Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ош Сор русский язык огн 10 кл
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык»
(с русским языком обучения)
10 класс
(общественно-гуманитарное направление)
Нур-Султан, 2019
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор» 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения» 9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 14
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Наука и этика: киборги и клоны» 14
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек: права и свободы» 18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Tуризм: экотуризм» 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Экология души» 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 29
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Свободное время как показатель развития общества» 29
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Толерантность и межкультурный диалог»33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор» |
|
Виды речевой деятельности |
Слушание и говорение Письмо Соблюдение речевых норм |
Цель обучения |
10.1.3 Прогнозировать содержание по проблеме, поднимаемой в тексте 10.3.4 Создавать тексты различных типов и жанров научно- популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект) публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации
|
Критерий оценивания |
Обучающийся
ситуацией общения |
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
20 - 25 минут |
Слушание и говорение Задания
Имидж государства Инвариантным ядром рассматриваемой категории следует считать внутренний имидж государства (для граждан) — внешний имидж государства (для мировой общественности). С другой стороны, категория «имидж государства» объединяет в себе ряд релевантных (соответствующих) категорий имиджа: «имидж женщин», «имидж молодёжи», «имидж пожилых людей». Каждая из категорий отражает характеристики внутреннего и внешнего имиджей государства. Все компоненты такой сложно организованной категории, как «имидж государства», находятся в тесном взаимодействии и динамике и подвержены непрерывным трансформациям. Облик государства, его репутация часто базируется на элементах мифа, обобщённых стереотипах об этносе. Доля подобных «мифов» в политике велика. Мышление стереотипами |
характерно для психологии человека, применение клише позволяет экономить усилия в ориентировке в окружающей действительности, упрощает процесс познания.
3. Напишите заметку о недавно прошедшем международном форуме «Имидж Казахстана глазами молодежи иностранных государств» в городскую газету с учетом формы изложения (заголовок, ЛИД (вступление), основной текст, заключение), аудитории (молодое поколение Казахстана). Используйте лексику публицистического стиля. Соблюдайте орфографические нормы, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -
особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для
усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока
, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, б ессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание и др.).
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте |
1 |
определяет на основе прослушанного текста значение внутреннего и внешнего имиджа; |
1 |
развивает идею, заданную текстом (каким образом стереотипы наносят урон имиджу) |
1 |
||
аргументирует свои идеи (приводит не менее 3- х аргументов); |
1 |
||
соблюдает логичность и последовательность ; |
1 |
||
Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации |
2-3 |
пишет текст на заданную тему; |
1 |
пишет в соответствии со стилем; |
1 |
||
соблюдает структуру текста в соответствии с жанром (заметка); |
1 |
||
излагает факты, мнения, детали события, проблемы; |
1 |
||
пишет текст для определённой целевой аудитории (молодое поколение Казахстана); |
1 |
||
пишет текст логично, последовательно; |
1 |
||
Соблюдает орфографические нормы |
соблюдает орфографические нормы языка (допускается не более 3-х ошибок); |
1 |
|
Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
использует лексику публицистического стиля; |
1 |
|
использует стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения. |
1 |
||
Всего баллов |
13 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Имидж Казахстана: современный и исторический обзор»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Прогнозирует содержание по проблеме, поднимаемой в тексте |
Затрудняется при определяении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа; недостаточно развивает идею, заданную текстом, слабо аргументирует свои идеи |
Допускает ошибки при определении на основе прослушанного текста значения внутреннего и внешнего имиджа/ развивает идею, заданную текстом, недостаточно аргументирует свои идеи |
Определяет на основе прослушанного текста значение внутреннего и внешнего имиджа; развивает идею, заданную текстом, аргументирует свои идеи |
Создаёт текст публицистического стиля (заметка) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации |
Затрудняется при написании текста на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией; неточно излагает факты, мнения, детали события, проблемы |
Допускает ошибки при написании текста на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией/ понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы |
Пишет текст на заданную тему в соответствии со стилем, жанром и целевой аудиторией; понятно и точно излагает факты, мнения, детали события, проблемы |
Соблюдает орфографические нормы |
