Опросник Акцентауции характера

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Опросник Акцентауции характера

Материал туралы қысқаша түсінік
Опросник Акцентауции характера
Материалдың қысқаша нұсқасы

Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются пато­логическими, однако могут при определенных условиях разви­ваться в положительном или отрицательном направлении. Чер­ты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классифика­ция Леонгарда).

1. Гипертимный личности со склонностью к повышенному настроению.

2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

3. Эмотивные, аффективно лабильные.

4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.

5. Тревожные.

6. Циклотимные, со склонностью к депрессивномуреагиро-ванию.

7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.

10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации. Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

демонстративностъ (в патологии: психопатия истери­ческого круга);

педантичность (в патологии: ананкастическая психопа­тия);.

возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);

застревание (в патологии: паранояльные психопаты). Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 бал­лов.

Акцентуации.

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настрое­нию, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на дру­гое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, лег­ко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят вла­сти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доми­нированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологичес­кий счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

2. Застревание склонность к «застреванию аффекта», к бре­довым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго по­мнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аф­фективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляет­ся эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения за­висит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко органи­зована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно восприни­мают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если про­исходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантиз­ма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на Другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди чет­ко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерическо­го) склада с очень высоким уровнем конституционной тревож­ности, не уверены в себе. Недооценивают, преумеяьшгюг свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозмож­ных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию сво­их страхов и опасений.

6. Цыклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее на­строение коротко, плохое длительно. При депрессии вецут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчая­ние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимнъге (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии — психопатия истеричес­кого типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стрем­ление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не баши равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологи­ческая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определе­ны чисто внешне.

8 Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро ис-гощаегся в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзаль­тации (близко к демонстративному, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

Вопросы

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомрачен­ным?

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли вы плачете?

4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к провер­ке — правильно ли все было сделано?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверст­ники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчли­вы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

12. Предприимчивы ли вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоя­тельств и событий?

21. Любят ли вас ваши знакомые?

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних по­рывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потря­сение?

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

28. Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее жи­вотное или птицу?

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неров­но, стараетесь ли вы это поправить?

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профес­сиональной или учебной деятельности?

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счас­тьем?

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых пред­ставлениях?

37. Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в гляза?

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответствен­ны за нее?

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым до­пущена несправедливость?

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный по­греб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кро­потливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли вы в детстве из дому?

47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли вы любите животных?

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в от­чаяние?

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встре­чается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошло­го или о будущем дне?

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настрое­нии, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у вас бывают головокружения?

73. Часто ли вы смеетесь?

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы пло­хого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедли­вость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закры­ты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?

81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художествен­ной самодеятельности?

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тос­кливому?

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компа­нии?

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, Правильность которых сознаете?

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недовер­чивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верх­него этажа большого дома?

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, что­бы на время забыть, какой вы на самом деле?

Обработка результатов.

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.










Свойства характера

Коэф­фици­ент

«ДА» № вопросов

«НЕТ» № вопросов

Гипертимность

3

1,12,25,36,50,61,75,85

Дистимичность

3

10,23,48,83,96

34,58,73

Циклотимность

3

6,20,31,44,55,70,80,93

-----

Эмоциональность

3

3, 14, 52, 64, 77, 87

28,39

Демонстративность

2

7,21,24,32,45,49,71,74, 81,94,97

56

Застревание

2

2,16,26,38,41,62,76,86, 90

13,51

Педантичность

2

4,15,19,29,43,53,65,69, 78,89,92

40

Тревожность

3

17,30,42,54,79,91

5,67

Возбудимость

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

__

Экзальтиоованность

6

11,35,60,84

_

Ложь

1

9,47,59,68,83

18.27.37,63













Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса

Позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их, а также старающихся оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Инструкция, Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

Вопросы к методике Томаса.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем об­суждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.


2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я пыта­юсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.


3. а) Я обычно стремлюсь добиться своего, б) Иногда я жерт­вую своими собственными интересами ради интересов другого человека.


4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я стара­юсь не задеть чувства другого.


5. а) Угаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най­ти поддержку у другого, б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.


6. а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя, б) Я стара­юсь добиться своего.


7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно, б) Я считаю воз­можным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.


8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затро­нутые интересы и спорные вопросы.


9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.


10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего, б) Я пытаюсь най­ти компромиссное решение.


11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы, б) Я стараюсь успокоить дру­гого и главным образом сохранить наши отношения.


