Организация управления инновациями в
образовательном
учреждении
Понятие «инновация» в
российской и зарубежной литературе определяется по-разному в
зависимости от различий методологических подходов, среди которых
можно выделить два основных:
-
Инновация как результат
творческого процесса
-
Инновация как процесс
внедрения новшеств
Инновация - это результат
реализации новых идей и знаний с целью их практического
использования для удовлетворения определенных запросов
общества.
Понятие «инновация» тесно
связано с понятием «инновационный
процесс».
Сфера образования представляет
собой одну из наиболее инновационных отраслей. Ключевым ресурсом в
организации образования , осуществляющим инновационную
деятельность, являются знания, навыки и опыт
педагогов.
В настоящее время огромный мир
наполнен огромным количеством информации, в развитии науки и
техники, постоянное развитие и общества в целом. Поэтому любые
преобразования в обществе требуют и в системе образования. На мой
взгляд, преобразования в системе образования должны начинаться с
изменения практики преподавания самого учителя. Чтобы
совершенствовать систему образования, нужно изменять практику
преподавания учителя, перейти на новые подходы к обучению и
преподаванию. Я считаю, что учитель должен владеть современными
стратегиями в своей профессиональной практике. Учитывая постоянное
развитие новых методов обучения, просто необходимо обновлять и
совершенствовать свои знания.
В ходе создания, освоения и
распространения инноваций в сфере образования формируется новая,
современная образовательная система - глобальная система открытого,
гибкого, непрерывного образования человека в течение всей его
жизни. Эта система представляет собой
единство:
новых образовательных
технологий - технологических инноваций,
новых экономических механизмов
в сфере образования - экономических
инноваций,
новых методов и приемов
обучения и воспитания - образовательных
инноваций,
Использование новых технологий
в образовательном процессе приводит к тому, что
развиваются:
новые педагогические методы и
приемы,
новая образовательная среда
.
Сегодняшнее требование времени
– учителя должны быть активными участниками реформы образования,
активно участвовать в анализе собственной деятельности. Таким
образом, учителя получают возможность определять критерии в своей
профессиональной работе.
В настоящее время является
актуальным формирование у педагогов таких
навыков, как
– готовность и способность к
непрерывному образованию;
- развитие критического
мышления; профессиональную мобильность; креативность и
предприимчивость;
– конкурентоспособность;
– сочетание индивидуальных и
командных способностей;
– владение иностранными языками
как средство коммуникации.
Таким образом, мы можем видеть
новый тип педагогов, который нацелен на саморазвитие и
самообразование. Следовательно, приоритетным направлением является
трансформация концептуальных основ управления и развития
образовательных систем в рамках инновационных
процессов.
Виды инноваций в
образовании
Инновации в образовании
выделяют в три группы:
–
инновация-процесс – это
технологическое и управленческое усовершенствование или создание
принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество
нового или существующего образовательного процесса (обновление и
изменение концепций образования, содержания учебных программ,
методов и методик, способов обучения и
воспитания);
–
инновация-продукт – это
новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового
или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за
пределы образовательной организации (программное обеспечение по
оценке качества деятельности ППС; сайт; технология внеурочной
деятельности школьников; учебно-методический комплекс; или
комплект);
–
инновация-услуга – это
комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу
знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального
характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных,
групповых и общественных потребностей. Следовательно, инновационная
деятельность в сфере образования подразумевает комплекс мер по
обеспечению инновационного процесса на разных уровнях образования,
является неким механизмом, инструментом, направленным на
совершенствование системы образования в
целом.
Ключевую роль в развития
образования играет требование изменение методов и средств обучения
и воспитания на основе внедрения новшеств. Используемые в
образовательном процессе инновации должны соответствовать
сегодняшним потребностям и возможностям образовательной
организации, а также удовлетворять всех участников образовательного
процесса: обучающихся, родителей, преподавателей, способствовать
достижению качественного образования и высокого качества знаний
учащихся.
Решение таких задач возможно
только в динамично развивающейся образовательной организации, в
которой главную роль при осуществлении образовательного процесса
играют инновации. При этом возникает необходимость как в
формировании педагогического коллектива, способного осуществлять
инновационную деятельность, так и применения эффективных способов
регулирования процесса разработки и внедрения инноваций в
образовательном учреждении. Задача руководителя учреждения в данном
случае заключается в том, чтобы обеспечить необходимые условия для
осуществления инновационной деятельности, создать в своей
организации соответствующую атмосферу, способствующую максимальной
ее реализации и главное грамотно управлять инновационными
процессами, которые в свою очередь требуют глубокого научного и
практического осмысления.
Мотивация является одной из
ключевых функциональных сфер деятельности современного
руководителя, которая позволяет эффективно управлять главным
ресурсом организации - персоналом. Мотивация создает
заинтересованность работника в результатах труда и повышает его
эффективность. В связи с этим деятельность в сфере мотивации
персонала актуальна для каждой современной
организации.
В условиях внедрения
инновационных процессов в образовательный процесс, в рамках
обновления содержания образования, возникает необходимость
выстроить систему управления инновационной деятельностью с целью
повышения качества образования.
Считаю приоритетной проблемой
педагогического общества, использование педагогических условий для
развития инновационных методов в современной
школе.
Внедрение инновационных процессов в
образовании необходимо начать с
индивидуальной программы профессионального развития
педагога, составление
индивидуального маршрута профессионального развития педагога.
Проектирование программы профессионального развития педагога в
научно-методическом сопровождении инновационной деятельности в
образовательной организации.