"Олимпиадные горизонты:
русский язык и литература"
Сборник по подготовке к предметной олимпиаде
по русскому языку и литературе
в казахской школе
В в е д е н и е
Данное методическое пособие поможет учителям русского языка при подготовке учашихся к предметной олимпиаде.
Подготовка к олимпиадам и успешное выступление учеников являются одним из показателей качества работы учителя. Для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. В сборник вошли тексты изложений, задания для письменного и устного анализов по русскому языку.
Задания для письменного тура предметной олимпиады
Однажды солнечным июньским утром я пришел на озеро и забралься с удочкой на поваленную бурей березу, что лежала в воде,
на сучьях. Закинув удочку, я ждал наклевки. Время тянулось медленно, а поплавок ни разу не шалохнулся. Прошел час,но поплавок по - прежнему ь лежал на воде. Изредка небольшой
ветерок поднимал рябь, поэтому поплавок раскачивался на набегавших волнах.
Я решил сменить наживку и, обернувшись к банке с червяками, вдруг увидел белку. Она внимательно смотрела на меня своими глазами –бусинками. Я замер с поднятой удочкой в руке. Несколько секунд мы не шелохнувшись смотрели друг на друга. Руки мои устали, но я не двигался, боясь спугнуть белку. Мне захотелось дать ей кусочек хлеба, Повернулся, белка умчалась. Я еще не раз приходил на озеро, чтобы порыбачить с этой березы. Белка больше не приходила. Видимо, у нее появились какие-то заботы.
Прочитайте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Определите тип и стиль речи.
Сделайте разбор слова по составу выделенных слов.
* * *
Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу. Он протягивает ветки на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно покажется над краем земли. На юг простерто ветвей больше, чем в любую другую сторону, потому что в полуденные часы солнце очень щедро. Даже на заходе тополь не упускает момента воспользоваться последним теплом и светом. Но и северная сторона тоже во всеоружии.
Дерево и туда простерло свои ветви на всякий случай, если солнце вздумает заглянуть с этого края. Каждый год он наращивает самые тонкие веточки новыми побегами, чтобы еще приблизиться к светилу. Он не выглядывает из- за заборов и сараев, он поднялся над всем этим, чтобы ничто не мешало видеть источник света и первым встречать его на восходе. Каждый год он старательно располагает свои листья так, чтобы ни один луч, упавший на него, не пролетел мимо в какую – нибудь прореху в его кроне.
Задания для письменного анализа текста:
1.Найти в тексте слова , имеющие стилистическую окраску.
2. Определить синтаксическую функцию выделенного слова, какая это часть речи?
3. Подобрать синонимы к словам прореха, крона, простереть.
4. Сделать полный синтаксический разбор выделенного предложения
5. Выпишите из последнего предложения все местоимения и определите их разряд
* * *
Собака Барри
Многие люди обязаны жизнью собакам . Собака по имени Барри спасла сорок человек и была убита сорок первым. Однажды разыгрался сильный буран. Собаки вышли на поиск попавших в беду людей. Но одна за другой они возвращались. Собаки были обессилены и больше не могли работать. Только Барри продолжал поиск. Чутье подсказывало ему: кто-то нуждается в его помощи. В конце концов он обнаружил засыпанного снегом человека. Барри раскопал человека, стал тормошить его и лизать ему
лицо. Сознание стало возвращаться к человеку. Он открыл глаза и увидел перед собой собачью морду. Человек решил, что перед ним волк. Достал пистолет и убил Барри. Труп собаки торжественно
перевезли а Париж и похоронили со всеми почестями.
Задания для письменного анализа текста:
-
Подробно изложите текст.
-
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
-
Сделать фонетический разбор слова собачью.
* * *
Лесная чаша
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже жаркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частном ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте! Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами -пень. Рядом с пнем в зеленым брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я не видел. Она такая старая. Что края ее завернулись вверх . От этого вся сыроежка была в точности как большая
тарелка, наполненная водой. В тарелке водой лесник - маленький, сухой, желтый.
Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чащу до дна.
Задания для письменного анализа текста:
Подробно изложите текст.
Установите основную мысль автора.
Найдите в тексте образно-речевые средства и кратко их охарактеризуйте.
Произведите морфемный разбор словоформы «сыроежка».
* * *
О чем я думал сидя на кресле космического корабля перед стартом.
Вспомнил о далеком-далеком дне. Когда мне повязали пионерский галстук, узнал, что слово «пионер» означает «разведчик, исследователь, пролагающие дорогу». Замечательное слово! Жаль ,
что мы не все храним до конца дней своих. Как самую дорогую память, первый пионерский галстук.
Мне предстояло снова стать пионером, первым человекам, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех дерзких человеческих мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, самым сказочным.
(Ю.А.Гагарин)
Задания для письменного анализа текста:
1.Почему произношение слов вспомнил, разведчик, предстояло, дерзких не совпадает с их написанием? Назовите этот фонетический процесс.
2.Найдите в тексте фразеологический оборот. Что он обозначает?
3.Выпишите из текста причастия. Укажите производящую основу для каждого из них.
4.Объясните правописание слов повязали, снова,
пролагающие, дерзких, несбыточным.
5. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, объясните знаки препинания.
* * *
Бахаревский дом стоял в конце Нагорной улицы. Он был в один этаж и выходил на улицу пятнадцатью окнами. Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (как это ни странно, но у каждого дома есть своя физиономия).
Под этой широкой зеленой крышей, за этими низкими стенами, выкрашенными в дикий серый цвет, совершалось такое мирное течение человеческого существования! Небольшие светлые окна, заставленные цветами и низенькими шелковыми ширмочками, смотрели на улицу с самой добродушной улыбкой, как умеют смотреть хорошо сохранившиеся старики. Прохожие, торопливо сновавшие по тротуарам Нагорной улицы, с завистью заглядывали в окна бахаревского дома, где все дышало полным довольством и тихим семейным счастьем.