12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры, б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.


13. а) Я предлагаю среднюю позицию, б) Я постараюсь, что­бы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.


15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряже­ния.


16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого, б) Я обычно пыта­юсь убедить другого в преимуществах моей позиции.


17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я ста­раюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.


18. а) Если это сделает другого человека счастливым,то я дам ему возможность настоять на своем, б) Я дам другому возмож­ность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.


19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь от­ложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.


20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия, б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.


21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру­гому, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.


22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере­дине между моей и другого человека, б) Я отстаиваю свою пози­цию.


23. а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить же­лания каждого из нас. б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.


24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.


25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте, б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам дру­гого.


26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию, б) Я почти все­гда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.


27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров, б) Если это сде­лает другого человека счастливым, дам ему возможность посто­ять на своем.


28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлю:*. найти поддержку у другого.


29. а) Я предлагаю среднюю позицию, 6} Думаю, что не все­гда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого, б) Я всегда зани­маю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Соперни­чество

Сотрудни­чество

Компро­мисс

Избега­ние

Приспособ­ление

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

6

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а














Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой

Для определения индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности была разработана специальная шкала «эффективности педагоги­ческого стиля».

Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.

Содержание тестового материала и порядок работы

Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1—2, 3—4 и т. д.) и формулы шкалирования.

Инструкция: «Внимательно прочитав утверждения, оцените по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают ваши представления об эффективном стиле педагогического воздей­ствия».


Оценка

Содержательное описание оценки

«+4»

да, несомненно (очень сильное согласие)

«+3»

да, верно (сильное согласие)

«+2»

в общем, да (среднее согласие)

«+1»

скорее да, чем нет (слабое согласие)

«0»

ни да, ни нет

« — 1»

скорее нет, чем да (слабое несогласие)

« — 2»

в общем, нет (среднее несогласие)

«—3»

нет, неверно (сильное несогласие)

«—4»

нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие)


Опросник «Стили педагогических воздействий»

Утверждения

1. Я считаю, что лучше перехвалить ученика, чем недохвалить.

2. Я хвалю учеников в зависимости от ситуации.

3. Всегда свои поощрения сопровождаю подробным объясне­нием, что именно достойно похвалы.

4. Делаю это (объяснение) в общих чертах.

5. Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам сво­их учеников, игнорируя их недостатки в работе.

6. В первую очередь я всегда обращаю внимание на недостат­ки в работе учеников, сдержанно отмечаю их успехи.

7. Я постоянно поощряю старание учеников в решении учеб­ных задач.

8. Отмечаю участие в работе вообще.

9. Я считаю важным подчеркнуть значимость достигнутых результатов каждого ученика.

10. Я считаю важным всегда сообщать своим ученикам об их успехах.

11. Я постоянно даю сравнение прошлых и настоящих достижений своих учеников.

12. Ориентирую учеников сравнивать их результаты с результатами других (на соревнование).

13. Считаю правильным преувеличение значимости достигну­тых результатов учеников для их стимулирования.

14. Считаю неправильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников, так как это только расхола­живает их.

15. Мера поощрения для данного ученика должна определять­ся степенью его прилежания.

16. Я всегда достигнутое учеником связываю с его старанием.

17. Я связываю достигнутый результат ученика с его способ­ностями.

18. Мои ученики с удовольствием выполняют задание, пото­му что им нравится процесс работы.

19. Мои ученики стараются лучше выполнить задание, что­бы получить мою похвалу, награду, выиграть в соревновании.

20. Я постоянно обращаю внимание учеников на то, что повышение успеваемости зависит от их желания учиться в соот­ветствии со своими способностями.

21. Обращаю внимание учащихся на то, что их успех в учебе зависит от моих усилий добиться хороших результатов.

22. Я всегда ориентируюсь на постановку перед учащимися новых задач, а не на контроль изученного.

23. Постоянно контролирую процесс самостоятельной рабо­ты учащихся, не допуская их отвлечения от работы.


Обработка результатов

Для определения индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности (дидактической коммуникации) необходи­мо подсчитать количество («+») совпадения ответов обследуемого с ключом первой и второй субшкалы.


Ключи к опроснику для определения стиля педагогических воздействий


Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно («+»), или отрицательно («-») и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.