Затрудняется при написании слов в соответствии с орфографическими нормами языка |
Допускает ошибки при написании слов в сооответтвии с орфографическими нормами языка (более 3-х ошибок) |
Пишет слова в сооответтвии с орфографическими нормами языка (допускает не более 3-х ошибок) |
Использует лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
Затрудняется в использовании лексики публицистического стиля; стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения |
Допускает ошибки в использовании лексики публицистического стиля / стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения |
Использует лексику публицистического стиля ; стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения» |
|
Виды речевой деятельности |
Чтение |
Цель обучения |
|
Критерий оценивания |
Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков |
Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
25 минут |
Задания Прочтите текст. Мыслители прошлого активно и не бесконфликтно обсуждали проблему, какому из искусств следует отдать первенство в точности воспроизведения жизни. Культура древности отмечена единством слова и изображения: слово было изображением, а изображение – словом. По мере эволюции абстрактного мышления слово эмансипировалось от изображения. Вырабатывая понятия о явлениях и предметах, человек нуждался в их описании. Развитие сознания и творчество отделили рисунок от его словесного эквивалента. Расширение сферы практического и художественного опыта привело к тому, что слово и изображение уже не дублируют друг друга. Изображение перестает быть единственным способом объективации человеческой мысли. В слове обнаруживается способность передать более тонкие оттенки мысли и чувства. Язык изображений – самый доступный из всех форм информации. На протяжении многих столетий связь между словом и изображением являлась очень тесной. Нередко художники стремились в своих картинах добиться выразительных возможностей слова. Ранняя живопись долгое время тяготеет к повествовательности. Художник состязался с писателем, который, в свою очередь, соперничал с живописцем в точности описания внешности людей. Практически все искусства, кроме архитектуры и музыки, участвуют во взаимодействии слова и изображения. В процессе исторического развития между поэзией и живописью возникли конфликты относительно их главенства. С некоторых пор распространилась мысль о том, что творческая активность сосредоточивается на границах искусств. Писатели, художники, музыканты разрушают рамки привычного, находят в пограничье новые решения. Создается впечатление, что кинематограф обладает большими возможностями в сравнении с живописью и литературой. Преимущества языка изображения (живопись и кино) заключаются в его доступности. Современный человек живет в системе изобразительных знаков, делающих попятными систему коммуникации. Однако не следует игнорировать потенциал литературы. Словесное творчество побуждает к вдумчивой и неспешной рефлексии человеческого опыта, к скрупулезной самоинтерпретации. Едва ли не самое |
ценное в литературе – то, что она учит читателя мыслить и находить язык самовыражения.
Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности, в систему общественных ценностей в роли искусства фотография долго не вписывалась.
Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать её с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой.
Вначале многие сомневались: искусство ли кино?
Может быть это просто техническое средство для фиксации и распространения произведений традиционных, вечных искусств? Ведь с самого начала было ясно, что
«движущиеся фотографии» порождены бурно развивающейся техникой. И могут ли физика, химия оптика, механика породить новое искусство? Мир менялся так быстро и решительно, как никогда ранее в истории человечества. И все эти перемены, все глобальные процессы кино обязано было отразить. И не пассивно отразить, а активно вмешаться в них. Гигантская, потрясающая задача – влиять на жизнь человечества, на ход истории, развитие культуры, духовности, нравственности… И выполнять всё это – формируя свои выразительные средства, вырываясь из положения новичка, примитива, становясь едва ли не самым влиятельным, богатым и распространённым искусством!
Один из старейших кинорежиссёров и теоретиков киноискусства Сергей Юткевич сказал, что «кинолента равна у нас симфонии, поэме, изваянию, спектаклю», что киноискусство наше должно быть «умным, глубоким…».
Но кино сегодня - это не только искусство. Это носитель информации, идей, размышлений авторов, наконец, показ всего прекрасного и чудовищного, что имеет место быть в современном мире.
Выполните задания.
-
Составьте 3 вопроса высокого порядка для интервью с известным писателем, художником, композитором или фотографом. Формулируйте вопросы для интервью, основываясь на прочитанном тексте.
-
Выпишите из текста данные, которые можно использовать для аннотации к тексту, закончив предложения:
-
Данная статья поможет рассмотреть проблему……
-
В публикации затрагивается тема……
-
Научная статья посвящается исследованию……
-
Особое внимание было обращено автором…….
-
В публикации приведен тщательный и детальный анализ……
-
-
Сформулируйте вывод на основе текста (по1 предложению по каждому виду искусства), в котором отразите особенность каждого вида искусства.
-
Какой вид искусства вы считаете наиболее значимым, более затрагивающим эмоции и чувства? Почему? Дайте развёрнутый ответ (5-7 предложений) на вопрос, используя основную информацию текста для подтверждения своего мнения.