Каменные массивные ворота вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким желтым песочком. Самый дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами, между которыми была устроена широкая с низенькими ступеньками терасса, затянутая теперь вьющейся зеленью. В глубине двора , параллельно с зданием главного дома, тянулся длинный деревянный флигель, где помещались кухня, кучерская и баня.
-
Объясните значение слов: сновавших, терраса, полное
-
Найдите в тексте субстантированные прилагательные. Докажите это.
-
Произведите морфемный анализ слов: песочком,поднимавшихся и словообразовательный анализ слов:добродушной, торопливо.
-
Объясните правописание следующих слов:
решеткой, щеткой, шелковой, деревянный, каменный.
-
Объясните знаки препинания в 5- ом предложении текста, охактеризуйте
это предложение.
Мышка
Однажды зимой я сидел вечером у телевизора. Вдруг из- под шкафа вышла мышь и села у моей ноги. Я вскрикнул, и она исчезла под шкафом.
Через какое-то время она появилась и опять села у моей ноги. Я шевельнул ногой -она исчезла. Потом весь день ее не было. Но вечером, когда я сел перед телевизором, она появилась. Она снова
села у моей ноги и, не шевелясь, смотрела на экран. Я шевельнул ногой - нехотя ушла. Я затих – вышла из –под шкафа и села на старое место.
Во мне проснулся интерес к этой мышке. Чего она хочет. Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она сразу исчезла. Так
повторялось каждый день.
Я, наконец, рассмотрел ее. Она была хороша! Я видел ее маленькие черные глазки и светлую шубку. Мышка привыкла ко мне. Я положил на пол печенье. Она его с аппетитом съела, утерлась лапкой и стала внимательно смотреть на экран.
Прошел месяц. Я давал ей и печенье и колбаску. Я привык к ней. Теперь мне было бы скучно смотреть телевизор одному.
Днем я, как всегда, работал за своим столом. К вечеру я уже думал, что скоро включу телевизор ,и мы сядем с мышью смотреть последние известия.
Задания:
-
Подробно изложите текст.
-
Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.
Есть ли у животных «шестое чувство»?
Обычный человек
не может запомнить тот долгий путь, по
которому он шёл
в лесу, и выбрать нужное
направление, чтобы вернуться
назад.
Даже те люди,
которые хорошо знают лес – например, дровосеки,
– могут заблудиться, как любой городской
житель, если во время работы отойдут
в сторону от дороги.
Значит, у
человека нет этого чувства направления. Но,
может быть, оно есть
у животных?
Однажды хозяева
трёхлетнего кота подарили его другой семье.
Животное увезли на электричке на новое
место. Весь путь был не менее
шестнадцати километров. Через два дня кот убежал; и в
тот же вечер
появился на старом месте. Он прибежал совсем с
другой стороны и не
той дорогой, которой его увозили. Так как на нём был
специальный ошейник, смогли подсчитать его новый
путь;
одиннадцать километров.
За последние
годы стало известно, что многие животные могут
ориентироваться по солнцу и даже по звёздам, например,
черепахи находят дорогу к морю по особенно голубому небу над
ним.
Задания:
-
Подробно изложите тест
-
Сделайте полный синтаксический разбор подчеркнутого предложения.
* * *
Казахи и нашествие монголов.
Казахи до нашествия монголов считались народом с древней культурой, имевшим довольно широко известные в Европе города, такие, как Отырар и Тараз. И особенно Отырар – цветущий культурный центр казахов ( в истории известных под названием кипчаки), со своей обсерваторий, библиотеками, медресе и караван - сараем, принимавшим богатых купцов неведомых, дальних стран.
И этот город первым в степи оказал сопротивление черной туч, наползавшей с востока на запад - войскам Чингизхана. И за это был сметен ими с лица земли.
После этого поражения казахи как народ, занимавшийся в основном скотоводством, рассеялись по степи, по горестному выражению
Мухтара Аууэзова, «словно жалкая горсть баурсаков, высыпанная скупой рукой хозяйки на широкую скатерть ». с тех пор «измучен и несчастен казахский народ, чья родина - широкая безлюдная степь». Его одинокие аулы затеряны в громадной пустыне. И так везде, где живут казахи.
Безлюдье вокруг, нет постоянного обжитого места. Нет кипящих жизнью городов! В силу этого для писателей, обратившихся к далекому прошлому своего народа, первой трудностью было отсутствие каких- либо исторических документов и летописей, так как кочевой народ не имел после Отырара ни библиотек, ни музеев, ни архивов, откуда бы извлек он себе письменные сведения о былой жизни народа.
( По А.Нурпеисову 188 слов.)
Задания:
-
Провести морфологический разбор слов:кочевой, измучен, обжитой, обсерватория, баурсаки.
-
Провести синтаксически разбор выделенного предложения,составить схему.
Задания второго тура предметной олимпиады (устный)
Уже
заметна воздуха прохлада,
И убыль дня, и ночи рост.
Уже настало время винограда
И время падающих звёзд.
Глаза не сужены горячим светом,
Раскрыты широко, как при луне.
И кровь ровней, уже не так, как летом,
Переливается во мне.
И,
важные, текут неторопливо
Слова и мысли. И душа строга,
Пустынна и просторна, точно нива,
Откуда вывезли стога.
(Вера Инбер)
-
Прочитайте текст выразительно.
-
Определите тему, основную мысль текста.
-
Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
-
Озаглавьте текст ( подберите разные варианты названия).
-
Напишите эссе на тему :
Что я знаю о своей будущей профессии?
О любви
Великая сила – любовь, она облегчает тяжесть бремени и позволяет душе со спокойствием выносить то, что совершенно невыносимо.
Любовь хочет быть свободный, неподвластной никакому мирскому влечению, ибо внутренне она не знает препятствий, и временные прельщения ее не завораживают, неудобства не смущают.