Величина отношения количества положительных утвержде­ний (ЭП) по первой субшкале к количеству положительных ут­верждений (НЭП) по второй субшкале и выступала эмпиричес­кой мерой асимметрии в предпочтении использования в дидактической коммуникации эффективных методов подкрепле­ния.


Субшкалы

Первая

Вторая

1.

1

2

2.

3

4

3.

5

6

4.

7

8

5.

9

10

6.

И

12

7.

13

14

8.

15

16

9.

17

18

10.

19

20

11.

21

22

12.

23

24

Всего:

12

12



Для более корректной обработки полученных данных необ­ходимо сделать следующие расчетные операции:


Шаг 1. Сложить «сырые» оценки по каждому нечетному пун­кту шкалы и полученную сумму разделить на 12. Частное от де­ления (ЭП) является эмпирической мерой тенденции будущего педагога предпочитать эффективные методы «подкрепления» своего ученика

ЭП = (х1 + х3 + ...+ х11)/12.

Шаг 2. Сложить «сырые» оценки по каждому четному пунк­ту шкалы и полученную сумму разделить на 12. Частное отделе­ния (НЭП) является эмпирической мерой тенденции будущего

педагога к использованию неэффективных методов поощрения своих учеников

НЭП = Е (х4 + х2 + ...+ х,2)/12.

Шаг 3. Вычислить разницу между ЭП и НЭП Ас = ЭП - НЭП.

Величина асимметрии оценок выступает мерой сбаланси­рованности методик «поощрения» в процессе дидактической коммуникации







Интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения



Показатели индивидуального предпочтения

Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля



ориентированного на развитие

ориентированного на результат

1. Методов эффективного поощрения

(ЭП>НЭП) тенденция к «поддерживающему» стилю коммуникации

(ЭП<НЭП)

2. Методов неэффективного «подкрепления»

(НЭПОП)

(НЭП>ЭП) тенден­ция к «контроли­рующему» стилю коммуникации

3. Относительная мера АС

Положительная асимметрия предпочтения ЭП

(фасилитации)

Отрицательная асимметрия предпочтения НЭП (контроль)
































13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата

в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

Опыт показывает, что проводимые исследования психоло­гического климата, как правило, преследуют две цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особеннос­тями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным пси­хологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодичес­кие «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адап­тации новых работников, отношения к труду, динамики текуче­сти кадров, эффективности руководства, продуктивности дея­тельности.

Психологический климат первичного трудового коллектива понимается как социально обусловленная, относительно устой­чивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведен­ческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При кон­струировании вопросов, направленных на измерение поведен­ческого компонента, выдерживается критерий «желание — неже­лание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным кри­терием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».

Тестовый материал


Инструкция: Просим вас принять участие в исследовании, це­лью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно прочитать варианты ответа.

2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению.

3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.


Вопросы.

  1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:


Большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди

В нашем коллективе есть разные люди

Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные


  1. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены ва­шего коллектива жили близко друг от друга?


Нет, конечно

Скорее нет, чем да

Не знаю, не задумывался об этом

Скорее да, чем нет

Да, конечно


  1. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:


Да

Пожалуй, да

Не знаю, не задумывался над этим

Пожалуй, нет

Нет

Деловых качеств большинства членов коллектива

Личных качеств большинства членов коллектива


4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив?


1

2

3

4

5

6

7

8

9


5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вме­сте с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнес­лись?


Это меня бы устроило бы вполне

Не знаю, не задумывался над этим

Это меня бы совершенно не устроило


6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно обща­ются по деловым вопросам?


Нет, не мог бы

Не могу сказать, не задумывался над этим

Да, мог бы


7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллекти­ве? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоро­вой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаи­мопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?


1

2

3

4

5

6

7

8

9


8) Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встре­чаться с членами вашего коллектива?


Да, конечно

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет, конечно


Обработка результатов, полученных при использовании ме­тодики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анали­зируются различные стороны отношения к коллективу для каж­дого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; —1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочета­ния ответов каждого испытуемого на вопросы по данному ком­поненту могут быть обобщены следующим образом:

положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);

отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содер­жащие три отрицательных ответа, или два ответа — отри­цательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком);

неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан нео­пределенный ответ; ответы на два вопроса неопределен­ны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в табли­цу следующего вида.

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; —; 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.


Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения


Участники опроса

Эмоциональный компонент

Когнитивный

компонент

Поведенческий компонент

1

2

Например, для эмоционального компонента


Э = Сумма (+) - Сумма (—) : п

где Сумма (+) — количество положительных ответов, содержа­щихся в столбце, Сумма (—) — количество отрицательных отве­тов, п — число членов коллектива, принявших участие в иссле­довании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от —1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются по­лученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от —1 до +1) делится на три равные части: от —1 до -0,33; от -0,33 до+0,33; от+0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем счи­тать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопреде­ленными, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения.

Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента воз­можны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива тракту­ется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благо­приятный, в третьем — как совершенно неудовлетворительный, в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом слу­чае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы:1,4 и 7 относятся к эмоциональ­ному компоненту; 2,5,8 — к поведенческому; когнитивный ком­понент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по экспресс-методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5—10 мин. Простота обработки результатов даст возможность быстрого их получения.
















Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)

Опросник содержит 7 шкал в виде перечня из 44 утверждений.

Испытуемый последовательно читает утверждения и выража­ет свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от —3 («полностью не согласен») до +3 («полностью со­гласен»). Баллы заносятся испытуемым на бланк ответов.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. В последнем случае необходимо принять меры, исключающие влияние на ответы других участников.

Шкала общей интенсивности (ИО). Высокий показатель этой шкалы соответствует интервальное™ в разнообразных жизнен­ных ситуациях, т. е. шкала ИО — трансситуативна для испытуе­мых с высоким уровнем субъективного контроля; свойственна тенденция приписывать причины большинства жизненных со­бытий собственной личности. Такие люди считают себя ответ­ственными за происходящее с ними, устанавливают связь меж­ду собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности. Испытуемые с низким показателем ИО склонны приписывать ответственность за происходящее с ними внешним силам. Такие испытуемые считают, что результа­ты деятельности и значимые события их жизни слабо зависят от их собственной активности.

Шкала интернальности в области достижений (ИД). Высокий уровень ИД соответствует склонности испытуемого считать до­стигнутые успехи результатом собственных качеств и проявлен­ной активности. Такие люди уверены в способности добиваться успеха на пути к цели. Низкий уровень ИД свидетельствует об отказе считать достижения следствием собственных действий.

Такие испытуемые объясняют положительные события ре­зультатом везения или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (ИИ). Высокий по­казатель ИН обнаруживает внутренний контроль над от­рицательными событиями. Испытуемые с высоким уровнем ИН обвиняют себя в неприятных событиях собственной жизни. Низ­кий показатель шкалы свидетельствует о преобладании внешне­го контроля, что проявляется в приписывании ответственности другим людям или считается результатом невезения.

Шкала интернальности в сфере семейных отношений (ИС). Шкала содержит пункты, относящиеся к событиям семейной жизни. Высокий показатель ИС говорит о чувстве ответст­венности испытуемого за значимые события, происходящие в се­мье. При низком значении ИС испытуемый переносит ответственность за происходящее на других членов семьи.

Шкала интернальности в области производственных отноше­ний (ИМ). Высокий уровень показателя соответствует представ­лению о себе как человеке, способном оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать не­формальные контакты. Испытуемые с низким показателем ИМ склонны объяснять то, как складываются отношения, результа­том действия партнеров.

Шкала интернальности в сфере здоровья и болезни (ИЗ). Вы­сокий показатель по этой шкале говорит о том, что испытуемый считает себя ответственным за состояние своего здоровья. Люди с низким уровнем ИЗ считают состояние здоровья и болезнь результатом случая, судьбы. Они склонны верить, что выздоровле­ние произойдет или спонтанно, или в результате действий врачей.

Вопросы

1. Продвижение по службе зависит больше от удачного сте­чения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, — то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5 Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6, Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завое­вать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не менее, чем отношения супругов.

8 Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффектив­ным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обсто­ятельств (например, от настроения учителя), чем от моих соб­ственных усилий.

11. Когда я строю планы, то верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше по­мочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни ста­рались наладить семейную жизнь, они не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Успех в моих действиях обусловлен моими собственными усилиями.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоя­тельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно са­мостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает -людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов за плохое управление организацией ответ­ственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.

27. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных об­стоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных РУК.

30. Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не добился успеха в своей работе, ско­рее всего не проявил достаточных усилий.

32. Чаще я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жиз­ни, чаще виноваты другие, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зави­сит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь од­ним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непри­знанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие себя, свои способности реализовать, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неуме­ния или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов. Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обрат­ным знаком (-).


