Материалдар / "Особенности преподавания биологии в коррекционной школе"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Особенности преподавания биологии в коррекционной школе"

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок биологии строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями. Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с (ОВЗ) – умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қараша 2021
429
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Доклад на тему: "Особенности преподавания биологии в коррекционной школе"

Урок биологии строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с (ОВЗ) – умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Все учебные предметы группируются в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий.  Базисный план включает общеобразовательные пред­меты: родной язык (чтение, письмо), ма­тематика, биология, география, история Отечества, изо­бразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умствен­но отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы: «Социаль­но-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие уст­ной речи на основе изучения предметов и явлений ок­ружающей действительности», имеющие коррекционную направленность.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.

 Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

 Характерен замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Необходимо осуществлять повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. При обучении максимально опираться на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы. Упрощать знания, умения, навыки с учётом возрастных и психофизических возможностей  ребёнка.

Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления.

            Большое значение имеет наглядность в процессе обучения. Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях ок­ружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно логическому мышлению, у них до школы была ограничена.  Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке ,аппликации или учитель организует их труд в изготовлении наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках. 

Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.

             В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации ,биологических терминов. .особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий.

Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и др. свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что ученики в состоянии понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в коррекционной школе VIII вида носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может быть, и не связано с коррекцией.

 Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро , ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала учащиеся учатся находить названия учебника, нужную страницу, картинку, текст. Учащихся необходимо научить рациональным приёмам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.

Важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространства, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, расширяется кругозор. Игры должны быть доступны по сюжету и движениям, интересны для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе. Их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока. Подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей детей. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.

Если учитель на уроке использует, какие либо задания, упражнения то они должны сочетаться  с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой. Постепенно ученики должны усвоить, что прежде чем приступить к выполнению задания или упражнения, нужно прочитать задание, вспомнить на какое правило данное упражнение, найти и прочитать это правило, посмотреть образец выполнения задания, обратиться за помощью в случае затруднений к учителю. Затем приступить к выполнению задания. Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным.

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и  психологическую коррекцию.  Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах. В общеобразовательной школе пока не удаётся создать все условия, удовлетворяющие специальные образовательные потребности определённого контингента учащихся.В настоящее время совершенствование учебно-материальной базы школы -одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока ,так как работа с ним для учащихся – это и источник новых знаний и средство для усвоения, общения, повторения изученного материала .Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий (натуральные объекты, муляжи, модели, рельефные таблицы, печатные пособия и экранно-звуковые средства обучения). На своих уроках я достаточно часто использую различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам, кинофрагментам, кинозарисовкам, презентациям, видеороликам, мультипликациям. По методической направленности кинофильмы можно разделить на две группы: - фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. По структуре фильмы можно также разделить на две группы - целостные и фрагментарные . Целостные фильмы в основном раскрывают содержание крупной темы и рассчитаны на непрерывную демонстрацию. Как правило, фильмы обобщающего характера создаются целостными. В фрагментарных - каждый фрагмент раскрывает содержание какого-либо узкого конкретного вопроса, а фрагменты объединены общей темой. В большинстве случаев фрагментарные фильмы предназначены для демонстрации в качестве источника новой информации. В первую очередь хочется отметить особую выразительность учебного кино. Объект, явление процесс в кинофильме могут быть даны таким образом, что будет представлена возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы. В учебных фильмах широко используются специальные виды съемок – цейтрафер (замедленная съемка) и рапид (ускоренная съемка). Эти виды специальных съемок дают возможность рассмотреть на экране те процессы или явления, которые не доступны для прямого восприятия человеческим глазом. Это чрезвычайно важно при изучении биологии. Так, например, в кинофильме «Сезонные изменения в жизни растений» благодаря цейтраферной съемке становится возможным рассмотреть процесс распускания почек ивы ольхи, распускание цветков нарциссов и тюльпанов, позволяет рассмотреть рост листьев и побегов. Рапидная съемка делает возможным изучение на экране тех процессов, которые протекают слишком быстро (например - движение конечностей лошади, челюстей хищников и многое другое). К специальным видам съемки следует отнести и микросъемку. Школьные микроскопы дают небольшое увеличение, что не позволяет рассмотреть тонкие клеточные структуры. Киноленты, где использована микросъемка, позволяют проникнуть в микромир клетки и наблюдать жизнь клетки в движении. А использование мультипликации (особенно для наших детей) облегчает восприятие сложного учебного материала, так как мультипликационные схемы подают материал в упрощенном виде, где выделяют самые существенные детали и моменты. Мультипликация позволяет продемонстрировать учащимся динамические схемы протекания различных биологических процессов. Расположение изображений в кадре и последовательность кадров значительно облегчают проведение учащимися различного рода сравнений и сопоставлений, выделение главного в изобразительном материале. Важной особенностью учебного кино является возможность показа такого материала, который не может быть продемонстрирован учащимся никакими другими средствами обучения. Здесь имеются ввиду съемки, проведенные в научных лабораториях, в живой природе (океанах, морях, кратерах вулканов, воздушной среде), таких экспериментов, которые не осуществимы в условиях школы. При демонстрации кинофильмов, имеющих такой материал, учащиеся становятся соучастниками биологических экспериментов и кинофильм позволяет непосредственно следить за их ходом. Нельзя не сказать и о натуральной съемке, демонстрирующей природу. Использование на уроках кинолент, показывающих природу различных зон земного шара, позволяет познакомить учащихся с флорой и фауной тех территорий, где они никогда не бывали. Ознакомление школьников с красотами природы родной страны, многообразием растительного и животного мира положительно сказывается на их эстетическом воспитании и развитии чувства любви к Родине, ее природе, вызывает стремление к охране ее богатств. Все перечисленные особенности учебных кинофильмов по биологии позволяют эффективно их использовать на уроках для решения задач биологического образования и воспитания учащихся. В настоящее время мною накоплен значительный опыт использования учебных фильмов на уроках. Мы начали снимать свои фрагментарные, пока еще короткие, скромные по содержанию, но интересные фильмы. Ребятам нравится их просматривать, дискуссировать, отмечать то, что удалось, указывать и видеть недостатки. Эту интересную работу будем продолжать и накапливать определенный опыт.






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!