Нет ничего сладостнее любви, ничего сильнее, ничего возвышеннее, ничего просторнее и радостнее, ничего полнее, ничего добрее ни на Небе, ни на Земле.
Любовь обновляет и заполняет пустоту души человеческой, всегда желающей любовного упоения. Человек, дающий любовь свою другим, счастлив надеждой собрать урожай роз для души
своей.
Любовь отеческая, сыновняя, братская сливает в единое, лучезарное добро, которое украшает дыхание духа твоего. Эта любовь заполняет пустоту счастьем и радостью. Эта любовь питает и утешает одиноких путников.
Задания:
-
Прочитайте и перескажите текст. Чему он учит нас?
-
Составьте небольшой монологический текст на тему «Любовь в моей жизни».
-
Найдите в тексте слова, употребляемые в переносном
значении , подберите к ним синонимы.
-
Провести синтаксически разбор выделенного предложения
-
Напишите эссе на тему : «Люди и природа»
Зерно
Виноград, когда поспел,
Ты сорвал его – и съел!
Когда яблоки поспели-
Так и просятся, чтоб съели.
Дыня вызрела и тут же
Поедаем ее дружно.
Ну, а вызреет пшеница,
Есть ее так не годится.
Надо сделать много дел,
Чтобы ты ее поел.
Скосит в поле комбайнер,
Увезет на ток шофер.
Мельник смелет. Из муки
Можно делать пироги,
Пекарь хлеба напечет,
В магазин его свезет.
Так отведаем зерно,
Когда - хлебушек оно!
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Какие художественно – изобразительные средства использует автор?
Составьте устное высказывание на тему «Народы Казахстана».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Взаимопонимание
В нашем городе просторном
Электрическом, моторном,-
По широким магистралям,
Как нарядные жуки,
Мчат автобусы цветные
И машины легковые,
И глазастые, большие
Ворчуны грузовики.
По дороге все шоферы
Понимают светофоры,
Потому что у шоферов
Свой, особенный язык.
Для водителя любого
Знак в пути важнее слова.
Уважать один другого
За рулем любой привык!
А у нас и ссор немало,
Нам бы всем не помешало
У шоферов получится
Не грубить, не обижать!
Да и вежливости тоже
Поучиться бы прохожим,
И порядку, и уменью
Всем друг друга уважать.
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Астана-столица РК».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
* * *
Радость
Словно волны океана,
Плещет радость через край.
Ты явился к нам, желанный,
Долгожданный май!
Там пускай же май разбудит
Души все и все сердца!
Пусть на улице не будет
Равнодушного лица!
В сердце радость зазвенела-
С нею с детства мы друзья.
Если бы радость вес имела-
Сотню тонн поднял бы я!
Месяц май идет поющий
По родным моим полям.
Слава радости, дающей
Силу молодости нам!
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Интернет в нашей жизни».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
* * *
Ель
Стылый ветер гонит грубо
Даже память о тепле,
И желтеют листья дуба,
И срываются к земле.
В ожидании мороза,
Беззащитная на вид,
Оголенная береза
Каждой веточкой дрожит.
Но, довольная судьбою,
Ель – издалека видна!-
Летом, осенью, зимою
И весною зелена.
Нипочем ей злая стужа,
Нипочем палящий зной.
Ель в любую пору дружит
Здесь с суровой стороной.
День и солнечный, и хмурый
В свой черед по нраву ей.
То же качество натуры
Я встречаю у людей.
Пусть себе другие тешат:
Дескать, в переменах - цель…
Вдаль идя, старайся тем же
Оставаться, словно ель.
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Интернет в нашей жизни».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Памятки.
Как подготовиться к выразительному чтению текста.
-
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится( в тех случаях, когда это возможно).
-
Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
-
Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.
-
Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логические ударение.
-
Обозначьте паузы.
-
Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи ,громкость голоса.
Как составлять план текста.
-
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
-
Определите тему и основную мысль текста.
-
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
-
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом, проследите: все главное нашло отражение в плане: связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную
мысль текста.
-
Проверьте,можно ли, руководствуясь этим
планом, воспроизвести и пересказать текст.
-
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как подготовиться к изложению:
-
Внимательно прочитайте текст,выясните значение непонятных слов.
-
Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случаи затруднения перечитайте соответствующие части текста.
-
Сформулируйте тему и основную мысль текста
-
Определите , к какому типу речи относится текст
-
Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
-
Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
-
Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части значительными паузами.
-
Закройте книгу:напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем перепишите его.
Приложение
Фонетический разбор:
-
Делим на слоги, ставим ударение.
-
Буквенно-звуковой анализ: гласные( ударные- безударные), согласные(звонкие, глухие, твердые, мягкие, какими буквами обозначены).
-
Количество букв и звуков.
Орфографический разбор:
-
Найти орфограмму или орфограммы в слове.
-
Соотнести данную орфограмму с соответствующими правилами и дать определение этому орфографическому правилу.
-
Графически обозначить орфограмму в слове.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор:
а) порядок разбора слова по составу:
1. выделить окончание.
2. основу слова.
3. корень, подобрать 2-3 родственных слова.
4. суффикс, подобрать 2-3 слова с тем же суффиксом, значение суффикса, если ясно.
5. приставка, подобрать 2-3 слова с той же приставкой, значение приставки, если ясно.
б) порядок словообразовательного разбора слов:
1. найти слова или его основу, от которого образовано данное слово.
2.определить с помощью какой приставки или суффикса и т.д. образовано данное слово.
3. назвать способ образования слов.
Лексический разбор:
-
Каково лексическое значение слова в данном предложении, является ли слово по значению: однозначным или многозначным (если слово многозначное , то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений)?
-
В прямом или переносном значении употреблено слово?
-
Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?
-
Какова стилистическая характеристика слова?(Разговорное, книжное, стилистически нейтральное) ?