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Формулирует |
|
формулирует 3 вопроса высокого порядка; |
1 |
вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту |
|
||
формулирует вопросы с учётом целевой аудитории (писатель, художник и др.); |
1 |
||
формулирует вопросы, опираясь на прочитанный текст; |
1 |
||
|
|
определяет проблему статьи; |
1 |
|
1-3 |
определяет тему статьи; |
1 |
находит идеи (исследование, особое |
|
||
|
|
внимание, детальный анализ) для |
3 |
|
|
аннотации; |
|
|
|
выписывает из текста данные для аннотации, логично закончив предложения; |
1 |
|
|
формулирует вывод на основе текста по |
|
|
|
каждому виду искусства (не менее 3-х |
3 |
|
|
выводов) ; |
|
Использует приемы детального чтения |
|
даёт развёрнутый ответ (5-7 предложений) на вопрос; |
1 |
|
4 |
ясно формулирует свою точку зрения; |
1 |
использует информацию из текста для подтверждения своего мнения (не менее 2-х аргументов). |
1 |
||
|
|||
|
|||
|
|||
Всего баллов |
15 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Искусство и литература: различные формы художественного выражения»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Формулирует вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту |
Затрудняется в формулировке вопросов высокого порядка; находит мало идей в тексте для аннотации; в формулировке вывода на основе текста допускает ошибки |
Допускает ошибки в формулировке вопросов высокого порядка/ находит недостаточно идей в тексте для аннотации/ формулирует вывод на основе текста по некоторым микротемам |
Формулирует вопросы высокого порядка; находит идеи в тексте для аннотации; формулирует вывод на основе текста по каждой микротеме |
Использует приемы детального чтения |
Затрудняется при ответе на вопрос, при формулировке своей точки зрения; не использует информацию из текста для подтверждения своего мнения |
Допускает ошибки при ответе на вопрос/ формулирует свою точку зрения/ использует информацию из текста для подтверждения своего мнения с некоторой неточностью |
Даёт развёрнутый ответ на вопрос; ясно формулирует свою точку зрения; точно использует информацию из текста для подтверждения своего мнения |
13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Наука и этика: киборги и клоны» |
|
Виды речевой деятельности |
Слушание и говорение Чтение |
Цель обучения |
10.1.4 Участвовать в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы |
Критерий оценивания |
Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков |
Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
20-25 минут |
Задания 1.Прослушайте текст и подготовьтесь к дебатам, опираясь на предложенные вопросы и задания. При прослушивании вы можете делать записи. В парах обсудите проблему, затрагиваемую в тексте. Примите участие в дебатах(3 мин) по предложенной проблеме, убеждая оппонента в правильности своей точки зрения. 1). Сформулируйте свою позицию для участия в дебатах. Гуманно ли использовать клонов в качестве подопытных кроликов для развития медицины? Выскажите свою позицию относительно клонирования человека, приведите аргументы в пользу собственной точки зрения, основываясь на информации из текста. 2). Предложите свои пути решения этической проблемы клонирования. Ученые научились клонировать людей. Чем это грозит? Группа ученых из Китайской академии наук впервые клонировали макак-крабоедов тем же способом, что привел к рождению овечки Долли. Это подарило биологам возможность клонировать приматов, в том числе и человека. Почему же в 2018 году клонированные обезьяны считаются большим прорывом? Дело в том, что для этой цели использовалась техника, называемая пересадкой ядер соматической клетки. В отличие от дробления эмбриона, этот метод в теории позволяет получить неограниченное количество клонов от одного донора. А что может быть удобнее для биомедицинских исследований, чем генетически однородная популяция близких к человеку приматов? Со времен овечки Долли ученые клонировали 23 вида животных, в том числе собак, кошек, кроликов, свиней и коров. Однако получение генетически идентичных приматов означает, что в принципе мы можем получить и человеческие клоны (хотя макаки и не относятся к человекообразным обезьянам вроде горилл или шимпанзе). Впрочем, ученые заверили, что цели клонировать людей у них нет. Естественно, среди далеких от науки людей и противников клонирования могут возникнуть подозрения, что ученые неспроста решили вновь покуситься на законы природы — возможно, они осознанно или случайно создадут некое биологическое оружие, которое в конечном итоге погубит человечество. Однако не стоит забывать, что общий уровень смертности людей в конце XX — начале XXI века сильно понизился именно |
благодаря достижениям биологии и медицины. Хотя многие необоснованно опасаются клонирования, этот метод даст ученым небывалые возможности для создания новых лекарств.
Речь идет, прежде всего, о создании удобных модельных организмов. Макаки используются для исследований в области медицины, нейробиологии и поведения. Их геном на 93 процента идентичен человеческому (наш общий предок жил 25 миллионов лет назад), а различия во многом обусловлены геномными перестройками, а не отдельными мутациями. Иными словами, геном человека является своеобразной анаграммой генома макаки. Клоны очень удобны для тестирования лекарств.
Зачастую животные модели в медицинских исследованиях генетически склонны к развитию заболеваний, аналогичных человеческим: рак, различные виды деменции, болезнь Паркинсона, наследственные расстройства или аутизм. Именно на них испытывают новые терапевтические методы. Клонирование позволит исследователям быть уверенными, что у всех животных в группе из-за их идентичности точно разовьется то или иное заболевание.
Когда речь заходит о новых возможностях биотехнологий, на сцену выходят те, кто видит во всем этом не более чем атаку на этические нормы. Организации, выступающие в защиту животных, вообще считают эксперименты на животных (особенно тех, что похожи на человека) неприемлемыми — видимо, забывая тот факт, что именно благодаря животным человечество победило опасные инфекционные болезни, в том числе оспу, которая убила миллионы человек. Многих прорывов в области медицины не случилось бы без использования животных моделей.
