Материалдар / Органная музыка
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Органная музыка

Материал туралы қысқаша түсінік
план урока
Авторы:
20 Мамыр 2024
200
1 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел


ФИО педагога

Бондарь Инна Владимировна

Дата


Класс 6

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Органная музыка

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


6.1.1.1 - анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.1 - определять жанры и виды классической музыки;

6.1.3.1 исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии

Цель урока

Все учащиеся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха

  • Стараются продемонстрировать музыкальную грамотность

Большинство учащихся:

  • Слушают органную Токкату и фугу И.С. Баха, анализируют ее художественные средства выразительности ;

  • Определяют жанры и виды органной музыки;

  • Демонстрируют музыкальную грамотность

  • Сравнивают средства выразительности музыки и других видов искусства

Некоторые учащиеся:

  • Определяют жанры и виды органной музыки, чувствуют их интонацию;

  • Свободно определяют музыкальный жанр и выразительные средства;

  • Передают художественный образ музыкального произведения голосом

Критерии успеха

  • Могут создать ритмический аккомпанемент произведения

  • Могут презентовать свою работу и оценивать её

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

задание: Слушание музыки

1. Ребята, мы сегодня познакомимся с самым большим в мире инструментом и композитором, который очень любил звучание этого инструмента и много писал для этого инструмента свои произведения. С композитором мы с вами уже знакомились в младших классах

2.Звучит «Шутка» И.С. Баха

Вопросы для обсуждения

Просмотрите "Галерею инструментов":

  • Какие изображены инструменты?

  • Какой инструмент звучал в произведении?

  • К каким группам относятся?

  • Знаете ли вы, как называется данный инструмент?

-Кто из вас узнал произведение?

-Может назвать автора произведения?

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

Учебник музыки, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, интернет-ресурсы

И.С. Бах «Шутка»- слушание

Изучение нового материала

задание. Информация о композиторе

Задание

1.Правильно, это Иоганн Себастьян Бах. Великий немецкий композитор

Бетховен о своем соотечественнике говорил: «Не ручей, а море должно быть имя ему»,

А испанский музыкант и композитор Пабло Казальс о нем говорил: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.

- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) великий немецкий композитор,

представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения, не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Родился в немецком городе Эйзенахе. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

Его наследие включает в себя произведения разных жанров.

Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.

В XVIII веке Бах не считался крупным композитором. Музыка его была более естественна в выражении чувств. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку, что не соответствовало господствовавшим в ту пору сухим нормам средневековой церкви.


Ребята, а кто еще может рассказать о И.С. Бахе?.

Найдите в интернете информацию о нем.


Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Любимым инструментом для Баха был орган.

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре - минор.


2. задание: Слушание музыки

Прослушайте отрывок произведения И.С Баха "Токката и фуга" ре минор, обсудите в группах.

  • Какие чувства и эмоции вызвала у вас данная композиция?

  • Знаком ли вам инструмент, который прозвучал?

  • Как он называется?

  • Чем отличается звучание инструмента от других (фортепиано, синтезатор, баян и т.д)?

  • Что необычного в звучании органа?


3 задание: Информация об Органе

Под орган душа тоскует…

Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.

Торжествует, негодует

Горестно зовет:

О благий и скорбный! Буди

Милостив к земле!

Скудны, нищи, жалки люди

И в добре, и в зле!

О Иисусе, в крестной муке

Преклонивший лик!

Есть святые в сердце звуки, —

Дай для них язык!

Орган - клавишно-духовой инструмент. Он состоит из множества металлических и деревянных труб. Когда органист нажимает на клавиши, воздух через специальный механизм поступает в трубы. Происходит звучание.
Органист- человек, приставленный в церкви для игры на органе, органный мастер.
Клавиши - это то, что передает нам музыку.

Разные по форме трубы придают звучанию различную окраску. Длинные трубы издают низкие звуки, а короткие трубы - высокие звуки.

Звуки органа могут напоминать нужную флейту, пронзительную трубу и даже человеческий голос.

Органист играет одновременно на нескольких клавиатурах. Клавиатура в органе - это клавиатура ,на которой играют руками.

А внизу располагается клавиатура для ног. Она называется педаль. С ее помощью органист исполняет низкие ноты , которые долго тянутся.

Записываются низкие ноты в басовом ключе.
Педаль- клавиша в органе, приводимая в движение ногами, с целью усиливать и ослаблять звуки.

Ребята, а сейчас я вам покажу фрагмент из концерта органной музыки где будет звучать уже знакомое нам произведение, после просмотра видеофильма вы передадите в сочинении-рассказе свои мысли о прослушанном произведении.

Я сейчас вам раздам листочки, где вы напишите небольшое сочинение. Какое впечатление на вас произвела органная музыка, что вы представили во время звучания органа. (Время ограничено 3-5 минут)


Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что за вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).

Полифония - это вид многоголосия в музыке, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.


4. задание: Исполнение песни

Канон-В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке – это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.


Учитель предлагает знакомую песню из пятого класса спеть каноном. Особая сложность в расчете ритма и вступления в определенное время с точным ритмом.

Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие




























Работа в группах по изучению биографии И.С.Баха









Слушание и отвечают на вопросы
























Смотрят видео об органе



































Исполняют песню










Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер



Учебник музыки

Портрет композитора

Слайды из жизни И.С.Баха

«Ария» И.С. Бах- фоном для рассказа о жизни композитора






Слайды или иллюстрации органа




«Скерцо» И.С. Бах - слушание
















И.С. Бах

«Токката и

фуга»

- слушание





видео игры музыканта на органе.

И.С. Бах

«Токката и

фуга»






















































«Во поле береза стояла»- канон

Рефлексия

(Д,К) задание: преобразуй мелодию

Исполните выразительно голосом на слог «та» основную мелодию и ритмический рисунок отрывка произведения И.С Баха "Токката и фуга" или «Скерцо». Создайте ритмический аккомпанемент произведения с помощью хлопков.

Презентуйте свою работу.


Домашнее задание

Найти интересную информацию об органе

Рассказать какие еще композиторы посвятили свое творчество органу

Рефлексия

П. Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль

(тему) и проводит ее все глубже, вживается в нее и вместе с этой мыслью внедряется в тайны души».

- А что вы можете сказать о музыке Баха?

- В чем ее величие, великая жизненная сила?


  • Что вы изучили?

  • Что нового узнали?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что у вас получилось хорошо?

- О чем хотите узнать?

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.


Лесенка «Успеха»









Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!