-
Каково происхождение слова?
Морфологический разбор:
имени существительного:
1. Назвать часть речи.
2. Привести начальную форму – именительный падеж,ед.число.
3. Отметить, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, определить род и склонение, т.е. постоянные признаки.
4. Указать в каком числе и падеже стоит в данном предложении.
5. Синтаксическая роль в данном предложении.
Имени прилагательного:
-
Назвать часть речи.
-
Привести начальную форму (И.п., ед.ч., м.р.)
-
Определить разряд по значению(качественное, относительное, притяжательное)
-
Если качественное прилагательное употреблено в одной из форм степеней сравнения или в краткой форме, отметить это.
-
Указать число, род, падеж.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Имени числительного:
1.Назвать часть речи.
2.Привести начальную форму (И.п., ед.ч., м.р.)
3. Определить разряд по значению (количественное или порядковое).
4. Найти группу числительного по составу ( простое, сложное, составное).
5. Указать у количественных числительных падеж, у порядковых- число, род и падеж.
6. Синтаксическая роль в данном предложении.
Местоимения:
1. Назвать часть речи.
2. Привести начальную форму (И.п., ед.ч.)
3. Определить разряд .
4. Указать падеж, число, лицо, род- если есть.
5. Синтаксическая роль в данном предложении.
Глагола:
-
Назвать часть речи.
-
Указать начальную форму( неопределенная форма)
-
Указать переходный или непереходный.Если непереходный глагол- возвратный, отметить это.
-
Указать вид глагола( совершенный или несовершенный)
-
Указать спряжение глагола.
-
Указать наклонение, для глаголов изъявительного наклонения- время, число, лицо и род.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Наречия:
-
Назвать часть речи
-
Если наречие употреблено в форме сравнительной или превосходной степени, отметить это и назвать начальную форму.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Синтаксический разбор.
Синтаксический разбор словосочетания.
1. Определить главное и зависимое слово
2. Определить способ связи в словосочетании
Синтаксический разбор простого предложения.
1.Вид по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
2.Вид по эмоциональной окраске ( восклицательное, невосклицательное)
3.Вид по составу грамматической основы (односоставное, многозначное)
4.Если односоставное, указать вид односоставного предложения.
5.Вид по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)
6. Вид по наличию или отсутствию необходимого члена ( полное, неполное)
7. Предложение осложненное или неосложненное, указать чем осложнено.
8. Определить грамматическую основу и способы их выражения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
-
Сложное
-
Союзное или бессоюзное
-
Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное
-
Выделить грамматические основы простых предложений
-
Если ССП, то назвать смысловые отношения между простыми предложениями . Если СПП, то главное и придаточное, определить вид придаточного
-
Средства связи между простыми предложениями в ССП,в СПП
-
Если БСП, то определить смысловые отношения между простыми предложениями
-
Объяснить постановку знаков препинания в БСП
Как различают типы речи?
Основные типы речи- повествование, описание, рассуждение.
В повествовании обычно говорится о действиях и событиях(что было сначала, потом, затем... и наконец ). В описании изображаются предметы, люди,животные, природа и т.п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
Типы речи можно различать по вопросам :к повествованию ставится вопрос что произошло? к описанию-какой? к рассуждению - почему?
СТИЛИСТИКА – это раздел науки о языке, который изучает стили русского языка и языковые средства, создающие их особенности
Важнейшие признаки каждого из стилей:
- с какой целью говорим.
- в какой обстановке.
- какие речевые жанры используем.
-какие языковые средства.
-какие характерные стилевые черты речи.
Существует пять основных стилей языка:разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный:
Словарь литературоведческих терминов:
Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
А.С.Пушкин
Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:
Я царь – я раб, я червь – я бог!
Г.Р.Державин
Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Вечер.Взморье.Вздохи ветра.
Величавый возглас воли.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
Баллада – повествовательная песня с драмматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. В основе баллады – необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Градация – стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Виды градации: возрастающая (климакс) и убывающая (антиклимакс).
Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Пчела за данью полевой,
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий:
«стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «вел мечи на при обильный – вел воинов в бой; «сычок запел» - скрипач заиграл на своем инструменте.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение ( «синее море», «белокаменные палаты», «красна девица», «ясный сокол», «сахарные уста» и. т.д.)
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда родчеркивает ритм6 членение речи на стихи.
Ритм – постоянное6 мерное повторение в тексте однотипных отрезков6 в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
Использованная литература :
-
А.О.Орг Олимпиада по русскому языку. Книга для учителя. Москва «Просвещение», 2002 г.
-
В.С.Гетманова. Пособие по русскому языку для учащихся 9 – 11 классов, готовящихся к ЕНТ. Шымкент «Шикула», 2009 г.
-
В.А.Баранов Русский язык (справочные материалы).Москва, «Просвещение»,1985г.
-
Грамматический справочник по русскому языку.Шымкент, «Шикула»
-
Учебник «Русский язык» для 5-8 классов Москва, «Просвещение»
-
Шклярова Т.В. «Грамотей» План грамматических разборов для учащихся 5-11 классов.
7.Сборник диктантов и изложений. Кокшетау,2
С о д е р ж а н и е:
1.Пояснительная записка к заданиям для предметной олимпиады по русскому языку и литературе __2 стр.
2.Задания для письменного тура предметной олимпиады _ 3-13 стр.
3.Задания второго тура предметной олимпиады (устный) _14-20 стр.
4.Памятки ______________21-29 стр.
5.Словарь литературоведческих терминов _30-33 стр.
6.Использованная литература_______________34 стр.
7. Для заметки ___________________________35 стр.
8. Содержание ___________________________36 стр.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
"Олимпиадные горизонты: русский язык и литература"
"Олимпиадные горизонты: русский язык и литература"
"Олимпиадные горизонты:
русский язык и литература"
Сборник по подготовке к предметной олимпиаде
по русскому языку и литературе
в казахской школе
В в е д е н и е
Данное методическое пособие поможет учителям русского языка при подготовке учашихся к предметной олимпиаде.