Некоторые ученые, например, нейробиологи и этологи, считают, что животных в какой-то степени можно заменить компьютерными моделями, однако пока не существует технологий, позволяющих смоделировать целый организм и влияние лекарств на него. Даже культуры тканей (или выращенные «в пробирке» органы) не могут заменить животное, поскольку реагировать на препараты эти объекты будут совершенно по-разному.
Нужно ли бояться клонирования людей? Возможность делать генетически идентичные копии людей появится через несколько лет, хотя стоит подумать, для чего это делать? Очень сложно взять у взрослого человека ДНК и сделать его копию в виде младенца — без отточенной до совершенства техники перепрограммирования соматических клеток весь биологический материал от донора отправится в мусорное ведро.
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Участвует в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы |
1 |
выражает собственную позицию по вопросу; |
1 |
аргументирует собственную позицию; |
1 |
||
приводит доказательства из текста (не менее 3-х примеров); |
1 |
||
предлагает свои пути решения проблемы клонирования; |
1 |
||
соблюдает логичность и последовательность; |
1 |
||
поддерживает собеседника; |
1 |
||
Всего баллов |
6 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Наука и этика: киборги и клоны»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Участвует в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы |
Затрудняется выражать собственную позицию по вопросу; мало приводит примеров из текста; не предлагает разные пути решения проблемы |
Допускает ошибки при выражении собственной позицию по вопросу/ недостаточно аргументирует примерами из текста, предлагая 1 путь решения проблемы |
Выражает собственную позицию по вопросу, аргументируя примерами из текста, предлагая разные пути решения проблемы |
Использует приемы детального чтения |
Затрудняется при определении фактической информации в тексте; стиля, жанра и языковых особенностей текста |
Допускает ошибки при определении фактической информации в тексте/ стиля, жанра и языковых особенностей текста |
Выделяет фактическую информацию в тексте; определяет стиль, жанр и языковые особенности текста |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек: права и свободы» |
|
Виды речевой деятельности |
Письмо Соблюдение речевых норм |
Цель обучения |
10.3.5 Писать разные виды эссе, в том числе критическое, анализируя научную и публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором 10.4.3 Соблюдать словообразовательные, морфологические нормы (использование глаголов абстрактной семантики, глаголов несовершенного вида настоящего времени) |
Критерий оценивания |
Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
20 минут |
Задание 1. Недавно на форуме обсуждали проблему равенства. Прочтите нижеприведенные суждения разных людей о равенстве. Напишите критическое эссе, в котором выразите своё отношение к разным мнениям участников дискуссии, аргументируя своё мнение. Выразите собственное мнение по данному вопросу. Приведите свои примеры на основе личных наблюдений/ литературы. Правильно используйте глаголы несовершенного вида настоящего времени. Равенство есть вещь самая естественная, и в то же время химера. Ф. Вольтер
Чтобы чего-то добиться мало одного трудолюбия, нужно иметь если не талант, то хотя бы способности.
|
человека, но ты не используешь это возможность, то ты слабый, а не тот, у кого такой возможности нет.
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Пишет критическое эссе, анализируя публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором |
1 |
пишет текст в соответствии с темой; |
1 |
соблюдает жанровое своеобразие эссе; |
1 |
||
выражает своё отношение к разным мнениям участников дискуссии; |
1 |
||
аргументирует своё мнение; |
1 |
||
приводит три убедительных аргумента; |
1 |
||
приводит к каждому аргументу соответствующие доказательства; |
1 |
||
делает обоснованный вывод; |
1 |
||
Соблюдает морфологические нормы (использование глаголов несовершенного вида настоящего времени) |
использует глаголы несовершенного вида настоящего времени. |
1 |
|
Всего баллов |
8 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Человек: права и свободы»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
Пишет критическое эссе, анализируя публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором |
Затрудняется в написании текста в соответствии с темой, нарушает жанровое своеобразие; выражает своё мнение; аргументы не всегда соответствуют тексту, нарушает структуру текста |
Допускает ошибки при написании текста в соответствии с темой/ нарушает жанровое своеобразие/ выражает своё мнение/ приводит аргументы, соблюдает структуру текста |
Пишет текст в соответствии с темой, соблюдает жанровое своеобразие, эффективно выражает своё мнение, приводит убедительные аргументы, соблюдает структуру текста |
||||
Соблюдает морфологические нормы (использование глаголов несовершенного вида настоящего времени) |
Затрудняется при использовании глаголов несовершенного вида настоящего времени |
Допускает ошибки в использовании глаголов несовершенного вида настоящего времени |
Использует глаголы несовершенного вида настоящего времени |
||||
