АОО «Назарбаев Интеллектуальные
школы»
VIII
Международная научно-практическая
конференция
«Расширяя границы изменений в
образовании:
апробация и
трансляция»
Оценивание творческих навыков учащихся через написание эссе
Рустемова Ж.Ж. Ст. менеджер
Центр
педагогических измерений
Познавательно-творческие особенности
Творчество — это развитие образного
мышления и творческого воображения, собственных ассоциаций,
впечатлений и раздумий.
Приучение учащихся к творчеству, к видению своего труда, умению его
оценивать – очень важные тенденции.
Эссе
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объѐма свободной композиции, выражающее
индивидуальные впечатления и соображения по
конкретной теме и
заведомо не
претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку
предмета.
Л.П. Крысин "Толковый словарь
иноязычных слов"
частную тему и представляющее попытку передать
индивидуальные впечатления и
соображения, так или иначе с нею связанные».
«Краткая литературная энциклопедия»
Создатель жанра эссе считается Мишель де Монтень («Опыты", 1580
г.)
Виды
эссе
Правила
написания эссе
Вдумчивый выбор темы.
Сбор фактов,
аргументов.
Составьте список идей.
Составьте план. Напишите введение, обдумайте
тезисы.
Разделите основную часть на несколько абзацев.
Логическая связь абзацев при помощи языковых средств.
Напишите заключение.
Прочитайте написанное, исправьте допущенные ошибки.
Не отходите от
темы.
Структура частей
эссе
Основная
часть • Обобщение и
представление темы в форме тезисов
Введение
-
Развитие аргументации и анализа.
-
Теория, факты, идеи, аналогии, ассоциации,
сравнение, постановка вопросов, другие
аргументы.
аргументированные выводы по
теме.
Заключение
Взаимосвязь введения и заключения (постановка
вопроса во введении, в заключении – ответ).
Внешнее суммативное оценивание в Назарбаев Интеллектуальных
школах
-
компонент. Чтение и анализ текста. Структура: 1 задание состоит из 2-х частей:
а) сравнительный и сопоставительный анализ языка
и стиля; б) целевое написание текста для конкретной
аудитории;
-
задание – языковой анализ текста из устной
речи. 2 компонент. Письмо. Структура :
часть А – письменная творческая работа – 3
вопроса на выбор; часть Б – письменная работа для конкретной
целевой аудитории –
-
вопроса
на выбор.
Из каждой части выбрать одну тему, написать эссе,
состоящее из 450-600 слов.
-
компонент:
Проверяемые навыки
-
сравнение текстов, определение сходств и различий;
-
верное использование собранной информации
по проблеме;
-
правильное употребление слов,
соответствующих аргументам;
-
использование средств художественной выразительности (например, метафора и
сравнение);
-
последовательность порядка слов и
предложений;
-
коммуникативная направленность, внешняя
и
субъективная оценка.
-
компонент:
-
использование большого количества
слов;
-
связующие
средства между пунктами плана;
-
неповторимость, произвольные ассоциации;
-
внутреннее
смысловое единство;
-
доверительный стиль общения;
-
доведение
собственных мыслей до цели;
-
приведение аргументов;
-
уникальность, специфичность, честность и
позитивность.
Особенности
творческого эссе
-
Логическая связь
-
Воображение
-
Сравнение
-
Индивидуальность
-
Выражение радости, испуга, удивления, других чувств
-
Достаточно убедительный язык для аудитории
-
Творческий вымысел
«... живя в объятиях
прекрасного степного простора, под крышей голубого
небосвода, лежа на ароматном травяном ковре, улыбаясь вместе с
солнцем, бегая с животными наперегонки с ветром, ребенок-казах
становится свободным,
остроумным, быстроногим».
«…Привлечение ребенка к народным традициям
делает его сыном
казахского народа».
М. Жумабаев.
Говоря словами ученого-педагога М. Жумабаева,
―ребенок склонен к творчеству‖.
Аргументированное эссе
явления, события, жизненные
ситуации,
жизненный опыт,
научные доказательства,
ссылки на мнения ученых и др.
аргументы.
Цель
аргументированного эссе -
установление сопереживания и интеллектуального взаимодействия с
адресатом, привлечение его внимания к информации.
Структура частей аргументированного
эссе
Введение
Тезис-проблема. Введение содержит общее введение, основную
информацию (сведения по истории вопроса),
описание того, о чем
конкретно будет говориться в основной
части.
Заключение
Краткое обобщение и
изложение
основных аргументов. Убедительное доказательство и аргументация
собственного мнения.
Основная часть
Аргументированное раскрытие проблемы на основе собранного
материала. Анализ
данных и
аргументация должны точно
соотноситься с поднятыми проблемами.
Данная
часть работы включает соотношение и обобщение
различных точек зрения с
изложением собственной и еѐ
обоснование.
Схема выставления баллов
Схема выставления баллов для части A.
Творческое письмо
Схема выставления баллов для части B. Письмо
для целевой аудитории
Спасибо за внимание!