Подготовка к олимпиадам и успешное выступление учеников являются одним из показателей качества работы учителя. Для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. В сборник вошли тексты изложений, задания для письменного и устного анализов по русскому языку.
Задания для письменного тура предметной олимпиады
Однажды солнечным июньским утром я пришел на озеро и забралься с удочкой на поваленную бурей березу, что лежала в воде,
на сучьях. Закинув удочку, я ждал наклевки. Время тянулось медленно, а поплавок ни разу не шалохнулся. Прошел час,но поплавок по - прежнему ь лежал на воде. Изредка небольшой
ветерок поднимал рябь, поэтому поплавок раскачивался на набегавших волнах.
Я решил сменить наживку и, обернувшись к банке с червяками, вдруг увидел белку. Она внимательно смотрела на меня своими глазами –бусинками. Я замер с поднятой удочкой в руке. Несколько секунд мы не шелохнувшись смотрели друг на друга. Руки мои устали, но я не двигался, боясь спугнуть белку. Мне захотелось дать ей кусочек хлеба, Повернулся, белка умчалась. Я еще не раз приходил на озеро, чтобы порыбачить с этой березы. Белка больше не приходила. Видимо, у нее появились какие-то заботы.
Прочитайте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Озаглавьте текст.
Определите тип и стиль речи.
Сделайте разбор слова по составу выделенных слов.
* * *
Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу. Он протягивает ветки на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно покажется над краем земли. На юг простерто ветвей больше, чем в любую другую сторону, потому что в полуденные часы солнце очень щедро. Даже на заходе тополь не упускает момента воспользоваться последним теплом и светом. Но и северная сторона тоже во всеоружии.
Дерево и туда простерло свои ветви на всякий случай, если солнце вздумает заглянуть с этого края. Каждый год он наращивает самые тонкие веточки новыми побегами, чтобы еще приблизиться к светилу. Он не выглядывает из- за заборов и сараев, он поднялся над всем этим, чтобы ничто не мешало видеть источник света и первым встречать его на восходе. Каждый год он старательно располагает свои листья так, чтобы ни один луч, упавший на него, не пролетел мимо в какую – нибудь прореху в его кроне.
Задания для письменного анализа текста:
1.Найти в тексте слова , имеющие стилистическую окраску.
2. Определить синтаксическую функцию выделенного слова, какая это часть речи?
3. Подобрать синонимы к словам прореха, крона, простереть.
4. Сделать полный синтаксический разбор выделенного предложения
5. Выпишите из последнего предложения все местоимения и определите их разряд
* * *
Собака Барри
Многие люди обязаны жизнью собакам . Собака по имени Барри спасла сорок человек и была убита сорок первым. Однажды разыгрался сильный буран. Собаки вышли на поиск попавших в беду людей. Но одна за другой они возвращались. Собаки были обессилены и больше не могли работать. Только Барри продолжал поиск. Чутье подсказывало ему: кто-то нуждается в его помощи. В конце концов он обнаружил засыпанного снегом человека. Барри раскопал человека, стал тормошить его и лизать ему
лицо. Сознание стало возвращаться к человеку. Он открыл глаза и увидел перед собой собачью морду. Человек решил, что перед ним волк. Достал пистолет и убил Барри. Труп собаки торжественно
перевезли а Париж и похоронили со всеми почестями.
Задания для письменного анализа текста:
-
Подробно изложите текст.
-
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
-
Сделать фонетический разбор слова собачью.
* * *
Лесная чаша
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже жаркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частном ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте! Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами -пень. Рядом с пнем в зеленым брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я не видел. Она такая старая. Что края ее завернулись вверх . От этого вся сыроежка была в точности как большая
тарелка, наполненная водой. В тарелке водой лесник - маленький, сухой, желтый.
Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чащу до дна.
Задания для письменного анализа текста:
Подробно изложите текст.
Установите основную мысль автора.
Найдите в тексте образно-речевые средства и кратко их охарактеризуйте.
Произведите морфемный разбор словоформы «сыроежка».
* * *
О чем я думал сидя на кресле космического корабля перед стартом.
Вспомнил о далеком-далеком дне. Когда мне повязали пионерский галстук, узнал, что слово «пионер» означает «разведчик, исследователь, пролагающие дорогу». Замечательное слово! Жаль ,
что мы не все храним до конца дней своих. Как самую дорогую память, первый пионерский галстук.
Мне предстояло снова стать пионером, первым человекам, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех дерзких человеческих мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, самым сказочным.
(Ю.А.Гагарин)
Задания для письменного анализа текста:
1.Почему произношение слов вспомнил, разведчик, предстояло, дерзких не совпадает с их написанием? Назовите этот фонетический процесс.
2.Найдите в тексте фразеологический оборот. Что он обозначает?
3.Выпишите из текста причастия. Укажите производящую основу для каждого из них.
4.Объясните правописание слов повязали, снова,
пролагающие, дерзких, несбыточным.
5. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, объясните знаки препинания.
* * *
Бахаревский дом стоял в конце Нагорной улицы. Он был в один этаж и выходил на улицу пятнадцатью окнами. Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (как это ни странно, но у каждого дома есть своя физиономия).
Под этой широкой зеленой крышей, за этими низкими стенами, выкрашенными в дикий серый цвет, совершалось такое мирное течение человеческого существования! Небольшие светлые окна, заставленные цветами и низенькими шелковыми ширмочками, смотрели на улицу с самой добродушной улыбкой, как умеют смотреть хорошо сохранившиеся старики. Прохожие, торопливо сновавшие по тротуарам Нагорной улицы, с завистью заглядывали в окна бахаревского дома, где все дышало полным довольством и тихим семейным счастьем.
