Алматинская
область
Енбекшиказахский
район
КГУ « Средняя школа имени
А.Саттарова» с дошкольным
мини-центром
Онлайн классный час на тему:
«Основатель латинского алфавита»
7«В»
класс
Классный руководитель –
Хизирова А.К.
2020-2021учебный
года
«Утверждаю»
Директор
школы
---------------------------
Амилова
Ч.М.
Дата
:09.09.2020
Классный час
Тема: « Основатель латинского алфавита»
Цель:
ознакомить учащихся с предстоящим событием в истории государства –
переходом на латинский язык.
Развивать
интерес к событиям государственной важности, умение высказывать
свое мнение.
Воспитывать
активную гражданскую позицию.
Методы
проведения: работа в группах.
Ход
Вступление
1.
Психологический настрой «Я знаю…»
2.Вступительная
речь учителя о теме, цели проведения классного часа.(видео
МО)
3.Вопросы по
Презентации
Основная
часть
4.Жизнь и
творчество А.Байтурсынова (Презентация)
5.Вспомните,
что вам известно о статье Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее:
модернизация общественного
сознания»?
Она направлена
на модернизацию общественного
сознания.
Во втором
разделе «Повестка на ближайшие годы»
называно
несколько
конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.
Одним из первых стоит:
Поэтапный
переход казахского языка на
латиницу.
Лати́нский
алфави́т (лати́ница) — восходящая к греческому алфавиту буквенная
письменность, возникшая в латинском языке в середине I тысячелетия
до н. э. и впоследствии распространившаяся по всему миру.
Современный латинский алфавит, являющийся основой письменности
большинства романских, германских, а также множества других языков,
в своём базовом варианте состоит из 26 букв. Буквы в разных языках
называются по-разному.
Особенность:
Одним из самых
распространенных вариантов письменности считается латиница. Алфавит
берет свое начало в Греции, однако полностью сформировался именно в
латинском языке индоевропейской семьи. На сегодняшний день эту
письменность использует большинство народностей мира, включая всю
Америку и Австралию, большую часть Европы, а также половину Африки.
Перевод на латиницу становится все более популярным, и на данный
момент она сильно вытесняет кириллицу и арабское письмо. Такой
алфавит по праву считается всеобщим и универсальным вариантом, и с
каждым годом становится все более популярным. Особенно
распространена английская, испанская, португальская, французская,
немецкая и итальянская латиница. Часто государства используют ее
наряду с другими видами письма, в частности в Индии, Японии, Китае
и других странах. -
3.Работа в
дистанционном режиме
Задание:
прочитайте текст из статьи Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее:
модернизация общественного сознания» - «История графики казахского
языка». Подготовьте «толстые» и «тонкие» вопросы по
тексту.
Текст:
История графики
казахского языка имеет глубокие
корни.
В VI–VII веках,
в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и
действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как
орхоно-енисейское письмо.
В VI–VII веках
возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов
буквенного письма человечества.
С V по XV век
тюркский язык был языком межнационального общения на большей части
Евразии.
Например, в
Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись
в основном на тюркском языке.
Начиная с X по
XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась
арабская графика.
Отход от
рунической письменности, распространение арабского языка и арабской
графики начались после принятия
ислама.
7 августа 1929
года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о
введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский
алфавит».
Латинизированный алфавит официально
использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен
кириллицей.
13 ноября 1940
года был принят Закон «О переводе казахской письменности с
латинизированной на новый алфавит на основе русской
графики».
Таким образом,
история изменения алфавита казахского языка определялась в основном
конкретными политическими
причинами.
В декабре 2012
года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050»
я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего
алфавита на латиницу».
Это означает,
что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на
латинский алфавит.
То есть к 2025
году делопроизводство, периодические издания, учебники и все
остальное мы начинаем издавать на
латинице.
А сейчас
приступим к подготовке начала перехода на латинский
алфавит.
Переход на
латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и
особенности современной технологической среды, и особенности
коммуникаций в современном мире, и особенности
научно-образовательного процесса в XXI
веке.
Поэтому 2025
год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график
перехода казахского языка на
латиницу.
В наших школах
все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для
молодежи не будет проблем.
Полагаю, что до
конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой
общественности принять единый стандартный вариант казахского
алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для
преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней
школы.
В ближайшие 2
года провести необходимую организационную и методическую
работу.
Конечно, в
период адаптации определенное время будет работать и
кириллица.
Заключение
4.Блиц опрос –
ответы учащихся.
5.Рефлексия:
прием «Лесенка успеха».
6.Подведение
итогов классного часа.
Хотелось к
этому привести слова Н.А.Назарбаева, который подчеркнул, что
переход на латиницу не означает побег от русского
языка.
Все
издания издающиеся на русском языке остаются на
кириллице.
"Латиница
касается прежде всего казахского языка. Но казахам нужно знать и
русский язык. Мы не изучали других языков, как русский язык. Если
мы будем точно так же изучать английский или другие языки, проблема
решится сама собой. По-моему, мы не выиграем, если оторвемся от
русского языка, на который переводятся вся технология и много
книг", - добавил Нурсултан
Назарбаев.
По словам
Елбасы, внедрение латиницы будет проходить очень обоснованно,
разумно, в тех пределах, которые
необходимы.
Проверено : ВВР
__________ Шакиева Л.Б.
Кл
.руководитель __________ Хизирова А.К.