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Tуризм: экотуризм» |
|
Виды речевой деятельности |
Письмо Соблюдение речевых норм |
Цель обучения |
10.3.6 Писать тексты-описания и тексты-повествования в различных жанрах, используя средства воздействия на читателя 10.4.4 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных (обособленными членами, вводными словами, вставными конструкциями) и сложных предложениях |
Критерий оценивания |
Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков |
Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
20 минут |
Задания Просмотрите видеофильм "Казахстанская Швейцария – Боровое." (до 2 мин. 50с.) http://www.youtube.com/watch?v=vpc7id_nbmQ&feature=relmf
|
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
||
Обучающийся |
|||||
Пишет текст- |
|
пишет текст на основе видео; |
1 |
||
описание в жанре |
|
||||
пишет текст-описание; |
1 |
||||
рекламы, используя |
|
||||
текст соответствует жанру рекламы; |
1 |
||||
средства воздействия |
|
||||
на читателя |
|
||||
текст соответствует целевой аудитории; |
1 |
||||
|
|
использует синтаксические средства |
1 |
||
|
|
выразительности (инверсию, обращения, |
|
||
|
|
риторические вопросы, восклицательные |
|
||
|
|
предложения, градацию и т.д.), не менее |
|
||
|
|
2-х; |
|
||
|
1 |
использует лексические средства выразительности (сравнения, метафоры, |
1 |
||
|
|
олицетворения и т.д.), не менее 3-х; |
|
||
Использует |
|
использует обособленные определения; |
1 |
||
предложения, осложнённые однородными, |
|
||||
использует предложения; |
однородные |
члены |
1 |
||
обособленными |
|
правильно расставляет знаки препинания в |
1 |
||
членами; сложные |
|
простом предложении; |
|
||
предложения; правильно расставляет знаки препинания в |
|
|
|
||
правильно расставляет знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
||||
данных предложениях |
|
|
|
||
Всего баллов |
10 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Tуризм: экотуризм»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Пишет текст-описание в жанре рекламы, используя средства воздействия на читателя |
Затрудняется писать текст по видео, в соответствии с типом текста, жанром и целевой аудиторией; используя синтаксические и лексические средства выразительности |
Допускает ошибки при написании текста по видео, в соответствии с типом текста, жанром и целевой аудиторией/используя синтаксические и лексические средства выразительности |
Пишет текст по видео, в соответствии с типом текста, жанром и целевой аудиторией; используя синтаксические и лексические средства выразительности |
Использует предложения, осложнённые однородными, обособленными членами; сложные предложения; правильно расставляет знаки препинания в данных предложениях |
Затрудняется использовать обособленные определения, однородные члены предложения; при расстановке знаков препинания в простом предложении и в сложном предложениях |
Допускает ошибки при использовании обособленных определений, однородных членов предложения/ при расстановке знаков препинания в простом и сложном предложениях |
Использует обособленные определения, однородные члены предложения; правильно расставляет знаки препинания в простом и сложном предложениях |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Экология души» |
|
Виды речевой деятельности |
Слушание и говорение Чтение |
Цель обучения |
10.1.6 Оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение 10.2.7 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения |
Критерий оценивания |
Обучающийся
|
Уровень мыслительных навыков |
Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
25 минут |
Задания 1. Прослушайте текст. Составьте устное высказывание по прослушанному тексту, выражая своё отношение к информации текста (тема и идея, ситуация, проблема, актуальность проблемы). Вернул кошелёк — вернулся к жизни По-настоящему честные и порядочные люди не изменяют своим принципам даже в очень трудной жизненной ситуации. Именно таким человеком оказался 44-летний бездомный житель Таиланда по имени Варалоп. Подобрав на станции метро дизайнерский кошелек, он не соблазнился его содержимым, а поспешил вернуть владельцу. И это несмотря на то, что в кошельке было 20 000 бат (580 $) и кредитные карты, а у самого бездомного мужчины — лишь мелочь, которой едва ли хватило бы даже на еду. Вместо того, чтобы потратить найденные деньги на свои нужды, Варалоп отнес находку в полицию, которая установила хозяина кошелька. Им оказался 30-летний владелец фабрики Ниити Понгкрайньос, который был просто ошеломлен честностью бездомного человека. «Если бы я оказался в его положении, то вряд ли вернул бы кошелек, — признался он. - В благие намерения поверить труднее всего» Ниити хотел было предложить Варалопу деньги в качестве благодарности, но решил, что этого будет недостаточно. Поэтому он дал мужчине работу на своей фабрике, а также предоставил служебную квартиру. Теперь бывший бездомный зарабатывает 11 000 бат (317 $) в месяц, и ему больше не приходится ночевать в подземке. «Я так благодарен, что мне дали шанс изменить жизнь к лучшему, — говорит Варалоп. — Теперь у меня есть своя чистая кровать, и я по-настоящему счастлив». Прочитайте текст и выполните задания.