Каменные массивные ворота вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким желтым песочком. Самый дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами, между которыми была устроена широкая с низенькими ступеньками терасса, затянутая теперь вьющейся зеленью. В глубине двора , параллельно с зданием главного дома, тянулся длинный деревянный флигель, где помещались кухня, кучерская и баня.
-
Объясните значение слов: сновавших, терраса, полное
-
Найдите в тексте субстантированные прилагательные. Докажите это.
-
Произведите морфемный анализ слов: песочком,поднимавшихся и словообразовательный анализ слов:добродушной, торопливо.
-
Объясните правописание следующих слов:
решеткой, щеткой, шелковой, деревянный, каменный.
-
Объясните знаки препинания в 5- ом предложении текста, охактеризуйте
это предложение.
Мышка
Однажды зимой я сидел вечером у телевизора. Вдруг из- под шкафа вышла мышь и села у моей ноги. Я вскрикнул, и она исчезла под шкафом.
Через какое-то время она появилась и опять села у моей ноги. Я шевельнул ногой -она исчезла. Потом весь день ее не было. Но вечером, когда я сел перед телевизором, она появилась. Она снова
села у моей ноги и, не шевелясь, смотрела на экран. Я шевельнул ногой - нехотя ушла. Я затих – вышла из –под шкафа и села на старое место.
Во мне проснулся интерес к этой мышке. Чего она хочет. Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она сразу исчезла. Так
повторялось каждый день.
Я, наконец, рассмотрел ее. Она была хороша! Я видел ее маленькие черные глазки и светлую шубку. Мышка привыкла ко мне. Я положил на пол печенье. Она его с аппетитом съела, утерлась лапкой и стала внимательно смотреть на экран.
Прошел месяц. Я давал ей и печенье и колбаску. Я привык к ней. Теперь мне было бы скучно смотреть телевизор одному.
Днем я, как всегда, работал за своим столом. К вечеру я уже думал, что скоро включу телевизор ,и мы сядем с мышью смотреть последние известия.
Задания:
-
Подробно изложите текст.
-
Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.
Есть ли у животных «шестое чувство»?
Обычный человек
не может запомнить тот долгий путь, по
которому он шёл
в лесу, и выбрать нужное
направление, чтобы вернуться
назад.
Даже те люди,
которые хорошо знают лес – например, дровосеки,
– могут заблудиться, как любой городской
житель, если во время работы отойдут
в сторону от дороги.
Значит, у
человека нет этого чувства направления. Но,
может быть, оно есть
у животных?
Однажды хозяева
трёхлетнего кота подарили его другой семье.
Животное увезли на электричке на новое
место. Весь путь был не менее
шестнадцати километров. Через два дня кот убежал; и в
тот же вечер
появился на старом месте. Он прибежал совсем с
другой стороны и не
той дорогой, которой его увозили. Так как на нём был
специальный ошейник, смогли подсчитать его новый
путь;
одиннадцать километров.
За последние
годы стало известно, что многие животные могут
ориентироваться по солнцу и даже по звёздам, например,
черепахи находят дорогу к морю по особенно голубому небу над
ним.
Задания:
-
Подробно изложите тест
-
Сделайте полный синтаксический разбор подчеркнутого предложения.
* * *
Казахи и нашествие монголов.
Казахи до нашествия монголов считались народом с древней культурой, имевшим довольно широко известные в Европе города, такие, как Отырар и Тараз. И особенно Отырар – цветущий культурный центр казахов ( в истории известных под названием кипчаки), со своей обсерваторий, библиотеками, медресе и караван - сараем, принимавшим богатых купцов неведомых, дальних стран.
И этот город первым в степи оказал сопротивление черной туч, наползавшей с востока на запад - войскам Чингизхана. И за это был сметен ими с лица земли.
После этого поражения казахи как народ, занимавшийся в основном скотоводством, рассеялись по степи, по горестному выражению
Мухтара Аууэзова, «словно жалкая горсть баурсаков, высыпанная скупой рукой хозяйки на широкую скатерть ». с тех пор «измучен и несчастен казахский народ, чья родина - широкая безлюдная степь». Его одинокие аулы затеряны в громадной пустыне. И так везде, где живут казахи.
Безлюдье вокруг, нет постоянного обжитого места. Нет кипящих жизнью городов! В силу этого для писателей, обратившихся к далекому прошлому своего народа, первой трудностью было отсутствие каких- либо исторических документов и летописей, так как кочевой народ не имел после Отырара ни библиотек, ни музеев, ни архивов, откуда бы извлек он себе письменные сведения о былой жизни народа.
( По А.Нурпеисову 188 слов.)
Задания:
-
Провести морфологический разбор слов:кочевой, измучен, обжитой, обсерватория, баурсаки.
-
Провести синтаксически разбор выделенного предложения,составить схему.
Задания второго тура предметной олимпиады (устный)
Уже
заметна воздуха прохлада,
И убыль дня, и ночи рост.
Уже настало время винограда
И время падающих звёзд.
Глаза не сужены горячим светом,
Раскрыты широко, как при луне.
И кровь ровней, уже не так, как летом,
Переливается во мне.
И,
важные, текут неторопливо
Слова и мысли. И душа строга,
Пустынна и просторна, точно нива,
Откуда вывезли стога.
(Вера Инбер)
-
Прочитайте текст выразительно.
-
Определите тему, основную мысль текста.
-
Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
-
Озаглавьте текст ( подберите разные варианты названия).
-
Напишите эссе на тему :
Что я знаю о своей будущей профессии?
О любви
Великая сила – любовь, она облегчает тяжесть бремени и позволяет душе со спокойствием выносить то, что совершенно невыносимо.
Любовь хочет быть свободный, неподвластной никакому мирскому влечению, ибо внутренне она не знает препятствий, и временные прельщения ее не завораживают, неудобства не смущают.