Ио

И достиж

И неудач

И произв

И семья

И межлич отнош

здоровье

+

+

+

+

+

+

+

2

1

12

1

2

7

19

1

2

7

4

6

13

3

4

3

15

5

4

33

22

9

16

14

27

38

34

23

11

5-

27

6

20

38

25

10

20

26

12

6

32

14

31

40

42

30

32

28

13

7

36

26

42

41

36

26

37

41

14

8

37

43

44

24

37

43

15

9

16

10

17

14

19

18

20

21

+

22

23

25

24

+

+

+

+

+

+

+

27

26

29

28

31

30

32

33

34

35

36

38

37

40

39

41

42

43

44


ЭТАП 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком

вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак вашего балла на обратный.



1 Ио 2 Ид 3 Ин 4 Ип 5 Ис 6 Им 7 Из

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

2

1

12

1

2

7

2

7

19

1

4

6

13

3

4

3

15

5

4

24

16

14

22

9

27

38

34

23

11

5

27

6

20

33

20

26

25

10





12

6

32

14

31

38

32

28

42

30





13

7

36

26

42

40

37

41

36

26





15

8

37

43

44

41



37

43





16

9













17

10













19

14













20

18













22

21













25

23













27

24













29

26













31

28













32

30













34

33













36

35













37

38













39

40













42

41













44

43














Итак, вы получили 7 сумм баллов.

ЭТАП 2.

Перевод сырых баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-балльной шкале и дают возможность срав­нивать результаты различных исследований.


Таблица для перевода «сырых» баллов в стены.

1 Ио от -132

до-13

1

-13

-2

2

-2

10

3

10

22

4

22

33

5

33

45

6

45

57

7

57

69

8

69

80

9

80

132

10

2.Ид от -36

до-10

1

4 -10

-6

2

-6

-2

3

-2

2

4

2

6

5

6

10

6

10

15

7

15

19

8

19

23

9

23

36

10

3.Ин от -36

До- 7

1

-7

-3

2

-3

1

3

1

5

4

5

8

5

8

12

6

12

16

7

16

20

8

20

24

9

24

36

10

4.Ип от 30

До11

1

- 11

-7

2

- 7

-4

3

- 4

0

4

0

4

5

4

7

6

7

11

7

11

14

8

14

18

9

18

30

10

5.Ис от - 30

До - 4

1

-4

0

2

-0

4

3

4

8

4

8

12

5

12

16

6

16

20

7

20

24

8

24

30

9

28

10

6.Ис от -12

До – 6

1

- 6

-4

2

- 4

-2

3

- 2

0

4

0

2

5

2

5

6

5

7

7

7

9

8

9

11

9

11

12

10

7. Из от - 12

До – 3

1

-3

- 1

2

-1

1

3

1

3

4

3

4

5

4

5

6

5

7

7

7

9

8

9

11

9

11

12

10


ЭТАП З.


Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи 10-балльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стена.

Пример

«Профиль»-норма моего УСК


1 Ио 1

5,5

10

2 Ид 1


10

3 И 1


10

4 И 1


10

5 И 1


10

6 И 1

10

7 И, 1


10


Анализ результатов. Проанализируйте количественно и каче­ственно ваши показатели УСК по 7 шкалам, сравнивая свои ре­зультаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение впра­во (> 5,5 стена) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нор­мы (< 5,5 стена) свидетельствует об экстернальном типе УСК.















Тест «Стили руководства»


Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согла­сия: 1 балл — нет, так совсем не бывает; 2 — нет, как правило, так не бывает; 3 неопределенная оценка; 4 — да, как правило, так бывает; 5 — да, так бывает всегда.


Вопросы.

1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критико­вать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно. 6.Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушива­юсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительнос­тью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказывае­мые контраргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.

24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.

32. Излагаю свои мысли системно.

33. Я помогаю другим получить слово.

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуж­дениях.

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на ра­боту.

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.


Обработка результатов.

1) Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопро­сах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40 обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100).

2) Сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 — и обозначьте сумму через В.

3) Если сумма А, по крайней мере, на 10 баллов превышает сумму В, то большая часть людей считает вас хорошим диплома­том, вы способны учесть мнения других, склонны к демократи­ческому стилю управления. Если сумма А свыше 85 — склонны к либерально-попустительскому стилю

4) Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю руководства.

5) Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо вы еще не выработали свой стиль управления, либо склон­ны к непоследовательному стилю.


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
03.12.2024
111
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Жариялаған:
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі