Организация дидактической игры на уроке
математики в классах КРО
Утегенова Дана
Жаскленқызы
Практиа по предмету математика в КГУ
«ОШ№13»
Завппдно-Казахстанской
области
Дидактическая игра является одним из эффективных
методов и приемов обучения детей в коррекционных классах начальной
школы. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного
материала, на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь
на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она
является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации
и отработки необходимых умений и навыков.
В случае детей, обучающихся в коррекционных
классах, игра также способствует снятию барьера между внешним миром
знания и психикой ребенка.
Дидактическая игра для детей с
ООП
представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и
формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и
средством всестороннего воспитания личности
ребенка.
Основная задача дидактических игр состоит в том,
чтобы помочь детям с ООП
включиться в учебно-воспитательный процесс за
счет коррекции недостаточно сформированных навыков. В процессе игры
ребенок становится внимательным, запоминает информацию, мысли,
делает заключения, проявляет активность и
интерес.
Игровое действие позволяет осваивать то, что
заранее вызывает у школьника страх неизвестности.
Дидактические игры применяются на уроках
математики:
- при изучении нумерации чисел;
- на развитие геометрических
представлений;
- при изучении арифметических действий с
числами;
- при изучении величины;
- при формировании временных представлений и
т.д.
При отборе дидактических игр для детей с
ООП
необходимо учитывать:
1. Психологические особенности и возможности
детей.
2. Необходимость сбалансированности нагрузки и
исключения перегрузок при проведении занятий с элементами
игр.
3. Необходимость безусловного соблюдения
заданного образовательным стандартом объёма программного
материала.
4. Учет возможности недостаточной
подготовленности или ослабленности детей.
Основными критериями при отборе дидактических игр
являются их коррекционная направленность, учет особенностей
развития детей с ООП,
уровень сложности, доступный детям с ООП.
Руководство математической игрой - дело сложное и
тонкое. На уроке игры нужно проводить так, чтобы воспитывать в
младших школьниках самостоятельность и инициативу. Подчинение
игрового настроения детей команде учителя снижает педагогическую
ценность игры. Существует несколько общих правил, которых следует
придерживаться, организуя игру на уроках
математике:
математические дидактические игры не должны быть
утомительны;
во время проведения игры учитель по возможности
должен избегать замечаний играющим, так как это ведет к понижению
интереса к игре;
планируя урок, целесообразно отвести для
математических игр специальное место и время;
игры не должны носить случайный
характер;
учитель должен являться справедливым и
беспристрастным судьей.
При проведении математических игр учителю следует
опираться на выработанные методические указания:
а) игра должна быть понятной каждому
ребенку;
б) правила игры должны быть выражены точно, а
число их должно быть невелико;
в) подбор числового и геометрического материала
должен соответствовать программе класса и силам
учащихся;
г) легкие и трудные игры должны
чередоваться;
д) игры не должны требовать исполнения большого
количества предварительных упражнений;
е) участие в игре должно носить добровольный
характер
Подбирая математические игры для работы в
коррекционном классе, учитель должен подвергнуть их методическому
анализу. В методике игры можно выделить следующие основные
вопросы:
Цель игры.
Количество играющих.
Объем математических познаний, необходимых для
проведения игры.
Наличие необходимых предварительных
упражнений.
Правила ведения игры.
Возможные варианты игры.
Дидактические игры можно подобрать из
дополнительной литературы, пособий для развития логического
мышления детей. Среди таких игр можно подобрать те, которые
направлены на развитие операции классификации.
Дидактическая игра является одним из самых
эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья. Наряду с упражнениями игры дают возможность сделать то
или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили,
закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что
помогает более глубокому усвоению пройденного материала. Однако в
отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на
эмоционально-волевую сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она
является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации
и отработки необходимых умений и навыков.
Мыслительные операции, которые осуществляются
детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны быть
правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей
утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая
игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя
условиями.
Таким образом, дидактическая игра является одним
из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях
коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами
развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и
получить положительный обучающий эффект, повысить уровень развития
логического мышления и в частности операции
классификации.
Обучение математике в условиях коррекционного
обучения строится с учетом особенностей здоровья
обучающихся.
Дидактическая игра является одним из средств, с
помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного
обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к
учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить
положительный обучающий эффект. У детей с
ООП
ведущей деятельностью еще остается игра и с
помощью дидактических игр возможно формирование учебной
деятельности в процессе игры. Кроме того, игра затрагивает
эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является
наиболее эффективным средством формирования умений и
навыков.