Нет ничего сладостнее любви, ничего сильнее, ничего возвышеннее, ничего просторнее и радостнее, ничего полнее, ничего добрее ни на Небе, ни на Земле.
Любовь обновляет и заполняет пустоту души человеческой, всегда желающей любовного упоения. Человек, дающий любовь свою другим, счастлив надеждой собрать урожай роз для души
своей.
Любовь отеческая, сыновняя, братская сливает в единое, лучезарное добро, которое украшает дыхание духа твоего. Эта любовь заполняет пустоту счастьем и радостью. Эта любовь питает и утешает одиноких путников.
Задания:
-
Прочитайте и перескажите текст. Чему он учит нас?
-
Составьте небольшой монологический текст на тему «Любовь в моей жизни».
-
Найдите в тексте слова, употребляемые в переносном
значении , подберите к ним синонимы.
-
Провести синтаксически разбор выделенного предложения
-
Напишите эссе на тему : «Люди и природа»
Зерно
Виноград, когда поспел,
Ты сорвал его – и съел!
Когда яблоки поспели-
Так и просятся, чтоб съели.
Дыня вызрела и тут же
Поедаем ее дружно.
Ну, а вызреет пшеница,
Есть ее так не годится.
Надо сделать много дел,
Чтобы ты ее поел.
Скосит в поле комбайнер,
Увезет на ток шофер.
Мельник смелет. Из муки
Можно делать пироги,
Пекарь хлеба напечет,
В магазин его свезет.
Так отведаем зерно,
Когда - хлебушек оно!
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Какие художественно – изобразительные средства использует автор?
Составьте устное высказывание на тему «Народы Казахстана».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Взаимопонимание
В нашем городе просторном
Электрическом, моторном,-
По широким магистралям,
Как нарядные жуки,
Мчат автобусы цветные
И машины легковые,
И глазастые, большие
Ворчуны грузовики.
По дороге все шоферы
Понимают светофоры,
Потому что у шоферов
Свой, особенный язык.
Для водителя любого
Знак в пути важнее слова.
Уважать один другого
За рулем любой привык!
А у нас и ссор немало,
Нам бы всем не помешало
У шоферов получится
Не грубить, не обижать!
Да и вежливости тоже
Поучиться бы прохожим,
И порядку, и уменью
Всем друг друга уважать.
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Астана-столица РК».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
* * *
Радость
Словно волны океана,
Плещет радость через край.
Ты явился к нам, желанный,
Долгожданный май!
Там пускай же май разбудит
Души все и все сердца!
Пусть на улице не будет
Равнодушного лица!
В сердце радость зазвенела-
С нею с детства мы друзья.
Если бы радость вес имела-
Сотню тонн поднял бы я!
Месяц май идет поющий
По родным моим полям.
Слава радости, дающей
Силу молодости нам!
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Интернет в нашей жизни».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
* * *
Ель
Стылый ветер гонит грубо
Даже память о тепле,
И желтеют листья дуба,
И срываются к земле.
В ожидании мороза,
Беззащитная на вид,
Оголенная береза
Каждой веточкой дрожит.
Но, довольная судьбою,
Ель – издалека видна!-
Летом, осенью, зимою
И весною зелена.
Нипочем ей злая стужа,
Нипочем палящий зной.
Ель в любую пору дружит
Здесь с суровой стороной.
День и солнечный, и хмурый
В свой черед по нраву ей.
То же качество натуры
Я встречаю у людей.
Пусть себе другие тешат:
Дескать, в переменах - цель…
Вдаль идя, старайся тем же
Оставаться, словно ель.
Задания:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Установите тип речи, обоснуйте свое мнение.
Составьте текст на тему: «Интернет в нашей жизни».
Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Памятки.
Как подготовиться к выразительному чтению текста.
-
Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится( в тех случаях, когда это возможно).
-
Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
-
Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.
-
Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логические ударение.
-
Обозначьте паузы.
-
Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи ,громкость голоса.
Как составлять план текста.
-
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
-
Определите тему и основную мысль текста.
-
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
-
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом, проследите: все главное нашло отражение в плане: связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную
мысль текста.
-
Проверьте,можно ли, руководствуясь этим
планом, воспроизвести и пересказать текст.
-
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как подготовиться к изложению:
-
Внимательно прочитайте текст,выясните значение непонятных слов.
-
Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случаи затруднения перечитайте соответствующие части текста.
-
Сформулируйте тему и основную мысль текста
-
Определите , к какому типу речи относится текст
-
Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
-
Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
-
Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части значительными паузами.
-
Закройте книгу:напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем перепишите его.
Приложение
Фонетический разбор:
-
Делим на слоги, ставим ударение.
-
Буквенно-звуковой анализ: гласные( ударные- безударные), согласные(звонкие, глухие, твердые, мягкие, какими буквами обозначены).
-
Количество букв и звуков.
Орфографический разбор:
-
Найти орфограмму или орфограммы в слове.
-
Соотнести данную орфограмму с соответствующими правилами и дать определение этому орфографическому правилу.
-
Графически обозначить орфограмму в слове.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор:
а) порядок разбора слова по составу:
1. выделить окончание.
2. основу слова.
3. корень, подобрать 2-3 родственных слова.
4. суффикс, подобрать 2-3 слова с тем же суффиксом, значение суффикса, если ясно.
5. приставка, подобрать 2-3 слова с той же приставкой, значение приставки, если ясно.
б) порядок словообразовательного разбора слов:
1. найти слова или его основу, от которого образовано данное слово.
2.определить с помощью какой приставки или суффикса и т.д. образовано данное слово.
3. назвать способ образования слов.
Лексический разбор:
-
Каково лексическое значение слова в данном предложении, является ли слово по значению: однозначным или многозначным (если слово многозначное , то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений)?
-
В прямом или переносном значении употреблено слово?
-
Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?