— вернулся к жизни», который вы прослушали? |
-
Каким образом можно развивать экологию души? Дайте развёрнутый ответ на вопрос, используя информацию из прочитанного текста.
-
Почему в современную эпоху актуален вопрос об экологии души? Ответьте на вопрос, используя информацию из текста и личный опыт.
Душа, как сосуд, который наполняется либо чистым и животворящим содержанием, либо опасной, разрушающей и губительной для человека сущностью. Для того, чтобы душа оставалась чистой и «незапятнанной», нужно честно оценивать ситуации, в которые ты попадаешь сам или в которые тебя просят вникнуть люди. Размышляя о том, что для чистоты души нужно совершать только добрые поступки и поступки на благо общества и себя самого, мы забываем, что всё-таки людям свойственно ошибаться. Человек, который заботится об экологии души, не станет разрушать мир вокруг себя.
В высказывании знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа говорится о том, что душа человека развивается до самой смерти.
«Внешний мир – отражение души», - ещё одна интересная мысль, которая заставляет задуматься о том, что всё окружающее человека – это его видение реальности. Ведь мир вокруг нас такой, каким мы его представляем.
«Величие души должно быть свойством всех людей», - так считал римский философ, поэт Луций Сенека. Я считаю, что величие души присуще далеко не всем людям. Вообще, величие – это возвышенное состояние и связано с такими понятиями, как благородство, великодушие. Эти качества олицетворяют людей, живших во времена рыцарей, королей. Раньше честь, отвага, благородство было в почёте. Люди готовы были отдать всё, чтобы иметь качества, присущие высшим слоям общества.
Реальность такова, что мы уже не верим во что-то доброе, так как окружающий нас мир меняется. Внутренний мир человека уже не имеет такую высокую ценность, как раньше.
«Мир настолько испортился, что когда перед тобой чистый искренний человек, ты ищешь в этом подвох», – смысл этого высказывания навевает ужасные мысли. Если вдуматься, то это действительно так, люди становятся меркантильными, пытаются в любом деле извлечь какую-то выгоду для себя.
Многие в растущем бездушии обвиняют прогресс. Наверно, частично прогресс изменил наше мировоззрение, но от нас зависит, какими ценностями мы наполняем нашу жизнь, как мы относимся друг к другу и к окружающей среде.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что экология души – это охрана души и ее красота. Главное для человека - очистить свою душу. https://educontest.net/ru/276519/%D1%8D%D1%81%D1%81%D0%B5-
%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Оценивает прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение |
1 |
раскрывает тему и основную мысль высказывания; |
1 |
выражает своё отношение к ситуации; |
1 |
||
оценивает поступки героев; |
1 |
||
выражает своё отношение к проблеме; |
1 |
||
оценивает актуальность проблемы; |
1 |
||
комментирует свою позицию; |
1 |
||
соблюдает логическую последовательность; |
1 |
||
соблюдает фактологическую точность; |
1 |
||
Извлекает и синтезирует информацию из различных источников, сопоставляет разные точки зрения |
даёт развёрнутое определение выражению, основываясь на информации из текста; |
1 |
|
делает вывод на основе сопоставления информации из 2-х текстов; |
1 |
||
даёт развёрнутый ответ на вопрос; |
1 |
||
использует информацию из прочитанного текста; |
1 |
||
отвечает на вопрос по тексту; |
1 |
||
приводит пример из личного опыта. |
1 |
||
Всего баллов |
14 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экология души»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Оценивает прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение |
Затрудняется при при раскрытии темы и основной мысли устного высказывания; выражает своё отношение к поступкам героев |
Допускает ошибки при раскрытии темы и основной мысли устного высказывания/выражает своё отношение к ситуации, поступкам героев |
Составляет устное высказывание, раскрывая тему и основную мысль; выражая своё отношение к ситуации, поступкам героев, к проблеме |
Извлекает и синтезирует информацию из различных источников, сопоставляет разные точки зрения |
Затрудняется в развёрнутом определении; в выводе на основе 2-х текстов; даёт краткий ответ на вопрос, недостаточно используя информацию из текста |
Допускает ошибки в развёрнутом определении/ в выводе на основе 2-х текстов/ даёт краткий ответ на вопрос, используя информацию из текста, сопоставляя с личным опытом |
Даёт развёрнутое определение;делает вывод на основе сопоставления 2-х текстов;даёт развёрнутый ответ на вопрос,используя информацию из текста, сопоставляя с личным опытом |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Свободное время как показатель развития общества»
Виды речевой деятельности Чтение
Цель обучения 10.2.8 Сравнивать стилистические особенности текстов
(композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора
Критерий оценивания Обучающийся
-
Сравнивает стилистические, композиционные, языковые и жанровые особенности текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
-
Прочитайте тексты. Сравните два текста, заполнив таблицу.
Параметры сравнения |
Текст 1. Свободное время |
Сходства |
Текст 2. |
Тема |
|
|
|
Основная мысль |
|
|
|
Проблема |
|
|
|
Цель |
|
|
|
Целевая аудитория |
|
|
|
Позиция автора |
|
|
|
Стиль |
|
|
|
Жанр |
|
|
|
Языковые особенности |
|
|
|
Композиционные особенности |
|
|
|
-
На основе данных таблицы напишите сравнительный анализ текстов.
Текст 1. Свободное время
В Швеции досуг является важной частью жизни, и многие люди в свободное от учебы или работы время занимаются разными видами деятельности. Если в свободное время вы увлекаетесь особыми интересами, у вас может появиться большой круг общения и больше контактов в шведском обществе. Для новоприбывших досуг – это отличный способ завести новых друзей и быстро выучить шведский язык.
В Швеции существует особое право – всеобщее право доступа к природным угодьям. Согласно ему любой человек имеет право свободно находиться на природе, и в том числе на земельных владениях, принадлежащих другим. В то же время это право подразумевает осторожность и уважение к природе и жизни животных, к землевладельцам, на чьих земельных владениях мы находимся, и к другим людям вокруг нас. Всеобщее право доступа к природным угодьям прописано в одном из четырех основных законов Швеции и носит как
разрешающий, так и запретительный характер.
Народные движения и система союзов и объединений в шведском обществе играют важную роль. Участие в союзах и объединениях вместе с другими – это отличный способ, позволяющий разным группам отстаивать свои интересы и прокладывающий путь в общество для новоприбывших в Швецию. В Швеции свобода объединений является неотъемлемой частью демократического общества. Существует много различных объединений – например, спортивные, культурные, музыкальные, религиозные.
Многие жители Швеции являются членами одного или нескольких объединений. Вы можете принимать участие в деятельности объединении в качестве члена правления, организатора или члена/волонтера. Систему союзов и объединений порой называют школой демократии.
В муниципалитетах Швейцарии обычно есть досуговые центры и дома культуры для молодежи школьного возраста. В досуговом центре подростки могут встречаться с друзьями. Там же проводятся различные курсы, на которых они могут заниматься музыкой, театром или танцами.
https://www.informationsverige.se/Ryska/Leva-och-bo/Pages/Fritid.aspx
Текст 2. Увидеть мир немножко по-другому
Наверняка, у каждого твоего друга есть увлечение: рисование, музыка, танец, спорт или театр. А сам ты что любишь делать?
Творчество вдохновляет, оно как глоток свежего воздуха в суетной повседневной жизни. Оно помогает увидеть прекрасное в обычных вещах. Когда что-то рисуешь, невольно передаешь свое настроение, выплескиваешь эмоции на бумагу. Говорят, характер человека отражается в его работе. Картины художника, пусть совсем юного, передают его внутренний мир.
Специализированная школа искусств – единственное место в республике, в котором непрерывно обучают музыке, хореографии или художественному творчеству. Отделение ИЗО появилось в школе в 1992 году. В нем учатся ребята от 6 до 17 лет. Дошкольники изучают обычное рисование. Дети с 1 по 4 классы обучаются основам изобразительного искусства. Школьники 5-9 классов получают здесь традиционное художественное образование. Они учатся рисунку, живописи, композиции и истории искусств.
Старшеклассники специально готовятся к поступлению в художественные вузы. Юные художники школы регулярно участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях, выставках и даже ярмарках.
Многие выпускники отделения поступают в известные творческие вузы. Немало и тех ребят, кто учится и вузах на факультетах, связанных с дизайном и художественным творчеством.
