Особенности психологической работы с детьми
предшкольного возраста в игровои форме
В
работе практических психологов все чаще используются различные
графические тесты приемы. Особенно актуально их применение при
работе с детьми с затруднениями в общении, так как в силу их
проблем ,характера психологических защит. Кроме того, воспитанники
испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать,
анализировать ,выражать в слове свои затруднения и проблемы.
Консультативная работа с такими детьми требует методических приемов
,обеспечивающих установление продолжительного доверительного
контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и
свободное ,откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка по
поводу его коммуникативных затруднений.
« Мои круг
общения»-прием предназначен для выявления круга и
характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками,
родителями и учителями.
Начиная беседу, я говорю: «Я знаю, что любой
человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого .Давай лучше
мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь ,а потом обсудим
некоторые интересные и важные ее моменты».
Практика показывает ,что такое введение снимает
настороженность ,присущую началу общения с незнакомым человеком,
неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его
готовым к сотрудничеству со взрослым.
Дальнейший ход работы направляется следующими
побуждениями.
-
«Давай представим ,с кем и где тебе приходится
общаться в течение всего дня, каждому найдем место ( «дом») в этом
круге твоего общения».
-
«Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми ,с
которыми тебе приходится сталкиваться более близко ,это могут быть
и симпатичные люди (друзьями приятели),
-
«Давай в твоем круге людей, с которыми у тебя
сложились добрые отношения ,и тех ,общение с которыми тебя
огорчает»
-
«Давай в большом круге нарисуем еще два круга:
один -в серединке и еще одни- маленький ,ближе к центру ,а в самом
центре темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый –
«радостный», «приветливый»- покажем ,кто как к кому относится ,кто
больше друг другу доставляет радость ,кто и насколько друг другу
приятен.
«Кто виноват?» -прием направлен на выяснение осознанности
ребенком меры ответственности за возникновение и разрешение
конфликтных взаимоотношений с каждым партнером взрослым или
сверстником.
Обсуждение проблем с ребенком дает представление
о наличии и силе защитных механизмов в ситуации обид и конфликтов
,степень агрессии, готовность к сохранению или изменению отношения
к партнеру по общению и к себе.