-
Какова стилистическая характеристика слова?(Разговорное, книжное, стилистически нейтральное) ?
-
Каково происхождение слова?
Морфологический разбор:
имени существительного:
1. Назвать часть речи.
2. Привести начальную форму – именительный падеж,ед.число.
3. Отметить, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, определить род и склонение, т.е. постоянные признаки.
4. Указать в каком числе и падеже стоит в данном предложении.
5. Синтаксическая роль в данном предложении.
Имени прилагательного:
-
Назвать часть речи.
-
Привести начальную форму (И.п., ед.ч., м.р.)
-
Определить разряд по значению(качественное, относительное, притяжательное)
-
Если качественное прилагательное употреблено в одной из форм степеней сравнения или в краткой форме, отметить это.
-
Указать число, род, падеж.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Имени числительного:
1.Назвать часть речи.
2.Привести начальную форму (И.п., ед.ч., м.р.)
3. Определить разряд по значению (количественное или порядковое).
4. Найти группу числительного по составу ( простое, сложное, составное).
5. Указать у количественных числительных падеж, у порядковых- число, род и падеж.
6. Синтаксическая роль в данном предложении.
Местоимения:
1. Назвать часть речи.
2. Привести начальную форму (И.п., ед.ч.)
3. Определить разряд .
4. Указать падеж, число, лицо, род- если есть.
5. Синтаксическая роль в данном предложении.
Глагола:
-
Назвать часть речи.
-
Указать начальную форму( неопределенная форма)
-
Указать переходный или непереходный.Если непереходный глагол- возвратный, отметить это.
-
Указать вид глагола( совершенный или несовершенный)
-
Указать спряжение глагола.
-
Указать наклонение, для глаголов изъявительного наклонения- время, число, лицо и род.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Наречия:
-
Назвать часть речи
-
Если наречие употреблено в форме сравнительной или превосходной степени, отметить это и назвать начальную форму.
-
Синтаксическая роль в данном предложении.
Синтаксический разбор.
Синтаксический разбор словосочетания.
1. Определить главное и зависимое слово
2. Определить способ связи в словосочетании
Синтаксический разбор простого предложения.
1.Вид по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
2.Вид по эмоциональной окраске ( восклицательное, невосклицательное)
3.Вид по составу грамматической основы (односоставное, многозначное)
4.Если односоставное, указать вид односоставного предложения.
5.Вид по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)
6. Вид по наличию или отсутствию необходимого члена ( полное, неполное)
7. Предложение осложненное или неосложненное, указать чем осложнено.
8. Определить грамматическую основу и способы их выражения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
-
Сложное
-
Союзное или бессоюзное
-
Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное
-
Выделить грамматические основы простых предложений
-
Если ССП, то назвать смысловые отношения между простыми предложениями . Если СПП, то главное и придаточное, определить вид придаточного
-
Средства связи между простыми предложениями в ССП,в СПП
-
Если БСП, то определить смысловые отношения между простыми предложениями
-
Объяснить постановку знаков препинания в БСП
Как различают типы речи?
Основные типы речи- повествование, описание, рассуждение.
В повествовании обычно говорится о действиях и событиях(что было сначала, потом, затем... и наконец ). В описании изображаются предметы, люди,животные, природа и т.п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
Типы речи можно различать по вопросам :к повествованию ставится вопрос что произошло? к описанию-какой? к рассуждению - почему?
СТИЛИСТИКА – это раздел науки о языке, который изучает стили русского языка и языковые средства, создающие их особенности
Важнейшие признаки каждого из стилей:
- с какой целью говорим.
- в какой обстановке.
- какие речевые жанры используем.
-какие языковые средства.
-какие характерные стилевые черты речи.
Существует пять основных стилей языка:разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный:
Словарь литературоведческих терминов:
Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
А.С.Пушкин
Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:
Я царь – я раб, я червь – я бог!
Г.Р.Державин
Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Вечер.Взморье.Вздохи ветра.
Величавый возглас воли.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
Баллада – повествовательная песня с драмматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. В основе баллады – необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Градация – стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Виды градации: возрастающая (климакс) и убывающая (антиклимакс).
Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Пчела за данью полевой,
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий:
«стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «вел мечи на при обильный – вел воинов в бой; «сычок запел» - скрипач заиграл на своем инструменте.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение ( «синее море», «белокаменные палаты», «красна девица», «ясный сокол», «сахарные уста» и. т.д.)
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда родчеркивает ритм6 членение речи на стихи.
Ритм – постоянное6 мерное повторение в тексте однотипных отрезков6 в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.
Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
Использованная литература :
-
А.О.Орг Олимпиада по русскому языку. Книга для учителя. Москва «Просвещение», 2002 г.
-
В.С.Гетманова. Пособие по русскому языку для учащихся 9 – 11 классов, готовящихся к ЕНТ. Шымкент «Шикула», 2009 г.
-
В.А.Баранов Русский язык (справочные материалы).Москва, «Просвещение»,1985г.
-
Грамматический справочник по русскому языку.Шымкент, «Шикула»
-
Учебник «Русский язык» для 5-8 классов Москва, «Просвещение»
-
Шклярова Т.В. «Грамотей» План грамматических разборов для учащихся 5-11 классов.
7.Сборник диктантов и изложений. Кокшетау,2
С о д е р ж а н и е:
1.Пояснительная записка к заданиям для предметной олимпиады по русскому языку и литературе __2 стр.
2.Задания для письменного тура предметной олимпиады _ 3-13 стр.
3.Задания второго тура предметной олимпиады (устный) _14-20 стр.
4.Памятки ______________21-29 стр.
5.Словарь литературоведческих терминов _30-33 стр.
6.Использованная литература_______________34 стр.
7. Для заметки ___________________________35 стр.
8. Содержание ___________________________36 стр.
шағым қалдыра аласыз