Если вглядишься в эти работы, и правда, понимаешь: художники видят этот мир немножко по-другому…
http://school-art.onego.ru/index.php/novosti2/51-uvidet-mir-nemnozhko-po-drugomu
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
|||
Обучающийся |
||||||
Сравнивает стилистические, |
|
сравнивает тексты с точки зрения темы, основной мысли; |
1 |
|||
композиционные, языковые и жанровые особенности текстов, |
|
|
|
|||
сравнивает тексты с точки зрения цели и целевой аудитории; |
1 |
|||||
сравнивает тексты с точки зрения стиля; |
1 |
|||||
учитывая |
тему, |
|
||||
основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора |
2 |
|||||
сравнивает тексты с точки зрения жанра; |
1 |
|||||
сравнивает тексты с структуры; |
точки |
зрения |
1 |
|||
|
|
сравнивает тексты с использования лексики; |
точки |
зрения |
1 |
|
|
|
сравнивает тексты с точки зрения использования синтаксиса; |
1 |
|||
Всего баллов |
7 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Свободное время как показатель развития общества»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Сравнивает стилистические, композиционные, языковые и жанровые особенности текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора |
Затрудняется при сравнении стилистических;композиционных, языковых и жанровых особенностей текстов; мало учитывая тему; основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию; позицию автора |
Допускает ошибки при сравнении стилистических/ композиционных/ языковых и жанровых особенностей текстов/ частично учитывая тему, основную мысль/ проблему/ цель/ целевую аудиторию/ позицию автора |
Сравнивает стилистические, композиционные, языковые и жанровые особенности текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Толерантность и межкультурный диалог» |
|
Виды речевой деятельности |
Слушание и говорение Письмо |
Цель обучения |
10.1.5 Строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической, социально- культурной и учебно-научной сфер 10.3.7 Корректировать и редактировать все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя |
Критерий оценивания |
Обучающийся
читателя |
Уровень мыслительных навыков |
Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения |
25 минут |
Задания Просмотрите видео «Урок толерантности». https://www.youtube.com/watch?v=Oqur4X3sUbg
«Как с пользой провести свободное время в другой стране». Прочитайте эссе иностранного студента. Откорректируйте и отредактируйте все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая целевую аудиторию и воздействие на читателя. У каждого человека есть свое свободное время, и у меня тоже. Как я провожу его? На первое место стоит, конечно, учёба, ведь все мы знаем, что учёба очень важна для студентов и она отнимает у нас слишком много времени, особенно изучение иностраного языка. Каждый день, после занятий я делаю домашние задания, повторяю уроки, слушаю русскую речь, учу новые слова, чтобы улучшить свой русский язык и хорошо усвоить культуру. Кроме учёбы, я часто читаю русских писателей. С детства я полюбил чтение, потому что чтение приносит мне радость и удовольствие. Каждый день на это уходит два часа. Что касается моего любимого писателя, то мне по душе Лев Толстой. Я прочитал несколько его произведений например «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение» и так далее. Хорошую, умную книгу читать не спеша, задумывая. Я даже перечитал несколько книг. Я очень люблю русскую литературу, потому что она очень глубокая и филосовская и |
заставляет меня задумываться.
Ещё я люблю заниматься спортом, ведь спорт помогает человеку стать сильным и здоровым. Вскоре после того как я поступил в университет я записался в спортивную секцию по волейболу. Каждый день я играю в волейбол с ребятами на територрии университета. Это не только помогает мне хорошо отдыхать, но и позволяет мне держать хорошее настроение. Кроме того, спорт изменил мой характер, ведь говорят, что спорт не ломает, а воспитывает и характер. Благодаря спорту я перестал быть замкнутым и стал очень активно общаться с другими.
В свободное от занятий время я ещё смотрю фильмы и слушаю музыку. Это очень хорошие виды отдыха. Ни помогают мне общаться и лучше понимать другую страну. https://otvet.mail.ru/question/178028446
Критерий оценивания |
Задание № |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Строит развёрнутый монолог-рассуждение |
|
формулирует тему для монолога- рассуждения; |
1 |
на заданную тему |
|
|
|
составляет монолог-рассуждение; |
1 |
||
|
|
раскрывает основную мысль; |
1 |
|
|
аргументирует свою позицию; |
1 |
|
|
использует для ответа информацию видео; |
1 |
|
|
приводит примеры из жизни, истории и др.; |
1 |
|
1-2 |
|
|
предлагает своё решение проблемы; |
1 |
||
|
|
соблюдает логическую последовательность; |
1 |
Корректирует и редактирует все |
|
исправляет грамматические и речевые ошибки; |
1 |
имеющиеся недочеты в |
|
|
|
исправляет орфографические ошибки; |
1 |
||
тексте, учитывая |
|
||
исправляет пунктуационные ошибки; |
1 |
||
цель, целевую |
|
||
аудиторию и воздействие на читателя |
|
||
вносит корректировку в соответствии с целью воздействия на читателей. |
1 |
||
Всего баллов |
12 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Толерантность и межкультурный диалог»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания |
Уровни учебных достижений учащихся |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Строит развёрнутый монолог-рассуждение на заданную тему; |
Затрудняется при составлении монолога- рассуждения, слабо раскрывает основную мысль, слабо аргументирует свою позицию; использует для ответа информацию видео, примеры из жизни; не предлагает своё решение проблемы |
Допускает ошибки при составлении монолога- рассуждения, недостаточно раскрывает основную мысль, недостаточно аргументирует свою позицию/ использует для ответа информацию видео примеры из жизни/ предлагает своё решение проблемы |
Составляет монолог- рассуждение, раскрывает основную мысль, аргументирует свою позицию; использует для ответа информацию видео примеры из жизни, истории и др.; предлагает креативное решение проблемы |
Корректирует и редактирует все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя |
Затрудняется в исправлении грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок; не вносит корректировки в соответствии с целью воздействия на читателей |
Допускает ошибки в исправлении некоторых грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок/ вносит некоторые корректировки в соответствии с целью воздействия на читателей |
Исправляет верно все грамматические, речевые, орфографические, пунктуационные ошибки; вносит корректировку в соответствии с целью воздействия на читателей |