителей по программе,
разработанной АО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» совместно с
факультетом педагогики Кембриджского Универститета Англии. В рамках
данной программы более чем половина учителей республики внедряют
новые подходы в обучении и воспитании в школах, где на практике
воплощают основные идеи программы. Учителя нового формата строят
новую систему, учат своих коллег работать по-новому, учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка, работают на улучшение
психологического климата классов и всей школы в целом. Современный
урок нацелен на ученика, на его потребности и интересы, значит,
пришло то время, когда главной фигурой урока является ученик.
Учитель же помогает добывать знания, систематизировать, обобщать
их, являясь наставником, другом, при этом опираясь на жизненный
опыт самого ученика.
Одним из положительных
моментов новых подходов в обучении является рефлексия. Обратная
связь с учеником должна быть, чтобы мы могли видеть и оценивать
учебный процесс глазами ученика для того, чтобы понять: было ли
ученикам интересно, чувствовал ли он себя комфортно; если нет,- то
в каком моменте? Отзывы учеников помогают нам, учителям, взглянуть
на учебный процесс другими глазами, переосмыслить, оценить важность
и значимость приемов и методов, используемых на
уроке.
В своей ежедневной
педагогической практике, планируя предстоящие уроки, использую
новые подходы и наблюдаю за изменениями происходящими с моими
учениками: их поведением, умением рассуждать, делать
последовательные и основательные выводы, подробные анализы.
Ученикам нравится работать в команде, когда не стесняясь, они могут
помочь своим одноклассникам, смело высказывать свои мысли, порою,-
неординарные, обьяснить друг другу сложные задачи. В итоге ученики
стали чувствовать свою значимость как личность, ина многие
ситуации, взгляды, решения стали рассуждать по иному. В тоже время,
они учатся критически оценивать друг друга, быть обьективными,
реально оценивать свои возможности. Все эти изменения, на мой
взгляд, ведут к тому, что наши ученики станут уверенными, смелыми в
решении различных проблем. Нашему молодому государству нужна такая
молодежь, такие лидеры, умеющие повести народ и страну за собой в
будущее!
На вопрос: «Каким я вижу
будущее образование?», я отвечу так: государство дает огромные
возможности для педагогов нынешнего поколения: проводит реформы,
обучает, поддерживает! Я уверена: роль учителя в будущем не
ослабеет, а напротив,- еще больше укрепится, ведь учитель- это тот
«стержень», на который опирается педагогика. Какие бы новые
технологии не вводились, личность учителя будет незыблимой. Педагог
будущего наряду с глубокими предметными знаниями, должен быть
тонким психологом, который ведет невидимую связь с каждым учеником,
понимая его проблемы и потребности. Я верю, что результатом всех
начинаний, происходящих в нашей стране, станет высокообразованная
личность выпускника школы, умеющий конкурировать, соревноваться
знаниями с лучшими юными дарованиями страны, континента. Если у
власти будет молодая, энергичная и перспективная молодежь, то наша
страна будет процветать, а вместе с ней- и весь казахстанский
народ!
Порою приходится слышать
мнения своих коллег, утверждающие, что новые подходы не нужны нашей
стране, нашим ученикам, что идет навязывание европейских ценностей
нашим школьникам, но я твердо убеждена в неверности этих суждений,
так как в современном мире инновационных технологий необходима
новизна, необходим прорыв в будущее! Время движется вперед, мировое
развитие не стоит на месте, и мы обязаны меняться, менять свои
установки, ломать стереотипы!
Учитель всегда будет играть
важную роль в образовании, поэтому современному педагогу нужно быть
смелым, не бояться экспериментировать, пробовать новые методы в
обучении и воспитании подрастающего поколения! Какими станут наши
учащиеся, как сможем мы, их наставники и педагоги, обучить и
воспитать, в целом и полностью зависит от
нас.
Суюнгалиева Акштап
Жексембиевна,
учитель английского
языка
СОШ имени Ы.
Алтынсарина
Таскалинского
района
Западно-Казахстанской
области