ОСОБЕННОСТИ
ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Свириденко Анна
Николаевна
Учитель начальных классов
средней школы № 30 города Шымкент
Внеклассная работа - это
система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения
и формам воспитательно-образовательных внеурочных
мероприятий.
При правильном сочетании внеклассной и урочной
работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы
учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная
работа, тесно связанная с урочной. Создавая у учащихся
положительные эмоции, ВР способствует мотивации учения, т.е.
формирует у учащихся потребность в изучении предмета.
Целью внеклассной
работы является создание условий для более полного осуществления
практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих
целей обучения в единстве с обязательным
курсом
В процессе осуществления внеклассной работы могут
достигаться различные цели в комплексе: воспитательные,
познавательные (образовательные), развивающие и обучающие
(практические).
От выбора формы внеклассной работы, от ее
содержания зависит, какая цель будет главной в каждом отдельном
случае: познавательная, развивающая или
воспитательная.
Внеклассная работа – широкое и неоднозначное
понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по
содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам
руководства занятия. Например, внеклассное чтение и проведение
школьных праздников и вечеров – все это область внеклассной
работы.
Внеучебная
работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся в коллективах
на основе самоуправления, активности и самодеятельности детей при
направляющей роли классных руководителей.
Внеурочная
работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному
процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не
всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая
роль в ее планировании и организации принадлежит педагогам. Пример
тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники по
расширению и углублению у школьников знаний программного
материала.
Внеклассная работа в школе имеет большое
воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной
связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность,
рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на
использование содержания учебного материала в жизненной практике
учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности,
создает условия для реализации индивидуальных способностей
школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к
самосовершенствованию.
Прежде
всего, следует отметить, что при правильном сочетании ее с учебной
работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы
учебно-воспитательной деятельности в целом. Внеклассные занятия
можно рассматривать как одно из средств дифференциации обучения и
воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана.
Они помогают также дополнить учебный план. В известной степени
устранить его слабые места.
Внеклассная работа создает особо благоприятные
условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для
проявления самостоятельности, развития общественной активности.
Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой
благоприятной основой сплочения коллектива, какой являются
трудовая, игровая деятельность, в которые учащиеся включаются
наиболее активно во внеучебное время. Здесь дети вступают в
многосторонние взаимоотношения между
собой.
Внеклассная работа проводится на основе общих
принципов воспитания, которые составляют исходные начала при
определении ее направления, содержания, формам и методов. Это
принципы: добровольности; связи внеклассной и внешкольной работы с
жизнью, трудом; единства и целостности воспитательного процесса;
ориентация на ценности и ценностные отношения; принцип учета
возрастных и индивидуальных особенностей детей; Принцип единства
воспитательных воздействий. Все они тесно взаимосвязаны между собой
и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе
определенную устойчивость, одновременно открывая динамические
возможности.
Одним из
основных принципов является принцип добровольности. Суть его
состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность,
которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить
свои способности, талант, добиться определенных результатов:
кому-то нравится музыка. При этом важно следить за тем, чтобы
учащиеся не были перегружены этой
деятельностью.
Принцип
единства и целостности воспитательного процесса означает, прежде
всего, соединение обучения и воспитания в единое целое,
органическую связь между учебной, внеклассной и внешкольной
работой. Неразрывность этих сторон педагогического процесса –
главнейшее условие повышения его
эффективности.
Содержание
внеклассной работы в начальных классах должно быть рассчитано на
расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными
явлениями жизни. Неустойчивость внимания детей этого возраста
заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с
ними, значительное место отводить игре.
Принцип
единства воспитательных воздействий является необходимым условием
при организации внеклассной воспитательной деятельности с
учащимися. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную
работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать
нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое
каждым человеком по своему разумению.
Внеклассная воспитательная работа с учащимися
имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты
организации педагогического процесса, композиционное построение
воспитательного мероприятия. Наиболее распространено следующее
общее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые
(групповые), объединяющие и массовые. Индивидуальная работа – это самостоятельная
деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на
выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за
рамки учебных программ. Сюда относятся, подготовка докладов,
заметок в газету, выполнение трудовых заданий.
Кружковая
(групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию
интересов и творческих способностей и дарований учащихся в
определенных областях науки, спорта, углублению знания ими
программного материала, дает новые сведения, формируют умения и
навыки.
Формы
массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в
школе и внешкольных учреждениях. Они очень разнообразны и по
сравнению с другими формами внеклассной работы имеют преимущество в
том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им
свойственны такие специфические особенности, как красочность,
большое эмоциональное воздействие на
детей.
Вышеназванные формы – это далеко не единственные
способы организации внеклассной работы с младшими школьниками, тем
более что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня.
Каждый учитель начальных классов, опираясь на свой опыт,
потребность в самореализации. Может принять в нем
участие.
Таким
образом. Внеклассная работа является основной сферой формирования
коллективных отношений, воспитания активных и сознательных
участников общественной жизни.
Использованная
литература:
-
Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009.
-
Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение
эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
-
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/
-
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/03/20/rol-i-mesto-vneklassnoy-raboty-po