«Особенности обучения русскому языку младших школьников в
классах с государственным языком
обучения»
Успешное овладение знаниями по
русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы с
государственным языком обучения невозможно без интереса детей к
учёбе.
Необходимо
показать
младшим школьникам как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты.
Это
имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности, т.к. у учащихся появится
стремление расширять свои знания по русскому языку как языку
межнационального общения, совершенствовать свою
речь.
Современная школа, на мой, взгляд, это школа, где ученики
должны получать не готовые знания, а научиться добывать знания
самостоятельно. Моя первостепенная задача как учителя
– обучить учеников тому, как учиться, способствовать формированию
независимых, самомотивированных, увлечённых, уверенных,
ответственных личностей с развитым критическим мышлением. Все эти
качества я должна формировать на уроке. Поэтому стараюсь
качественно, на высоком методическом уровне планировать каждый
урок.
Есть
правило: как начнёшь урок, так он и продолжится. В самом начале
задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить ребят в
работу, внести позитив – важная задача. В этом помогает правильно
подобранный и проведённый психологический настрой. Этот игровой
метод формирует
у учащихся сплочённость,
собранность, доброжелательность по отношению друг к другу. Подбирая
эмоциональный настрой необходимо учитывать возраст
детей,
сложившийся
психологический климат в классе. Для этого я использую различные
психологические
тренинги: «Круг радости»:
дети, взявшись за руки, образовывают круг, улыбаются и
говорят друг другу приятные, добрые слова, желают
удачи.
Или
такой приём как «Изобрази своё настроение в цветах»: зеленый —
хорошее, синий — не очень, красный — нет
настроения.
Создавая
для детей комфортный микроклимат на уроке, я использую такие приемы
как: «Улыбка другу», «Пожелание», «Фейерверк». Такая работа,
способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе,
которая предусматривает активный
диалог.
Одной из
важных своих задач считаю развитие у детей критического
мышления.
Я часто
использую на своих уроках методы и приёмы технологии развития
критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю — узнал — хочу
знать», составление кластеров, пятистишья, ассоциации, диаграмму
Венна. Эта технология дает возможность развивать и совершенствовать
творческий потенциал учащихся. С применением этой
технологии
повышается уровень
самооценки каждого учащегося.
Также на
уроках
я использую парные и
групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун»,
«Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также
задания творческого характера.
Развитию
мышления, речи учащихся, активизации их словаря способствуют
задания творческого характера. Творческие задания позволяют детям
создавать что-то новое, свое: рисунок, новый рассказ, начало текста
и т.д.
По моему
мнению, уже в начальных классах нужно больше уделять внимания на
анализ текста. Анализ текста направлен на то, чтобы формировать
навыки выполнения поисковых, проблемных и творческих действий. От первой встречи с
текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут
предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое
воображение учащихся.
Первый
шаг в формировании творческого мышления – ответы на поставленные
вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от
прочитанного: «Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Почему
рассказ так назван? Что нового и интересного вы узнали из текста?
Какова главная мысль текста? Назовите ключевые слова текста? и
другие».
Если
произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность
высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы
определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода
от репродуктивных упражнений к творческим. Здесь можно
воспользоваться пирамидой Блюма — от простого к сложному: по
предложенным критериям, на основе образца создать другой текст, а
затем преобразовать текст, создать совершенно новый текст, сочинить
сказку или стих, дать собственную оценку действиям
героев.
Можно
предложить ученикам задания, позволяющие идти от понимания темы,
содержания, идейного смысла произведения к размышлениям об
особенностях поведения героев, их оценке, к предложениям о
возможных вариантах развития
сюжета.
Научить
писать сочинения – дело очень непростое, и в этом помогают
сочинения – миниатюры. Ученикам предлагается тема, и они в
свободной форме должны выразить свои чувства, мысли,
переживания.
Мини –
сочинения позволяют учителю не только проследить степень
эмоционального воздействия на ребенка, но и увидеть процесс
формирования у него нравственных ценностей. Так, например,
ученик 4
класса «А» Ержанов Данияр после цикла уроков по теме «Зима» пишет
сочинение на тему «Зима»: «Наступила зима. Зима холодная, идет
снег. Снег белый, пушистый. Он блестит, как серебро, и слепит глаза. Снегопад неожиданно
превратился в метелицу, началась буря. Мороз крепчает и ветер
усиливается. Он воет и воет без остановки, такой сильный, что
сбивает с ног прохожих. А когда дует пронизывающий ветер и погода
такая холодная, даже не хочется куда – то
выходить».
Такие
сочинения являются свидетельством динамики в развитии интеллекта
ребенка, который приобретает умение самостоятельно, творчески
осмысливать прочитанное, переходить к созданию собственных
текстов.
На
уроках я использую такие виды работ: составление рассказа, сказки
по заданной теме (составь устный рассказ; попробуй написать письмо
другу в котором расскажешь о празднике
Наурыз).
В
развитии творчества учащихся младшего возраста большую роль играет
моторика рук (рисование). После чтения текста учащиеся рисуют
рисунки. Рисунки развивают следующие креативные качества :
воображение, фантазию.
Так
ученики 3 классов после уроков на тему «Птицы» нарисовали
прекрасные рисунки экзотических
птиц.
Еще одно
творческое задание, уже коллективное, требующее понимания
содержания языковых особенностей текста – озаглавить его. Особый
интерес для учащихся представляют задания, связанные с перестройкой
текста. Детям нравится придумывать новую концовку. Например, даю
задание: составьте текст на тему «Если бы я был лесником», «Если бы
я понимал язык птиц» и т.д. Прочитав начало текста, ученики
творчески переделывают ход повествования, придумывают разные
концовки, выражая свое отношение к описываемым
событиям.
Развивая
связную речь, необходимо обучать повествованию, описанию и
элементам рассуждения. Дети часто пишут сочинения разного типа:
описание, повествование и рассуждение («Книги читаю – мир
открываю», «Моя Родина – Казахстан», «Моё любимое домашнее
животное», «Любимый вид спорта», «Зима» и
другие).
В школах
с казахским языком обучения на первом месте должно стоять
диалоговое обучение. Дети часто составляют диалог по образцу.
Диалог – наиболее близкая форма речи для детей, позволяющая
воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на уроке
речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям,
требующие от ученика обмена мыслями, участия в обсуждении данной
темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и
другие).
Диалоги
на уроке составляются парные,
групповые.
Уроки
русского языка в начальных классах казахской школы – это уроки
развития творческого воображения, уроки развития речи, обогащения
словарного запаса. Существует многообразие приёмов и методов
сделать уроки насыщенными, интересными, эффективными, приносящими
радость и удовлетворение, как ученикам, так и учителю. Моя задача как учителя
неустанно их находить и применять на
уроке.